Замена бендикса на стартере автомобиля своими руками
Содержание:
- Основные неисправности
- Замена бендикса своими руками
- Оценка результатов работы
- Диагностика, ремонт и замена от 30 минут
- Признаки неисправности обгонной муфты
- Самостоятельный ремонт бендикса стартера
- Замена бендикса на стартере
- Ремонт обгонной муфты
- Электрические причины неисправности
- Диагностика и замена
- Как поменять бендикс на стартере
- Зачем нужен бендикс
- Причины поломки бендикса
Основные неисправности
Обнаружить неисправность бендикса несложно – о ней, как правило, сигнализирует одно из двух противоположных явлений. Первое, при включении стартера якорь вращается, а маховику крутящий момент не передается. При этом рычаг привода муфты свободного хода исправен. Во втором, после пуска двигателя и выключения стартера его якорь продолжает вращаться, что можно определить по характерному шуму, сильному и быстрому износу опорных подшипников.
Если Вы хотя бы однажды замечали подобные «симптомы» у своего автомобиля, лучше сразу же проверить состояние муфты свободного хода. Для этого на снятом стартере контролируют ее подвижность, перемещая по валу якоря – деталь должна перемещаться без значительных усилий. Затем ее вращают в обоих направлениях – в одном муфта должна блокироваться, а во втором – вращаться свободно
Обратите внимание и на состояние зубьев шестерни – их сильный износ может быть причиной недостаточной эффективности пуска двигателя, износа зубчатого венца маховика и других неисправностей
Если в ходе проверки обнаружены поломки бендикса, его заменяют. Иногда народные умельцы занимаются восстановлением некоторых элементов муфты свободного хода, заменой шестерен и другими ремонтными операциями, однако это редко бывает оправдано как с точки зрения надежности детали, так и по экономическим соображениям.
Замена бендикса своими руками
Если принято решение менять обгонную муфту самостоятельно, следует быть готовым к определенным трудностям. Первое, что может вызвать некоторое затруднение — демонтаж стартера. Он крепиться к двигателю в трех точках, к одной из которых можно добраться только снизу автомобиля. Для этого потребуется либо подъемник, либо яма. После того, как стартер снят, потребуется сбить обе стопорных шайбы. Манипуляция это достаточно трудоемкая, и даже профессионалы, «вооруженные» большим количеством специального инструмента тратят на это немало времени и сил.
Внимание! Перед тем как заменить обгонную муфту, важно не забыть отключить устройство от аккумулятора — короткое замыкание может привести к достаточно серьезным последствиям. Пытаться ремонтировать старый бендикс на стартере не стоит. Это связано с тем, что ресурс работы всех деталей в одном узле примерно одинаковый, и, если износилась одна из шестеренок, практически гарантировано следом «полетит» и следующая
К слову, стоимость бендикса не так велика. Алгоритм действий при замене бендикса на стартере следующий:
Это связано с тем, что ресурс работы всех деталей в одном узле примерно одинаковый, и, если износилась одна из шестеренок, практически гарантировано следом «полетит» и следующая. К слову, стоимость бендикса не так велика. Алгоритм действий при замене бендикса на стартере следующий:
Пытаться ремонтировать старый бендикс на стартере не стоит. Это связано с тем, что ресурс работы всех деталей в одном узле примерно одинаковый, и, если износилась одна из шестеренок, практически гарантировано следом «полетит» и следующая. К слову, стоимость бендикса не так велика. Алгоритм действий при замене бендикса на стартере следующий:
- раскрутить крепеж на корпусе стартера и разъединить его корпус;
- открутить реле, извлечь шайбу, резиновую вставку, сердечник реле;
- демонтировать непосредственно бендикс, для чего потребуется освободить стопор, конструкция которого может отличаться на разных стартерах;
- после этого старый бендикс снимается, и на место устанавливается новый;
- собирается конструкция в обратной последовательности.
Более подробно об этой процедуре рассказано на видео:
Оценка результатов работы
После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.
В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.
МОЙ главный помощник
Вот и прошла очередная неделька трудовая в субботу все таки я занялся заменой бендикса на стартере.Сначала распечатав инструкцию в цвете, я изучил весь процесс разборки и сборки стартера.
Ключом «на 13» отворачиваю крепление силового провода к тяговому реле и отсоединяю наконечник провода.
Отверткой отвернул два винта крепления тягового реле.снял тяговое реле и сердечник со штоком.Отвернул два винта крепления крышки.
Поддеваю отверткой, снимаю стопорное полукольцо с шайбами.Затем ключом «на 10» отворачиваю две еще гайки крепления крышки и снимаю заднюю крышку.
Ключом «на 10» отворачиваю гайку, а с другой стороны отверткою отворачиваю ось рычага. Двигаю корпус со шпилек и вынимаю якорь из передней крышки.
Оперев ось якоря на деревянную доску (спасибо жене за разрешение попользоваться её кухонными принадлежностями…доска была с кухни взята), через накидной ключ «на 13» сбиваю упорную втулку,
затем поддеваю отверткою, снимаю пружинное кольцо.
Теперь уж снимаю в сборе бендикс и промежуточный вал … и еду в магазин что бы купить аналогичный бендикс.
Купил бендикс, я начал его устанавливать на место в обратной последовательности .
Около часа мучился я, что бы его надеть на вал, созвонился с другом: он сказал «ПРИЕЗЖАЙ ПОСМОТРИМ!»я приехал и он предложил под расточить втулку, но Но оговорюсь, что пришлось мне его немного круглым напильником внутреннюю втулку подкорректировать, что бы она зашла на ось.
В итоге собрал и установил его уже на машину .
Сегодня попробовал его в действии «РАботает!», а Друг то мне и говорил, что если я его разберу, то его только на помойку потом выкинуть. Опа-на Утер я ему НОС то!
Диагностика, ремонт и замена от 30 минут
Записаться на бесплатную диагностику авто по телефону +7 (343) 213-10-90 или оставьте свой номер телефона. Перезвоним бесплатно через 23 секунды.
Компания «VoltStarter» специализируется на ремонте стартёров и генераторов любых автомобилей иностранного и отечественного производства. Склад запчастей насчитывает более трех тысяч позиций, проверенных производителей: Bosch, Valeo, Paris Rhone, Delco Remy, HC-Parts, Hitachi, Mitsubishi, Nippon Denso, Niermann, Magneton, Mando, Saemoto, Unipoint, RNL, Cargo, Orme, Ika, Ghibaudi Mario, Mobiletron, Transpo, ECS, Vis Nova, Zen, ZM . Наличие комплектующих позволят практически восемьдесят процентов клиентов обслуживать в течении одного часа.
Признаки неисправности обгонной муфты
Для изготовления бендикса применяются высокопрочные сорта стали. Однако со временем зубья шестеренки изнашиваются, и она начинает проскальзывать, не зацепляя венец маховика коленвала. При поломке признаки неисправности бендикса нижеследующие:
- После переключения ключа зажигания в режим «пуск» мотор стартера начинает вращаться, а двигатель не заводится.
- При включении стартера слышен металлический звук («трещотка»): значит, бендикс входит в контакт с венцом маховика с трудом.
- Раскрутка автомобильного мотора начинается «через раз».
- Очень плохо заводится на холодную
- После того, как двигатель начал работать, металлический скрежет не прекращается (немедленно заглушите мотор);
Самостоятельный ремонт бендикса стартера
Многие автомобилисты не думают, как поменять на стартере бендикс, а предпочитают его ремонтировать. Во многих случаях ремонт бендикса стартера вполне возможен, путем замены роликов или тщательной очистки вала якоря и внутренней части обгонной муфты. Самостоятельный ремонт бендикса стартера позволит сэкономить средства на приобретение нового узла, а в некоторых случаях значительно сокращает сроки ремонта.
Чтобы выполнить ремонт бендикса стартера необходимо:
- Снять стартер с автомобиля, отсоединив провода от втягивающего реле;
- Разобрать его, аккуратно отсоединив провод от втягивающего;
- Снять обгонную муфту и очистить её снаружи;
Тщательно осмотреть её и убедиться, что ремонт бендикса стартера возможен.
Если отсутствуют трещины на корпусе, можно начинать непосредственно ремонт бендикса стартера. Сначала, можно поместить демонтированный узел в емкость с бензином на несколько часов, и периодически его проворачивая. В отдельных случаях, такая процедура и будет ремонтом обгонной муфты. Ремонт бендикса стартера здесь сводится к растворению внутренних отложений и возвращению роликам подвижности без их замены. Если неисправность не устранена, то ремонтные работы будут более трудоемкими.
Ремонт бендикса стартера начинаем с разборки его корпуса. Получив доступ к роликам и пружинам, требуется их снять и тщательно очистить. Как правило, ролики мало подвержены износу и не нуждаются в замене и ремонте. Неисправность очень часто скрывается в смолистых отложениях, и ремонт сводится к их удалению. В таком случае ремонт бендикса стартера будет состоять из:
- Очистка твердых внутренних отложений внутри;
- Промывка в корпуса в бензине.
Далее необходимо тщательно осмотреть внутреннюю часть корпуса муфты, и при отсутствии его повреждений, можно собирать его обратно. Убедившись, что ролики не имеют повреждений, они устанавливаются на прежнее место. Если же ролики не имеют цилиндрической формы, то придется заменить их новыми.
Ремонтные ролики устанавливаются несколько большего диаметра. Нельзя менять отдельные изношенные ролики – требует замены весь комплект. После установки роликов ставятся пружины, и собирается весь корпус. После сборки необходимо проверить результаты ремонта – шестерня должна вращаться только в одном направлении.
Собранное устройство устанавливаем на вал якоря и фиксируем стопорным кольцом. На вопрос, чем смазать бендикс стартера можно однозначно ответить – ничем. Выполненный ремонт бендикса стартера заключался в удалении закоксовавшегося масла и нанесение любой смазки недопустимо. Далее стартер собирается с очисткой перед установкой втягивающего реле и монтируется на автомобиль. После завершения ремонтных работ и замены отдельных деталей проверяем стартер на машине. Перед первым пуском необходимо проверить правильность крепления проводов втягивающего реле. Если якорь свободно вращается, и имеется четкое зацепление с маховиком, то ремонт выполнен правильно.
Как видно, ремонт бендикса стартера задача вполне посильная многим водителям. Замена отдельных частей и сложная разборка зачастую не нужна и все действия сводятся к промывке узла. Самостоятельный ремонт позволяет избежать замены дорогостоящих агрегатов и сэкономить немалые средства.
Замена бендикса на стартере
Автолюбителю, не обладающему достаточным практическим опытом, довольно сложно определить момент, когда возникает необходимость в замене бендикса. Поэтому, конкретизируем «симптомы», свидетельствующие о нарушении работоспособности этого элемента:
Резкая потеря эффективности работы стартера, что выражается в отсутствии стабильного запуска силовой установки автомобиля.
Внимание! Слабый заряд аккумуляторной батареи инициирует схожую ситуацию, поэтому до начала работ по замене бендикса убедитесь в том, что зарядка аккумулятора обеспечивает выдачу напряжения, необходимого для работы элементов системы электроснабжения.
Возникновение в процессе пуска двигателя посторонних звуков (скрежета, потрескивания) и ощущения «заклинивания» стартера.
Перед началом выполнения ремонтно-восстановительных работ на стартере в обязательном порядке изучите рекомендации производителя по устранению данной проблемы, изложенные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Кроме того, руководствуйтесь двумя основными правилами, соблюдение которых обеспечит высокое качество конечного результата:
Осторожность. Как уже отмечалось выше, стартер — достаточно сложный электрический прибор и требует аккуратного и осторожного обращения
Нарушения этого правила чреваты повреждениями его внутренних элементов (шестерня привода, шунтовая катушка, коллектор, контактная пластина и т.д.) и полным выходом агрегата из строя.
Внимание
Одним из основных мероприятий разборки (сборки) стартера является контроль состояния внутренних составляющих агрегата — шестеренок, подшипников, щеток и т.д.
Материально-техническое обеспечение процесса замены включает приобретение нового бендикса и подготовку необходимого инструмента:
- комплекта накидных ключей;
- несколько отверток различных размеров и конфигураций;
- набора головок;
-
изоляционной ленты.
А теперь, собственно замена бендикса на стартере:
Устанавливаем автомобиль над ямой или поднимаем его на подъемник.
При наличии защиты силовой установки, предварительно демонтируем ее.
Отсоединяем клемму от минусового контакта аккумуляторной батареи транспортного средства, обесточивая его.
При помощи гаечного ключа отсоединяем от втягивающего реле провод, соединяющий его с положительным контактом аккумулятора.
Отсоединяем провода от клемм стартера, одновременно контролируя состояние их изоляционного слоя.
Накидным ключом выкручиваем нижний, а затем, верхний болты крепления стартера. Следует отметить трудоемкость этого процесса в силу неудобного расположения фиксирующих болтов
Для удобства рекомендуется использовать трещотку с карданным соединением и двумя вставками.
Снимаем кронштейн, посредством которого стартер крепится к блоку и аккуратно извлекаем агрегат из моторного отсека.
Выкручиваем шпильки, расположенные вдоль агрегата, и разъединяем его на две части
Выкрутив из крышки два винта, снимаем кожух, после чего освобождаем стопорное кольцо и вынимаем шайбу.
Соблюдая осторожность, вынимаем щетки. При помощи мягкой кисточки (щетки) очищаем все элементы стартера.
Аккуратно сбиваем стопорное кольцо вниз и удаляем его с вала ротора.
Демонтируем бендикс.
Ремонт обгонной муфты
Возможен ли ремонт бендикса стартера своими руками? Вполне! Один из «народных» способов заключается в следующем. Полностью погрузите неразобранный стартер в подходящую емкость с бензином. Выдержите 5-6 часов (можно оставить на ночь). Не вынимая устройство из емкости, шестерню обгонной муфты, чтобы лучше прочистить пазы. Стартер выньте и хорошо просушите. Иногда эта нехитрая операция помогает. Но если этого не случилось, устройство придется разбирать. Сняв бендикс, осмотрите вилку, которая его толкает: если деталь изношена, то необходимо поставить другую. Проверьте зазор на валу якоря: при наличии люфта восстановить механизма не получится – придется покупать новый. Если же «болтанки» нет, то бендикс ремонтируем.
Процедура начинается с разборки корпуса, чтобы добраться до пружин и роликов. Их нужно вытащить, очистить, промыть в бензине и протереть насухо. Обычно эти детали не изнашиваются и замены не требуют, но все же на ролики посмотрите внимательнее: если они утратили цилиндрическую форму, то придется подыскать нормальные (менять нужно полным комплектом).
Однако чаще всего проблема кроется в смолистых отложениях на внутренней части обоймы, которые нужно удалить. Также не забудьте осмотреть корпус муфты на предмет наличия трещин. Если таковые имеются, деталь замените. Еще нужно осмотреть зубчики шестеренки: если они сносились, то придется искать новую или менять весь привод. Теперь соберите бендикс и проверьте, зажав в тисках: исправное устройство будет проворачиваться в одну сторону. Перед установкой восстановленный механизм смажьте моторным маслом.
Электрические причины неисправности
Когда стартер не крутит двигатель
или же крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь, начиная от аккумулятора:
- АКБ должен быть хорошо заряжен;
- Контакты «массы» надежны и хорошо закреплены;
- Провод от клеммы втягивающего реле цел и имеет хороший контакт;
- Провод на участке аккумулятор стартер не поврежден и имеет хороший контакт;
- Контактная группа замка зажигания исправно функционирует.
На эти неисправности стоит обратить внимание, когда ключ повернут в замке зажигания, но не срабатывает втягивающее, не вращается якорь. Если произошел обрыв обмотки тягового реле
, а так же замыкание между витками или замкнуло на массу
О проблемах стартера по электрической части будит говорить также при медленном прокручивании маховика.
И когда видимых причин нет, стоит демонтировать деталь для осмотра, ведь возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Хотя, что износились или же подвисли щетки.
Так как типичные неисправности стартера
это:
- Неплотно прилегающие к коллектору щетки;
- Тяговое реле выходит из строя;
- Изнашивается коллектор якоря.
Диагностика и замена
Среди остальных причин поломки и выхода из строя главной же является пробуксовка бендикса при свободном ходе. Это возникает по той причине, что в пазы и ролики попадает определенное количество грязи. Первым признаком является шум якоря при запуске стартера, а при этом коленчатый вал стоит неподвижно. В такой ситуации не обойтись без проведения ремонта.
Для того, что бы продиагностировать, непосредственно, сам бендикс, можно сделать это на автомобиле. Сделать это нужно следующим образом:
- Включаем передачу;
- Выжать тормоз;
- Запустить стартер.
Теперь нужно слушать. Если вы услышали звук, который характеризует вращение якоря, то это признак того, что бендикс стартера пробуксовывает. Это значит, что он немедленно нуждается в ремонте или в его замене на новый бендикс.
Мелкий ремонт бендикса:
- Стартер снимается с автомобиля;
- Погружается в приготовленную емкость с бензином и остается там на несколько часов. Это делается для того, чтобы вымыть почистить его от грязи;
- Не вынимая изделие из емкости, прокрутите несколько раз шестерню муфты, это поможет качественнее очистить пазы;
- После этого он достается и вымывается.
Если по итогу такой очистки вы не добились желаемого результата, тогда придется снимать обгонную муфту и разбирать ее.
Рассмотрим поэтапно разбор и ремонт бендикса:
- Первым делом я советую отсоединить стартер автомобиля. Но перед этим нужно обязательно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора. После этого нужно один проводок отключить от втягивающего реле, а другой открутить при помощи ключа гаечного на самом стартере. Чаще используется ключ на «13»;
- Теперь нужно открутить все крепежи, которые удерживают стартер. В каждой машине присутствует своя система крепежа. Так что будьте готовы к тому, что при демонтаже стартера по пути вам придется демонтировать еще некоторые элементы;
- Уже на этом этапе легко определить состояние маховика;
- В том случае, если решили все же менять бендикс, необходимо разобрать стартер. Первым делом снимаем крепеж крышки, а после отсоединяем крепление выхода обмотки на втягивающее реле. Можно достать шайбу-скобу;
- После надо снять последний крепеж и разобрать стартер пополам. В случае, когда внутри его обнаруживаем шарик, необходимо сохранить его;
-
Совет: если уж разобрали стартер, посмотрите все его узлы, которые тоже иногда выходят из строя. Устаревшие детали также можно поменять;
- В случае, если это необходимо, снимаем втягивающее реле, резиновую вставку и шайбу. После достаем все оставшиеся мелкие детали;
- Далее при помощи отвертки вынимаем уши нашего бендикса;
- Для того чтобы освободиться от стопора, необходимо опустить шайбу вниз, при этом орудуя той же отверткой. Бывает, что вместо шайбы стоит стопорное кольцо. В таком случае для удобства можно использовать молоток и гаечный ключ. Ключ наставить на стопор и молотком сбить его вниз;
- Стопорное кольцо, которое осталось, можно стянуть с вала, при этом поддевая его маленькой отверткой или специальным съемником;
- Теперь остается снять бендикс и на его место установить новую деталь;
- Чтобы собрать все назад, необходимо проделать все действия в обратном порядке.
Как поменять бендикс на стартере
Как правило, для того, чтобы поменять бендикс, необходимо снять стартер и разобрать его. В зависимости от модели машины процедура может иметь свои особенности. Опишем алгоритм с момента, когда стартер уже снят и для замены бендикса предстоит разобрать его корпус:
Ремонт бендикса
- Открутить стягивающие болты и вскрыть корпус.
- Открутить болты, крепящие втягивающее реле, после чего извлечь последнее. При ремонте желательно все внутренности почистить и помыть.
- Снять непосредственно бендикс с оси. Для этого необходимо сбить шайбу и выковырять ограничительное кольцо.
- Перед тем, как установить новый бендикс, ось обязательно необходимо смазать температурной смазкой (однако без излишеств).
- Как правило, самая сложная процедура заключается в установке стопорного кольца и шайбы. Для решения этой проблемы мастера пользуются разными методами — распирают кольцо рожковыми ключами, используют специальные струбцины, раздвижные пассатижи и так далее.
- После того, как бендикс будет установлен, промажьте все трущиеся детали стартера высокотемпературной смазкой. Однако не переборщите с ее количеством, ведь излишки будут только мешать работе механизма.
- Перед установкой выполните проверку стартера. Для этого воспользуйтесь проводами для “прикуривания” машины в зимний период. С их помощью подайте напрямую напряжение от аккумулятора. “Минус” подсоедините к корпусу стартера, а “плюс” — к управляющему контакту втягивающего реле. Если система исправна — должен раздаться щелчок, а бендикс выдвинуться вперед. Если этого не произошло — необходимо провести замену втягивающего.
Ремонт бендикса
Замена бендикса на стартере
Несколько советов от опытных водителей
Приведем для вас несколько советов от опытных автомобилистов, которые помогут вам избежать возможных проблем и неудобств при ремонте или замене бендикса:
- Перед установкой нового или отремонтированного бендикса всегда проверяйте его работоспособность и привод агрегата.
- Все пластиковые шайбы должны быть целыми.
- При покупке нового бендикса желательно иметь при себе старый с тем, чтобы удостовериться в их идентичности. Зачастую похожие детали имеют мелкие отличия, которые визуально не запоминаются.
- Если вы разбираете бендикс в первый раз, желательно записывать процесс на бумаге или складывать отдельные части в порядке их демонтажа. Или пользуйтесь мануалом с фотографиями, приведенными выше видеоинструкциями и так далее.
Зачем нужен бендикс
Механическое устройство выполняет функцию передачи крутящего момента от мотора стартера к маховику двигателя. Как работает бендикс? После подачи питания на стартер муфта выдвигается из него и зацепляется за зубья маховика; последний начинает раскручиваться и происходит запуск двигателя авто. Бендикс имеет «хитрую» конструкцию: после того, как автомобильный мотор заведется, шестерня обгонной муфты начинает крутиться в обратном направлении (из-за того, что угловая скорость работающего двигателя больше, чем та, которую ему обеспечивал стартер), потом отсоединяется от маховика коленчатого вала и стартер отключается. Благодаря наличию обгонной муфты:
- нет перегрузки стартерного вала, что увеличивает срок эксплуатации всего пускового устройства;
- предотвращается повреждение зубьев маховика;
- уменьшаются механические шумы.
Причины поломки бендикса
Их несколько, но основная заключается в проворачивании шестерни муфты в как влево, так и вправо. Это может быть следствием:
- Уменьшения размеров роликов в корпусе бендикса из-за длительного срока эксплуатации. Необходимо приобрести новые ролики точно таких же размеров. Часть автолюбителей пытается приспособить отрезки сверл: но это не решает проблемы – лучше все же совершить покупку.
- Появления на одном из роликов плоской поверхности. Здесь ситуация такая же, что и в вышеописанном случае.
- Износа поверхностей ведущей и (или) ведомой обоймы на участках соприкосновения с роликами. Здесь восстановление невозможно: выработку не удалить. Поэтому придется приобретать новую обгонную муфту.