Работа и устройство прерывателя-распределителя батарейного зажигания

Установка электронного зажигания

Электронное зажигание делает работу двигателя более плавной и мягкой, облегчает его запуск в зимнее время года, уменьшает расход топлива. Если вы, имея двигатель карбюратор, решили перейти на бесконтактное (электронное) зажигание, мы расскажем вам, как правильно происходит его установка на автомобиль ВАЗ 2107. Электронная система для машины, имеющей карбюратор, не должна быть слишком дорогой или дешевой. Лучше всего остановить свой выбор на товаре средней ценовой категории, чтобы потом через некоторое время не пришлось что-то менять. Перед работой подготовьте дрель и набор ключей. Для общего представления сначала внимательно прочтите прилагаемую инструкцию и откройте набор для двигателя типа карбюратор. В него входит:

  • катушка зажигания;
  • трамблер;
  • коммутатор;
  • 4 свечи;
  • соединительные и высоковольтные провода.

Система устанавливается просто. Первым делом снимите с аккумулятора минусовую клемму и проверните коленвал до совмещения отметок под номерами 3 и 4, то есть высшей мертвой точки. Теперь можно приступать к основным действиям. Катушка должна быть отсоединена от всех проводов, снимите ее и установите новую. Теперь катушка может присоединяться к центральному высоковольтному проводу. К контакту «К» подключите 2 коричневых провода, а к контакту «Б» — 2 синих. Теперь снимите крышку трамблера

Обратите внимание, что бегунок должен быть выставлен точно так же, как указано на рисунке. Обозначьте маркером на блоке это место, чтобы правильно установить новый трамблер

Теперь можете открутить эту деталь и выставить в сторону.

Открыв крышку нового трамблер, поставьте бегунок перпендикулярно двигателю и вставьте в отверстие блока цилиндров. Совместите его с меткой на блоке. Далее наденьте крышку и подключите провода. Решите, где будет располагаться коммутатор, так как место для него в автомобиле ВАЗ 2107 не предусмотрено. Рекомендуем установить его рядом с бачком омывателя. Закрепите его саморезами и установите разъем.

Не забудьте про свечи. Для их замены на машине ВАЗ 2107 вам потребуется свечной ключ, которым следует выкрутить старые свечи из цилиндров, а на место поставить новые. Их цвет может многое сказать о работе двигателя, поэтому если свечи имеют черный нагар, следует заменить воздушный фильтр. В норме свечи должны иметь светло-коричневый цвет.

Вопросы выбора и замены бегунка с резистором

Бегунок с резистором, залитым компаундом

Сменный резистор для бегунка

Размещенный в бегунке резистор подвергается значительным электрическим и механическим нагрузкам, поэтому со временем он может выйти из строя — перегореть или разрушиться (треснуть). Как правило, поломка резистора не выводит двигатель из строя, но серьезно нарушает его функционирование — мотор не набирает полной мощности, плохо отзывается на педаль газа, «троит», детонирует и т.д. Дело в том, что по прогоревшему или расколовшемуся резистору могут проскакивать искры, поэтому система зажигания продолжает работать, но с нарушениями и менее эффективно. При появлении таких признаков следует в первую очередь снять крышку трамблера (делать это необходимо только при остановленном двигателе и со снятой с АКБ клеммой), демонтировать и осмотреть бегунок. Если бегунок обычный, то его можно снять без инструмента, а если деталь соединена с регулятором опережения зажигания, то следует вывернуть два винта с помощью отвертки.

Если при осмотре резистора нет внешних признаков его неисправности (он не сгорел и не сломан), либо резистор залит компаундом, то следует проверить его сопротивление с помощью тестера — оно должно лежать в пределах 5-6 кОм (для некоторых авто — до 12 кОм, но никак не ниже 5 кОм). Если сопротивление стремится к бесконечности, то резистор неисправен и его следует заменить. На замену следует брать деталь того же типа и сопротивления — только так есть гарантии, что резистор встанет на место и вся система будет нормально работать. Замена резистора сводится к простому удалению старой детали (его удобно поддеть отверткой) и установке новой. Если резистор залит компаундом, то придется менять весь бегунок — для отечественных авто такая замена обойдется в несколько десятков рублей.

Зачастую автовладельцы вместо резисторов устанавливают проволочные перемычки — делать это категорически запрещено. Отсутствие резистора повышает уровень радиопомех и может нарушить работу системы зажигания (в том числе привести к интенсивному износу контактов бегунка и крышки трамблера, и электродов свечей). Также не рекомендуется менять бегунок с резистором на простой бегунок в системах зажигания с высоковольтными проводами нулевого сопротивления. На замену следует использовать только те типы и модели бегунков, что рекомендованы производителем распределителя зажигания.

Бюджетный вариант перехода на бесконтактную систему

Контакты механического размыкателя «подгорают» и изнашиваются, поэтому их приходится периодически чистить и регулировать зазор. Избавить владельцев классических ВАЗов (2101-2107) от этой рутинной работы позволяет установка модуля «Сонар ИК» (стоимостью 700÷900 рублей) в трамблер.

Устройство состоит из:

  • оптического датчика (источника инфракрасного излучения и фотоприемника);
  • усилителя электрического сигнала;
  • коммутирующего транзистора.

Важно! Все вышеперечисленное смонтировано в миниатюрном влагозащищенном корпусе, что позволяет достаточно просто установить его на место штатного контактного прерывателя. Принцип работы модуля заключается в следующем:

Принцип работы модуля заключается в следующем:

  • При вращении ротора трамблера его кулачки периодически перекрывают световой поток оптического датчика.
  • Электрические импульсы от фотоприемника усиливаются встроенной микросхемой и подаются на управляющий транзистор, который размыкает/замыкает цепь первичной обмотки катушки.

На заметку! Светодиодные индикаторы (красного и зеленого цвета) информируют о состоянии электронного коммутирующего ключа (замкнут/разомкнут).

Как установить и настроить «Сонар ИК» подробно рассказано в представленном ниже видео:

//www.youtube.com/embed/xxn19iRTrq4

Возможные неисправности СЗ: признаки и причины

Неисправности в СЗ отражаются на мощности силового агрегата

, она снижается, и экономичном расходовании горючего.

Можно назвать следующие причины нестабильной работы СЗ на ГАЗ-53:

Перегрев коммутатора или выход его из строя. Когда коммутатор перегревается, исчезает искра и двигатель не запускается. Завести двигатель становится возможным только после того, как он остынет и появится искра. Катушка также подвержена перегреву.
Пробой в высоковольтных проводах. Это происходит, если провод держится недостаточно крепко в крышке трамблера: мотор будет работать нестабильно, с перебоями. Пробой проводов заметен в темноте — проскакивают искры голубого цвета.
Прогорела крышка на прерывателе-распределителе. Обнаружить неисправность можно при визуальном осмотре. Возможно подгорание в месте, где установлен уголок с пружиной. Принцип работы и параметры исправного бензонасоса на ваз 2110

Как проверить работоспособность, демонтировать, на что обратить внимание при выборе замены и установить бензонасос. Крышка должна быть без дефектов, не должна иметь выбоин, трещин.
Могут подгореть контакты бегунка трамблера.
Пробой свечей.

Неисправности трамблеров

О том, что имеют место неисправности трамблера, свидетельствуют следующие признаки:

Когда искра на центральном проводе есть, но отсутствует на свечных проводах, это говорит о пробое бегунка.

  1. автомобиль периодически дергается при движении;
  2. нестабильная работа мотора на холостом ходу;
  3. мотор совсем не заводится;
  4. слышен стук пальцев поршней в процессе набора скорости;
  5. снизилась динамика набора скорости;
  6. увеличился расход топлива.

В большинстве случаев причинами поломки трамблера становятся:

Пробой крыши и катушки зажигания происходит по причине больших зазоров в контактах крышки трамблера и бегунка, свечей и плохих подсвечников.

  1. прогорание бегунка;
  2. окисление или замыкание контактов под крышкой;
  3. пробой крышки трамблера;
  4. поломка одного из датчиков;
  5. проблемы с подшипником вала и другие неполадки.

В каждом из данных случаев требуется замена. Но при этом практически для любого автомобиля можно менять не весь трамблер, а только вышедшую из строя его часть, что является преимуществом, поскольку существенно удешевляет ремонт.

Зачастую проблемы в работе контактного трамблера появляются через изменения зазоров в контактах или их загрязнение, поэтому надо проверять через 10 тыс. км.

Самой элементарной проверкой трамблера это визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки.

В бесконтактном трамблере, основной неисправностью является выход из строя датчика холла или индуктивного датчика.

Для проверки системы зажигания и трамблера в том числе, наблюдают за искрой на выкрученной свече, запустив двигатель. В гаражных условиях также можно проверить, используя измерительные приборы или индикаторы.

К часто выходящим их строя деталям также относится конденсатор трамблера. Он способствует увеличению напряжения подаваемого на свечи зажигания в момент запуска двигателя. И чтобы его проверить нужно его отсоединить и притронутся к «массе», и если слышится характерный треск и наблюдается падение напряжения – конденсатор рабочий, если этого не происходит деталь на замену.

Трамблер – это всегда разборный узел, который можно отключить, вынуть из автомобиля, разобрать на составляющие, обнаружить проблему и устранить ее методом замены поврежденной детали.

Зачем это нужно?

Распределитель зажигания находится в подкапотном пространстве. Обнаружить его не так уж сложно: внешне он напоминает небольшую круглую капсулу, к которой подводится пучок высоковольтных проводов. Как правило, распределитель можно обнаружить около катушки зажигания, но на некоторых машинах он находится в других точках подкапотного пространства.

Для чего же он нужен? Вспоминая школьный курс физики, можно вспомнить, что поршневой четырехтактный двигатель работает за счет поршней, располагающихся в цилиндрах. В разные моменты времени цилиндры могут занимать различное положение, которое соответствует их такту.

Чтобы поршень двигался, а не стоял на месте, необходимо, чтобы в нужный момент времени топливная смесь, состоящая из бензина и воздуха, поджигалась, а уже за счет ее расширения поршень толкался в нужную сторону.

Искра, которая подается через катушку зажигания на свечу, нужна не все время, а лишь в те моменты, когда смесь уже полностью наполнила цилиндр. Если поджиг произойдет слишком поздно или рано, двигатель уже не будет иметь максимальную эффективность, и его общий КПД упадет.

Ремонт трамблера ваз 2109

Сперва следует запустить двигатель в рабочее состояние и увеличить холостой оборот примерно к 700 единицам. Далее нужно убедиться в том, что температура рабочего двигателя не превышает девяносто градусов по цельсию.
После чего необходимо вставить коленвал в соответствии с инструкцией на крышках цилиндра.
После чего на провод, который выходит из механизма трамблёра нужно подключить к лампе на двенадцать вольт, а второй стороной провести к массе.
Дальше нужно выключить зажигание и следить за состоянием лампочки

В том случае, когда она загорается необходимо ослабить гайку, удерживающую пластинку детали, потом медленно и осторожно начинать поворачивать распределитель вправо до того момента, пока лампочка снова не загорится.
Рекомендуется проехать небольшое расстояние на средней скорости (около 40-50 километров в час). Все признаки поломки отсутствуют, значит ремонт выполнен правильно.
При продолжающихся проблемах и безрезультатных ремонтов необходимо менять деталь.

Что вы знаете об этом

Прошло довольно много времени с тех пор, как на дорогах появилось первое транспортное средство Даймлера. Для запуска и работы силового агрегата в ней применили калильную головку. Она стала родоначальницей для блоков искрообразования бензиновых двигателей. Эффективность таких устройств невысокая, стоимость таких двигателей большая, поэтому их увидеть можно только на моделях машин, самолётов и других самоделок.

Фото первого авто Benz

  1. Блок зажигания с контактным искрообразованием;
  2. Бесконтактные приборы, использующие эффект Холла;
  3. Электронные приборы для воспламенения горючей смеси.

Ремонт бесконтактного трамблёра

Диагностика и ремонт трамблёра бесконтактного типа производится по аналогии с приведённой выше инструкцией. Исключение составляет только процесс проверки и замены датчика Холла.

Диагностировать датчик необходимо, не снимая трамблёр с двигателя. Если у вас возникли подозрения в неработоспособности датчика Холла, произведите его проверку, а при необходимости и замену в следующем порядке:

  1. Отключите центральный бронепровод от соответствующего электрода на крышке трамблёра.
  2. В колпак провода вставьте заведомо исправную свечу зажигания и расположите её на двигателе (кузове) автомобиля таким образом, чтобы её юбка имела надёжный контакт с «массой».
  3. Попросите помощника включить зажигание и прокрутить несколько секунд стартером. При исправном датчике Холла на электродах свечи будет возникать искра. Если искры нет, продолжайте диагностику.
  4. Отсоедините разъём датчика от корпуса устройства.
  5. Включите зажигание и замкните в разъёме выводы 2 и 3. В момент замыкания на электродах свечи должна появиться искра. Если этого не произошло, продолжите диагностику.
  6. Переведите переключатель мультиметра в режим измерения напряжения в диапазоне до 20 В. При выключенном моторе подключите выводы прибора к контактам 2 и 3 датчика.

  7. Включите зажигание и снимите показания прибора. Они должны быть в пределах 0,4–11 В. Если напряжения нет, датчик однозначно неисправен и подлежит замене.
  8. Выполните работы, предусмотренные п.п. 1–8 инструкции по демонтажу трамблёра, а также п.п. 1–14 инструкции по разборке устройства.
  9. Плоской отвёрткой открутите винты крепления датчика Холла.

  10. Извлеките датчик из корпуса.

  11. Произведите замену датчика и сборку устройства в обратном порядке.

Наиболее характерные неисправности зажигания

Неисправности системы зажигания могут повлечь за собой выход из строя и остальных устройств, используемых для нормальной работы машины. Выделяют отдельный список часто встречаемых неисправностей, при которых затрудняется работа системы воспламенения рабочей смеси: — Возможны замыкания первичной обмотки катушки зажигания на массу, а также замыкание вторичной на первичную. В результате происходит перегорание дополнительного резистора и появляются характерные трещины в изоляторе, а также в крышке катушки. В этом случае необходима замена поврежденных элементов, если же катушка практически разрушена — то замена всего узла. — Характерные неисправности прерывателя: возможно обгорание либо загрязнение маслом контактов внутри прерывателя; нарушение стандартного зазора между контактами, что приводит к перебоям в переключении между свечами. Обгорание либо замасливание контактов может вызвать очень резкое увеличение уровня сопротивления между ними, из-за этого уменьшается ток, создаваемый в первичной обмотке, и как результат — снижается мощность искры, которую создают свечи.

Нарушение зазора также приводит к ухудшению образованию искры, которая создается между электродами свечи. Как результат — перебои в нормальной работе двигателя. — Свечи: возможно появление нагара на внутренней поверхности, а также обильное загрязнение снаружи. Нарушение зазора между электродами, различные трещины в изоляторе, неисправность бокового электрода — все это приводит к плохой подаче искры либо вовсе ее отсутствию. Это вызывает нестабильную, неравномерную и неустойчивую работу мотора, снижает его мощность. Возможна и остановка при повышении нагрузки. 

Нормальная работа свечей зажигания возможна только в случае, если: — поверхность резьбы сухая (ни в коем случае не мокрая); — присутствует очень тонкий слой нагара либо копоти; — цвет электродов, а также изолятора должен быть от светло-коричневого до светло-серого, почти белого. Обо всех неисправностях может рассказать мокрая поверхность резьбы — это может быть как бензин, так и масло. У неисправной свечи электроды и часть изолятора покрыты толстым слоем нагара и мокрые. 

Замасленные свечи и другие признаки неисправности

Если двигатель обладает очень большим пробегом, и при этом все свечи были заменены в одно и то же время, то главной виной такого состояния является повышенный износ цилиндров, колец или поршней. Возможно появление масла на поверхности свечи в период, когда автомобиль проходит обкатку. Это со временем проходит. Если же масло было обнаружено только на одной свече, то причиной этого, скорее всего, может быть неисправность выпускного клапана, он может прогореть. Чтобы это определить, нужно хорошо прислушаться к работе двигателя, на холостом ходу он работает неравномерно. В этом случае нельзя откладывать с проведением ремонтных работ, так как потом прогорит и седло, и ремонт будет еще дороже. Выгоревшие либо очень сильно корродированные электроды говорят только о перегреве свечи. Такое возможно, если был использован низкооктановый бензин, либо была неправильная установка момента произведения зажигания.

Слишком обедненная смесь — тоже результат оплавки электродов. Возможны различные механические повреждения на поверхности свечи. Она может иметь изогнутый вид, или же будет деформирован электрод, расположенный в боковой части свечи. Последствия такой работы — перебои в зажигании. Причиной возникновения таких неприятностей может быть неправильно выбранная длина свечи, либо же длина резьбы не соответствует посадочному месту в головке мотора. В таком случае стоит подобрать стандартную свечу, рекомендуемую заводом-изготовителем

Если ее длина была выбрана правильно, стоит обратить внимание на присутствие посторонних механических элементов во внутренней части цилиндра. После того как свечи были поменяны местами, можно узнать очень большое количество информации об их состоянии

Если свеча продолжает покрываться нагаром уже в другом цилиндре — это говорит о её неисправности. Но если нормальная и исправная свеча одного из соседних цилиндров также начинает покрываться нагаром, как и её предшественница, тогда это неисправность непосредственно в кривошипно-шатунном устройстве этого цилиндра.

Что такое трамблер

Трамблер – это прерыватель-распределитель зажигания в системе зажигания бензинового двигателя, который отвечает за искрообразование. Как правило, данное решение встречается на двигателях с карбюратором, которые не имеют электронного управления впрыском и зажиганием.

Основная задача трамблера сводится к подаче напряжения на ВВ-провода свечей зажигания в тот момент, когда поршень в цилиндре полностью сжал топливно-воздушную смесь (завершен такт сжатия)

При этом важно, чтобы поджиг топливно-воздушной смеси в цилиндрах был реализован своевременно для максимальной отдачи энергии топливного заряда на поршень и полноценного сгорания топлива.. В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:

В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:

  • отвечает за искрообразование на свечах;
  • замыкает и размыкает контакты прерывателя;
  • распределяет напряжение на нужную свечу;
  • накапливает энергию в бобине;
  • изменяет момент искрообразования (с учетом режима работы мотора).

Установлен трамблер в подкапотном пространстве, находится в непосредственной близости к ГБЦ. При помощи высоковольтных бронепроводов трамблер соединен с катушкой зажигания и свечами зажигания. Также есть низковольтный провод трамблера, подключенный к бобине. В целом решение простое и надежное, однако, в процессе эксплуатации автомобиля нужно учитывать отдельные нюансы.

Как работает бесконтактная система зажигания

Датчик-распределитель приводится в действие от вращения коленчатого вала, формируя импульсы низкого напряжения, которые передает на транзисторный коммутатор. Коммутатор, в свою очередь создает импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Когда ток прерывается, индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания, после чего ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя. В зависимости от порядка работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения распределяется по проводам высокого напряжения на свечи зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение горючей смеси.

Когда число оборотов коленчатого вала растет, за регулировку угла опережения зажигания отвечает центробежный регулятор опережения зажигания. При изменении режимов работы двигателя регулирование угла опережения зажигания производится вакуумным регулятором опережения зажигания.

Принцип работы трамблера

Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

УЗСК
Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

УОЗ
Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

ВАКУУМНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Именно это устройство способно изменять при необходимости УОЗ. Как только меняется нагрузка мотора, соответствующие коррективы вносятся в работу детали устройства трамблера.

Важно!Нагрузка определяется при помощи дроссельной заслонки.

Вакуумный регулятор трамблера представляет собой замкнутую полость. Для обеспечения лучших эксплуатационных качеств конструкция разделяется диафрагмой. Одна полость идёт напрямую к карбюратору.

Когда происходит разряжение — начинает двигаться диафрагма. Как результат давление оказывается на подвижной диск и кулачок прерывателя. Время срабатывания последнего корректируется в зависимости от текущей ситуации.

Внимание!Трамблер меняет момент искрообразования, тем самым влияет на эксплуатационные характеристики мотора.

ОКТАН-КОРРЕКТОР

Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.

По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.

БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ

Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.

Внимание!В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.

Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера — датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector