Первый автомобиль в мире

Когда начался серийный выпуск

Первым человеком, запустившим в производство механическое стиральное устройство, стал Уильям Блекстоун. Свою машинку этот изобретатель придумал и собрал специально ко дню рождения жены в 1874 г. Позднее удобное механическое оборудование стало приносить семье неплохой доход.

В Европе механические стиральные машины впервые начали выпускаться в 1900 г. Изобретателем нового оборудования, предназначенного для удаления грязи с одежды, в этой части света стал немец Карл Миле. Работала собранная им машинка на основе маслобойки. Небольшая партия таких механизмов в те времена была завезена в том числе и в Россию.

Попытки в России

В России также пытались изобрести самый первый автомобиль, поэтому в 1752 году Михаилу Ломоносову был представлен прообраз первой машины. Им занимался обычный крестьянин Леонтий Шамшуренков.

Изобретатель привез в Санкт-Петербург четырехколесную самостоятельную коляску, которая имела педальный привод. Он доказал, что его транспорт может передвигаться со скоростью 15 км/час. Леонтий показал Ломоносову и первый прототип верстометра, который показывал пройденный путь авто.

Спустя 30 лет в России продолжались попытки приблизиться к современной машине. В начале 1780 годов Иван Кулибин работал над модификацией кареты, куда собирался добавить педали. Уже в 1791 году ему удалось представить трехколесный экипаж, который передвигался со скоростью 16,2 км/час. Это изобретение познакомило людей с коробкой передач, маховым колесом и подшипниками качения.

Поскольку в государстве никто подобные изобретения не поддерживал, многие прекратили работу на ними.

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания

В 1960 году Этьен Ленуар
создал первый двигатель внутреннего сгорания. Его изобретение дало сильнейший
толчок автомобилестроению. ДВС обладали высокими мощностными характеристиками,
а также их запас хода выгодно отличался от любых аналогов. 

Позже моторы подверглись доработке, и их мощность поднялась до 3 л.с. Финальной версией был двигатель объемом 1990 куб. см, его оснастили вертикальным цилиндром, а также реализовали двухклапанный механизм газораспределения. Шасси было очень простым — сварная конструкция из стальных труб. О подвеске говорить и не стоит: спереди простая вилка, сзади ось и два колеса. Сцепления также не было, коробка передач отсутствовала. Автомобиль оснащали ленточным тормозом, который взаимодействовал со шкивом ременной передачи. 

Motorwagen —  первый запатентованный автомобиль в мире. Назвать его машиной сложно, скорее, это самоходная повозка.35-сильный Мерседес был произведен в 1901 году. Его экстерьер мало кого оставит равнодушным. Автомобиль получил рессорную подвеску и механическую коробку передач

Господа Даймлер и Бенц создали новую компанию по производству автомобилей, она была названа «Мерседес», в честь дочери Готлиба Даймлера. Первым автомобилем был Merсedes 35hp, его выпуск начался в 1901 году. Мощностные показатели заложены в названии. Планировалось, что машина станет гоночной, но вскоре было решено использовать ее как массовое транспортное средство. Всех поразила максимальная скорость — авто разгонялось до 75 километров в час, а расход топлива был 20 литров на 100 км. Силовая установка была довольно инновационной: 4-х цилиндровый агрегат объемом 5,9 литра. Двигатель имел 8 клапанов, расположенных с боку, их привод осуществлялся с помощью внешнего распредвала. Также автомобиль оснастили 4-х ступенчатой механической коробкой передач. Технические характеристики машины представлены ниже:

Двигатель Mercedes-Benz 35HP 5.9
Тип бензиновый
Рабочий объем, куб.см 5910
Число и расположение цилиндров рядный, 4-х цилиндровый
Мощность, л.с. при
об/мин
60 /
Трансмиссия Mercedes-Benz 35HP 5.9
Тип МКПП
Механическая 4-ступенчатая
Кузов Mercedes-Benz 35HP 5.9
Количество дверей (мест) (2)
Подвеска Mercedes-Benz 35HP 5.9
Подвеска на полуэллиптических рессорах
Тормоза Mercedes-Benz 35HP 5.9
Тормоза барабанные на задних
колесах и на трансмиссии
Эксплуатационные
показатели Mercedes-Benz 35HP 5.9
Максимальная скорость, км/ч 90 (-)

Кто придумал машину: Первопроходцы

Что-то похожее на первый автомобиль изобрел простой крепостной Леонтий Шамшуренков, который жив в Нижнем Новгороде. 1 ноября 1752 года его изобретение было представлено в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге. Самоходная четырехколесная коляска могла разгоняться до пятнадцати километров в час и везти двух человек. Изобретатель представил общественности и первый счетчик пройденного пути, так называемый верстометр.

[/ezcol_2third_end

В 1791 году Иван Кулибин, гениальный изобретатель, представил свое детище – трехколесный экипаж, который мог передвигаться самостоятельно. Он же сумел поставить первый рекорд скорости для самоходной машины – 16,2 км/ч. Кулибин очень любил свою машину и часто разъезжал на ней по улицам Санкт-Петербурга, вызывая в восхищение у прохожих.

В Европе изобретатели активно работали над бензиновыми двигателями. Главным автомобильным инженером Европы считается Карл Бенц, сумевший изобрести четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Кроме Бенца над подобными двигателями работал Рудольф Дизель.

Другой немец, Шенбейн Кристиан Фридрих, в 1838 году представил водородный двигатель, а первые машины с электромотором считаются изобретением венгерского конструктора Аньоша Йедлика.

Неповторимый «Mercedes»

Поэтому следующие шаги фирмы были направлены на уменьшение веса и управляемости автомобилем. В связи с этим не удивительно, что нашлись люди, которые желали бы иметь такую машину в своём гараже.

В итоге мир увидел модель названую в честь дочери Даймлера – Мерседес. Она, выйдя из мастерских завода в 1900 году, стала прообразом современных машин. Поэтому, какой первый автомобиль не считался бы интересным, всё же только с этого времени начали выпускать что-то похожее на него.

Первый автомобиль серии «Mercedes», модель 1901 года

Ведь модель «Mercedes» смогла соединить в себе такие элементы, как:

  • возможность переключения передач;
  • сотовый радиатор;
  • зажигание с применением низкого напряжения и магнита;
  • низко установленную штампованную раму;
  • механический привод для впускных клапанов (от которого потом всё же отказались).

Суммарное количество таких новшеств дало Мерседес множество преимуществ, главным из которых стоит считать повышенную надёжность и послушность во время своей эксплуатации. Особенно надёжности приобрели тормозные системы, а качество всего “агрегата” восторженно обговаривали во всём мире. Конечно, собиралась эта модель не так, как первый автомобиль.

Год 1904-й знаменателен появлением «Mercedes-Simplex». Он имеет отличный четырёхцилиндровый двигатель (5,3 литра) с клапанами расположенными с боков. Даже в настоящее время его нельзя назвать старомодным.

Mercedes-Simplex, модель 1904 года

Интересно то, что Даймлер и Бенц никогда не видели друг друга, однако постоянно соперничали. По иронии судьбы в 1926 году, когда изобретателей уже не было в живых, их компании объединились, создав “Даймлер-Бенц”.

Австралийцы доказывают в свою очередь, что отцом-изобретателем первого автомобиля был не Бенц и не Даймлер, а Зигфрид Маркус. Именно этот изобретатель построил автомобиль, который с недавнего времени взят под охрану, как государственный памятник.

Автомобиль был изготовлен с 1875 года по 1889 год. Точную дату определить невозможно, пока не изучены основные узлы шасси и двигателя. Однако машина Маркуса действительно очень древняя.

Экипаж Зигфрида Маркуса, модель 1875 года

Поэтому, кто бы ни был первым изобретателем автомобиля, всё же Маркус, Даймлер и Бенц двигались в одном направлении и это главное. А вы как считаете?

Карета

О происхождении первого колеса сегодня ведутся споры. Колесо в Месопотамии датируется 4 тысячелетием до н.э. Оно представляло собой деревянный диск с отверстием посередине. Лошадь была одомашнена около 6000 лет назад. Когда появился гениальный человек, который соединил лошадь с колесом и изобрёл телегу, неизвестно, но запряженная повозка появилась уже в шумерских источниках.

В Месопотамии повозка была запряжена одной или двумя лошадьми и называлась колесницей. Время шло, колесница превратилась в карету. Вспомните сказку о Золушке. Карета у нее было что надо: запряженная шестеркой лошадей в яблоках, позолоченная, управлялась упитанным кучером, а на запятках ехали 6 лакеев в золотых ливреях. Если бы принц знал, на чем приехала на бал обладательница хрустальной туфельки, он искал бы ее с утроенной силой.

Количество лошадей, внешний вид кучера, количество лакеев и их ливреи, дизайн, материал из которого сделана карета, наличие герба — все эти детали могли много рассказать о пассажире-хозяине кареты.

У такого транспорта были серьезные минусы: карета часто застревала в дороге и ломалась, требовала серьезных затрат на ремонт, вытрясала из пассажира всю душу во время поездки. Постепенно транспорт совершенствовался, инженеры придумали подвески, рессоры, более комфортабельный кузов.

Карета не всегда была удобной с точки зрения безопасности. Если при покушении на Наполеона в 1800 году карета приняла на себя ударную волну, то Александра II уберечь не удалось.

Подъем советского автомобилестроения.

В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность двигателя четырехведерного фаэтона составляла 40 л.с., скорость — до 90 км\час. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1. В 1936 г. прошли официальные испытания серийных ГАЗ-М-! и в 1937 году начался серийный выпуск этих автомобилей. Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Многие автоисторики утверждают, прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40. Завод выпускал несколько модификаций «эмки». Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415. В марте 1940 г. начался выпуск Эмки ГАЗ-11-73. В середине 1943 года выпуск прекратился из-за разбомбленного кузовного цеха. В 1945-48 г.г. удалось собрать из уцелевших деталей 233 автомобиля и затем выпуск Эмок был прекращен. Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. Модель имела две двери. Чтобы добраться к задним сиденьям, следовало отбросить вперед спинки передних сидений. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам. Уже в начале 1943 года конструкторы Горьковского автозавода получили задание на создание послевоенного легкового автомобиля. Будущая Победа является первым советским автомобилем после НАМИ-1 исключительно советской разработки. Официальное название автомобиля ГАЗ-М-20-«Молотовец, двадцатая модель». Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года МЗМА выпустил первый «Опель», названный «Москвич» (МЗМА-400). В апреле 56-го производство 400-х и 401-х «Москвичей» было заменено на новую модель МЗМА-402, а в сентябре 1964 го на конвейер поставили седан Москвич-408.

ВАЗ

Началом истории автомобилестроительной компании ВАЗ можно считать середину 1960-х годов. Именно в это время правительство СССР задумывается о начале производства собственных автомобилей …Читать далее »

ЗАЗ

В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов…Читать далее »

ЗиМ

11.07.1947 г. Правительство СССР поручило конструкторам автозавода им. Молотова в Горьком разработать новый шестиместный легковой автомобиль, который бы занял промежуточное место между правительственным ЗиС-110…Читать далее »

ЗиС

До войны в СССР основным представительским автомобилем был ЗиС-101. Однако, к концу войны модель устарела и Сталин предложил ее заменить новым автомобилем, копией Паккарда-180, на котором ездил американский президент.Читать далее »

Москвич

Сразу после войны оборудование заводов компании «Опель», выпускавших до войны Opel Kadett К-38, было отправлено в Москву. Для монтажа оборудования потребовалось меньше года и уже в начале декабря 1946 г. с подмосток завода…Читать далее »

НАМИ-1

По утверждению многих автоисториков первым советским автомобилем был либо знаменитый грузовик АМО Ф-15, который выпускали с 1924 по 1931 год, либо представительский легковик «Промбронь».Читать далее »

Победа

Несмотря на то, что в стране шла война и Горьковский автозавод бомбили, в начале 1943 года конструкторам предприятия было предложено приступить к разработке нового автомобиля, который бы заменил ГАЗ-М1…Читать далее »

Toyota

Основатель компании Toyota Сакити Тойода начал свою карьеру в 1894 году с производства ручных ткацких станков. Затем он начал производство двигателей и приводов для индустрии ткачества.

Вместе со своим сыном (Сакичи-Сан) он к 1924 году создал автоматизированный ткацкий станок. Для их производства и продажи была создана компания Toyota Automatic Loom Inc. 

В 1929 году Сакити Тойода посылает своего сына Сакичи-Сан в Англию, чтобы продать патентные права на свой автоматический ткацкий станок. Продажа была необходима, чтобы собрать достаточный капитал для открытия автопроизводственной компании. 

В итоге сыну основателя компании Toyota удалось получить за патент 100,000 британских фунтов.

В 1934 году компания Toyota произвела на свет свою первую машину.

Серийное производство автомобиля началось в конце 1934 года. Toyota A1 продавалась как модель 1935 года.

Где придумали стиральную машину: первые механические устройства

С изобретением мыла удалять грязь с белья, конечно же, стало гораздо проще. Однако процедурой стирка оставалась все еще достаточно тяжелой. И разумеется, человек не единожды пытался облегчить этот процесс с использованием разного рода механических приспособлений.

О том, кто первый придумал стиральную машину, поговорим чуть позже. Изобретателями же примитивной технологии облегченной стирки в древности стали обычные моряки. Они попросту смачивали свою грязную одежду водой, тщательно намыливали ее, привязывали к канату и выбрасывали с корабля в море.

В середине XIX в. один из американских золотоискателей придумал использовать для стирки вещей силу животных. В 1851 г. этот предприниматель сконструировал примитивное устройство, приводимое в движение 12 мулами. Отвечая на вопрос о том, кто придумал стиральную машину, в первую очередь следует вспомнить именно об этом человеке. Однако конкретные имя и фамилия его в истории, к сожалению, не сохранились. В любом случае придуманная золотоискателем машина работала довольно-таки эффективно. За один раз она могла отстирать до 15 рубашек.

Таким образом, ответом на вопрос о том, в какой стране придумали стиральную машинку, является США. Позднее предприимчивым американцам, догадавшимся использовать для стирки вьючных животных, даже была открыта первая в мире платная прачечная.

Самое удобное механическое стиральное устройство было придумано в XIX в. американцем Джейсом Кингом. Изготовленная им машинка выглядела как кадка с перфорированным цилиндром на вращающейся оси. Приводить в движение этот механизм нужно было вручную. Но процесс стирки это устройство, конечно же, все же значительно облегчало.

Хотя изобретение Кинга было крайне несовершенным, оно дало толчок к реализации множества других идей стиральных машинок. Уже к 1827 г., к примеру, было запатентовано порядка 2000 подобных механизмов.

Западный образец для российской машины

Скорей всего, Фрезе и Яковлев в изготовлении своей машины использовали опыт немецкого конструктора Бенца, и за эталон был взят его автомобиль «Бенц-Виктория», который они увидели, посетив 1893 году выставку в Чикаго, где он экспонировался, так как конструктивно и по своему внешнему виду отечественная машина очень напоминала именно немецкий образец.

Правда, стоит отдать должное российским инженерам, авто не являлось стопроцентной копией заграничного собрата. Ходовая часть, кузов и трансмиссия отечественной машины были существенно улучшены, что акцентировалось в прессе того времени, пристально следящей за новинками в области открытий и изобретений.

Документально подтвержденных параметров отечественной машины, как и чертежей, не сохранилось. Все суждения об автомобиле основываются на сохранившихся с того времени, описаниях и фотографиях. Собственно, даже достоверно неизвестно, сколько вообще было выпущено машин этой серии. Но в любом случае это были первые автомобили в России, с которых началось серийное производство российских машин.

Запуск производства

До создания самой первой марки автомобиля оставалось немного. Когда инженеры наконец-то выбрали наиболее оптимальный вариант транспорта, они кинули все силы на массовое производство.

Первым в этой сфере стал снова-таки Карл Бенц в 1888 году. В то же время выпуском трициклов занимался Рудольф Эгг. Массовое производство было запущено в США и Франции.

Первыми же на путь автопрома стали французы. Они основали компанию «Панар и Левассор» в 1889 году, которая занималась выпуском машин. Уже через два года мир услышал и про «Пежо».

Начало XX века для Европы превратилось в активное развитие автомобильной промышленности. Но до 1903 года лидером являлась Франция. В США же были свои герои. В 1893 году появилась компания Duryea Motor Wagon Company. За ними активизировалась фирма Olds Motor Vehicle Company. Уже к 1902 году становятся популярными «Кадиллак», «Винтон» и «Форд».

Несмотря на то что автомобильное производство мира росло в геометрической прогрессии, на деле же все сходилось к тому, что машина была предметов роскоши и новинкой моды. Пока она не могла еще стать полезным изобретением. Это было вызвано тем, что стоимость автомобилей была крайне высокой, а поломки встречались очень часто. Да и топливо было не так просто достать.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)

Первая марка автомобиля России получила официальное название «Руссо-Балт». Под ней, еще за год до покупки фабрики Фрезе, летом 1909 года, предприятие выпустило первый авто собственного производства.

Автомобили этой марки зарекомендовали себя, как прочные и очень надежные, что подтверждалось успехами машин, участвовавших в дальних пробегах, автомобильных соревнованиях и даже в международных ралли. Существует подтвержденный документально факт, что одна из машин, выпущенная в 1910 году под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошла 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонта. Даже императорский гараж в 1913 году сделал заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

60% автомобильного парка российской армии состояло из машин «Руссо-Балт». Причем у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

Немаловажным фактом является то, что практически все детали, узлы и механизмы завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

РБВЗ выпускал автомобили крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям.

В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.

Появление первого автомобиля в России

В 1830 году К. Янкевич, который был признанным мастером лафетных дел, вместе со своими помощниками собрал «Быстрокат» – самоходную колесную машину с паровым двигателем. Двигатель имел устройство, основанное на конструкциях паровых силовых агрегатов И. И. Ползунова, М. Е. Черепанова и П. К. Фролова. В качестве топлива, по замыслу изобретателя, должен был использоваться сосновый древесный уголь.

Конструкция представляла собой крытую колесную повозку, в которой предусматривалось, помимо места для водителя, еще и места для пассажиров.

Однако механизм получился очень громоздким и сложным для эксплуатации. Поэтому конструкция машины оказалась нежизнеспособной. Тем не менее это был первый отечественный автомобиль в России, который действительно можно было считать настоящей самодвижущейся машиной с паровым двигателем.

Появление двигателя, способного работать на бензине, дало толчок для дальнейшего развития автотехники, так как именно он, благодаря своим сравнительно компактным размерам, мог стать источником движущей силы будущих автомобилей.

Первые дореволюционные русские автомобили с ДВС.

Создателями первого русского двухместного автомобиля с ДВС стали Е.А.Яковлев, занимавшийся выпуском ДВС, и П.А.Фрезе — владелец каретных мастерских. Испытание автомобиля произошло в мае 1896 г. Машина мощностью 2 л.с. имела двухместный кузов, максимальную скорость- 20 км в час. В 1902 году на предприятии Фрезе был создан первый российский автомобиль с расположением двигателя спереди, с мотором 8 л.с., с карданной передачей и пневматическими шинами. Однако из-за конкуренции иностранных фирм серийный выпуск отечественных машин не удавался. Первым предприятием, начавшим выпускать русские автомобили с отечественными деталями, была автомобильная мастерская И.П.Пузырева. В 1911 г. предприятие выпустило модели «28-34» и «28-40», всего с 1911 по 1914г.г. на предприятии было собрано 38 машин. Автомобиль Пузырева был крепким, довольно тяжелым, с большим дорожным просветом, прекрасно подходил для российских дорог. И.П.Пузырев совершил на нем успешный пробег из Петербурга в Париж, где автомобиль произвел на всех благоприятное впечатление. К сожалению, пожар 1914 года уничтожил большую часть завода и 8 автомобилей, в результате предприятие было закрыто. С 1910 года начинает выпуск отечественных автомобилей с собственными запчастями предприятие «Руссо-Балт» в Риге. Автомобили завода неоднократно принимали участие в различных автопробегах, показывали отличные ходовые качества, выделялись изящным видом, завершенностью отделки и с честью выдерживали конкуренцию с зарубежными моделями. В это же время И.А.Фрязиновский со своей группой сумел выпустить серию спортивных и гоночных автомобилей, принесших мировую известность русской марке. Однако, в начале XX века в крестьянской России, в отличие от крупных промышленных стран, мало пользовались автомобилем. Перед войной 1914 г. было принято решение о строительстве 6 крупных заводов по выпуску отечественных автомобилей и запчастей к ним. Но этому помешала война и последовавшие революционные события.

Идея создания

Сама идея самодвижущейся повозки для 19 века была не нова. Первым, кто высказывал идеи о создании такого транспорта был Леонардо да Винчи. До наших дней сохранились его чертежи. В конструкции «автомобиля Леонардо» использован пружинный привод.

В эпоху Возрождения аналогичные повозки использовались во время проведения праздников и парадов. В 2004 году группа экспертов, работающих в Музее науки Флоренции, сконструировала автомобиль по чертежам да Винчи, наглядно подтвердив правильность и жизнеспособность его идей.

Активное развитие автомобилестроения, если так можно сказать, началось с изобретением паровой машины. Одним из первых автомобилей на паровом ходу был сконструирован Фердинандом Вербистом для развлечения китайского императора в 1672 году. Получился автомобиль совсем небольшим и возить на нём никого было нельзя. Зато есть основания считать этот агрегат первым работающим паровым транспортом.

Эволюция стиральных машинок в XX в.

В XIX и начале XX в. компании выпускали в основном промышленные машинки, использовавшиеся в платных прачечных. Компактные агрегаты, подходящие для установки в частных домах, в продаже появились лишь в 20-х годах XX в.

К этому времени стиральные машины выпускало уже более 1000 фирм. В конструкцию этого оборудования постоянно вносились разного рода изменения, направленные на повышение удобства его в использовании и безопасности.

Именно в 20-х годах прошлого века деревянные бачки стиральных машин были заменены на металлические эмалированные. В это же время определились и два, существующих и поныне, типа подобного оборудования. На рынок поставлялись вертикальные машинки и более удобные в использовании и дорогие барабанные.

В 1924 г. в продаже, помимо всего прочего, появились устройства, предназначенные не только для стирки, но и для отжима белья. Первой такие агрегаты на рынок поставлять начала американская компания Savage Arms Company.

Benz Patent-Motorwagen

Именно эту модель, пожалуй, можно назвать самым первым автомобилем в мире, фото которого представлено ниже. По сути же это был первый транспорт с двигателем внутреннего сгорания, отцом которого стал Карл Бенц. Его особенность в том, что он стал первым коммерчески доступным транспортным средством.

Сейчас оно имеет много общего с современными прототипами. Например, оно также имело шасси, бензиновый двигатель, электрическое зажигание, карбюратор, систему охлаждения, тормозной механизм и трансмиссию.

Есть информация о том, что Карл Бенц столкнулся с рядом проблем, которые не дали ему довести дело до логического конца. Он не мог решить вопрос с рулевым управлением, поэтому разработал трехколесную модель.

Но буквально через пять лет ему удалось найти или подсмотреть решение. Так миру стал известен Benz Victoria — автомобиль с четырьмя колесами и каретным типом. Он как раз и заменил предыдущую модель, стал коммерчески успешным и выпускался 7 лет.

Велосипед или экипаж?

Начнём с хорошего известия: Карл Бенц действительно изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И хотя на первенство претендует множество изобретателей из Франции, Австрии, Америки, Дании и даже России, официальный приоритет заслуженно принадлежит Бенцу. Остальные споткнулись. Некоторые построили машины, но не успели их запатентовать. Другие, наоборот, оформили патент заранее, а изготовили автомобиль значительно позже. Третьи смастерили неработоспособные самодвижущиеся экипажи, а от четвёртых дошли только смутные и ничем не подтверждённые заметки в бульварной прессе. Знаменитый автомобильный историк Ю. А. Долматовский насчитал когда-то аж 416 претендентов на право изобретения автомобиля, но серьёзных конкурентов Карлу Бенцу так и не нашёл.

А теперь плохое известие: практически всё, что нам известно о Бенце и его изобретении, взято не из самых достоверных источников. В первую очередь – из автобиографии, опубликованной в 1925 году под названием «Бенц. Жизненный путь изобретателя» (Benz. Lebens-fahrt eines Erfinders). Однако сам изобретатель к тому времени был в преклонном возрасте и сильно болел. И повествование от первого лица излагал его зять, националистически настроенный учитель географии Карл Фольк. В «автобиографии» мы находим много пафосных изречений, которые Бенц вряд ли мог произнести, например фразу: «Помни, что ты немец!» Есть в ней большие пробелы в исторических и технических данных и достаточно много противоречий. Другой «придворный историк», информацией которого охотно пользуются последователи, – бывший воспитатель принца при испанском королевском дворе, а впоследствии архивариус концерна Daimler-Benz Пауль Зиберц. В разных изданиях биографии Бенца он противоречил сам себе. Вначале Зиберц утверждал, что первый автомобиль – не что иное, как трёхколёсный велосипед с мотором. А уже во втором издании заявил, что это мнение ошибочное.

А ошибка ли это? Факт есть: в 70-х годах XIX века в Англии, действительно, появились трёхколёсные и четырёхколёсные велосипеды, конструкцию которых Карл Бенц взял за основу своей самобеглой коляски. «Баденская земская газета» (Badische Landeszeitung) ещё 130 лет назад рапортовала о «приводимом в движение лигроином велосипеде» Бенца. В 1936 году, когда первому автомобилю исполнилось 50 лет, инженер Макс Раук заявил, что заслуга Бенца состоит в том, что он «органически» соединил трёхколёсный велосипед и двигатель внутреннего сгорания в одно целое. Кстати, колёса велосипедного типа для своей машины Бенц заказывал во Франкфурте на фирме Heinrich Kleyer GmbH, которая выпускала велосипеды марки Adler. Вероятно, рама и некоторые другие детали для первого автомобиля были изготовлены там же.

Отдельные предложения из патента DRP Nr. 37435 цитируют многие, но мало кто изучал весь текст. Германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не его общую концепцию. Конкретно Карл Бенц получил привилегии только на два изобретения: испаритель капельного типа со стеклянным смотровым окошком и краником для регулировки и оригинальные элементы ременной трансмиссии и привода тормозов. Таким образом, ничто не препятствовало ещё кому-нибудь изобрести автомобиль, что и сделал его конкурент Готлиб Даймлер чуть позже. Любопытно, что в 1885 году он построил двухколёсный агрегат, который назвал «керосиновая повозка для верховой езды» (Daimler Petroleum Reitwagen). Его потом признали первым в мире мотоциклом. А вот первый автомобиль Даймлера представлял собой обыкновенную конную пролётку производства фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn, переделанную в самобеглый экипаж.

Карл Бенц построил несколько экземпляров трёхколёсных машин. На моделях II и III он применил колёса с деревянными спицами, причём даже увеличил габариты последней, выпущенной мелкой серией. Позднее снова появилась маленькая триколка на велосипедных колёсах. Она послужила прототипом для изготовленного в 1893 году небольшого автомобиля Benz Velociped (сокращённо – Velo), который имел уже четыре колеса. Однако ещё в 1891 году появился прототип четырёхколёсной машины, напоминавшей карету, – Benz Vis-à-Vis. Через год был построен подобный ему Benz Victoria. Эти модели пошли в серию, на их базе выпустили целый ряд модификаций, в том числе развозные фургоны, грузовики и автобусы.

Если проследить за первыми работами Готлиба Даймлера, то можно заметить, что и он метался между двумя концепциями. Что моторизовать – велосипед или экипаж? Обоим изобретателям следовали и другие пионеры автомобилизма, прежде всего во Франции. В поисках рождались разные классы легковых автомобилей, а вслед за ними грузовых машин и автобусов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector