Инструкция как заряжать agm аккумулятор самостоятельно

Особенности АГМ аккумуляторов

Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.

Устройство AGM аккумуляторов

Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.

Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким

Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий

Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.

Объём электролита и свинца

По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.

С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.

Внутреннее сопротивление

Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.

Пусковой и зарядный токи

Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.

Склонность замерзать и перегреваться

Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.

Стойкость к глубоким разрядам

Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.

Эффект памяти

Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.

Основные особенности технологии AGM

Отличительные черты, отличающие изделия AGM технологий от других устройств:

  1. Отсутствие жидкого раствора электролита как такового. В изделиях, разработанных по AGM технологии, рабочее вещество закрывается в так называемые маты. Последние используются в качестве диэлектрического разграничителя.
  2. Сами пластины и маты располагаются в непосредственной близости друг к другу. Такая технология обеспечивает возможность установки большего количества пластин при аналогичных объёмах. Это обеспечивает увеличение параметра ёмкости изделия.
  3. Благодаря отсутствию жидкости использование батареи возможно в любом положении, даже боком. Изготовители АКБ не советуют только устанавливать устройство вверх дном.
  4. Поскольку рабочее вещество закрыто, его испарение отсутствует. Соответственно, допускается применение изделий и внутри помещений. Благодаря этому использование АКБ класса AGM возможно в качестве альтернативных элементов питания.
  5. При разработке AGM изделий используется только очищенный свинец. Это обеспечивает снижение величины внутреннего сопротивления и увеличение свойств заряда. Если сравнивать с классическими батареями, то временной интервал полной подзарядки снижен приблизительно в 2-3 раза.
  6. AGM устройства позволяют выдерживать большее количество циклов разрядки и подзарядки. Для них нежелателен полный разряд, но они более устойчивы к нему по сравнению с классическими изделиями. Это достигается благодаря сепараторным элементам, которые фиксируют пластины и не позволяют им рассыпаться.
  7. Рабочее значение пускового тока больше приблизительно на 50-70% по сравнению с классическими батареями. Это обеспечивает упрощённый старт силового агрегата при низких температурах.
  8. Высокий ресурс эксплуатации. Обычный АКБ может прослужить примерно 3-4 года, а изделия AGM функционируют от 5 до 10 лет.

Канал Chipdip подробно рассказал о технологиях, по которым производятся аккумуляторные устройства класса AGM.

Кратко о гелевых аккумуляторах

Гелевые аккумуляторы используются преимущественно в мототехенике. Это усовершенствованный аналог кислотных батарей, в котором заточен гелеобразный электролит. Такая модификация позволяет устанавливать аккумулятор в любом положении без протечек.

На данный момент существует 2 вида гелевых аккумуляторов:

  • Технология «GEL». Это прототип кислотного устройства, отличающийся от него лишь тем, что его наполняет не жидкостный электролит, а гелеобразный.
  • Технология «AGM». Такой тип батареи имеет много общего с кислотной, однако в его строении используются «умные» сепараторы. Это значит, что гелевый электролит не растекается, а его отработанные газы впитываются этим же гелем и повторно участвуют в выработке энергии.

Работает гелевая батарея по такому принципу: двуокись кремния с используемыми электродами образуют ход реакции геля-электролита. В конце стабилизируется напряжение на клеммах батареи в размере 12 Вольт.

Достоинства гелевого аккумулятора:

  • Зарядка осуществляется в разы быстрее.
  • Срок службы составляет до 10 лет.
  • Безопасность конструкции, возможная благодаря прочным сепараторам и пластинам, препятствующим выделению в окружающую среду образующихся газов.
  • Высокие ресурсные показатели. Батарее под силу выдерживать 500-1000 циклов зарядки и разрядки.
  • Абсолютная герметизация устройства, гель не вытекает при любом положении батареи.
  • Устройство обладает завидной устойчивостью к полному разряду. Если оно долгое время находится в бездействии (им не пользуются), то способно к невысокой саморазрядке – всего 15-20% в год.

Недостатков у гелевой батареи не так много, но они имеются:

  • Стоимость такого устройства для мотоциклов стоит от 5000 рублей.
  • К низким температурам гелевый аккумулятор неустойчив. Так, отметка в 30 градусов по Цельсию для «гелевиков» уже критична.

Гелевые аккумуляторы – самые популярные и надежные на отечественном рынке мототехники и комплектующих к ним, поэтому не стоит жалеть отдать за них немалую (в сравнении с кислотными аналогами) сумму.

Как заряжать AGM-аккумуляторы Topla

В настоящее время на рынке получили распространение так называемые «гелевые» аккумуляторы. Принцип работы такой АКБ не отличается от традиционного аналога. Разница заключается лишь в том, что в гелевых аккумуляторах электролит находится не в жидком состоянии, а в виде своего рода «желе» (созвучно с «gel electrolite»). У него в обычный кислотный электролит добавлена двуокись кремния, которая и вызывает загустение. Такие аккумуляторы характеризуются более длительным циклическим ресурсом без существенных потерь емкости. Однако есть один важный момент, который стоит помнить всем автолюбителям – гелевые АКБ никогда НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в качестве стартерных батарей. Их применяют только как тяговые источники питания.

Совсем другое дело — AGM-аккумуляторы,о которых ниже идет речь, получившие свое название от технологии  Аbsorptive Glass Mat. Кстати, именно АКБ этого типа  часто по незнанию называют «гелевыми». Важная особенность – в  AGM-батареях используется особая субстанция электролита. Говоря по-другому, он НЕ ЖИДКИЙ, поскольку находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии  AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.

AGM-батареи Topla, выпускаемые заводом, прежде всего предназначены для современных автомобилей премиум-сегмента с функцией «старт-стоп» и увеличенным бортовым энергопотреблением.  По своим свойствам они совмещают в себе достоинства тяговых АКБ, не боящихся глубоких разрядов,  и мощных стартерных  батарей, выдающих высокие пусковые токи. Если говорить об эксплуатационных показателях батарей Topla AGM Stop&Go, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Все фирменные AGM-батареи Topla являются необслуживаемыми.

Не боятся AGM-батареи Topla и серьезного механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Как, впрочем, и о дальнейшей жизнеспособности такого АКБ – даже будучи поврежденным, он все равно будет работать.  Пример живучести батарей Topla AGM Stop&Go можно увидеть  в наших предыдущих роликах. Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумуляторы стоит почти вдвое дороже обычных.

Что касается процедуры заряда, то AGM-батареи Topla заряжаются так же,  как и другие типы фирменных стартерных АКБ. Отличия имеются лишь в значениях максимального зарядного напряжения. В частности, если используется автоматическое зарядное устройство (ЗУ), то его зажимы согласно полярности закрепляются на клеммах АКБ, после чего производится  его подключение к бытовой электросети. Контроль заряда осуществляется в соответствии с инструкцией к ЗУ.  Главное, чтобы использовалось такое устройство, в котором в числе прочих был предусмотрен и режим заряда AGM-аккумуляторов. Подробнее о заряде AGM-батарей можно посмотреть в ролике ниже.

https://youtube.com/watch?v=bVQ6TDZt4D0

В случае применения автоматических ЗУ с ручной установкой максимального зарядного тока и напряжения необходимо сначала выставить на зарядном устройстве требуемые значения этих параметров. Это необходимо для достижения оптимального алгоритма заряда. Для AGM-батарей Topla  максимальное значение зарядного напряжения составляет 14,2-14,4 Вольт, максимальное рекомендуемое значение зарядного тока –  одну десятую емкости АКБ, указанной на ее этикетке. То есть, если емкость АКБ равна 60 А*ч, то максимальный ток заряда должен быть выставлен на значение 6 ампер. Окончанием заряда можно считать момент снижения тока до 0,4-0,6 А и его стабилизацию в течение двух часов.

Cмотрите еще:Как заряжать EFB-батареи

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Постоянно прибегать к использованию «внешней» подзарядки АКБ нет необходимости. Если генератор машины находится в исправном состоянии, то потери электроэнергии во время пуска и прогрева двигателя будет полностью компенсироваться при работе двигателя на значительных оборотах.

При некоторых вариантах эксплуатации автомобиля будет невозможно обеспечить восстановление аккумулятора AGM таким образом. Например, эксплуатация машины зимой вынуждает водителя пользоваться многочисленными дополнительными устройствами.

На холоде, даже при движении на значительной скорости, полного восстановления батареи не происходит и проходится подключить сетевое ЗУ, чтобы восполнить потери электроэнергии.

Определить момент, когда дальнейшая эксплуатация батареи этого типа без подзарядки невозможна, не составит большого труда. Достаточно наличия любого исправного вольтметра, которым замеряется напряжение на клеммах АКБ при отключённых потребителях. Если это значение менее 12,2 Вольт, то аккумулятор AGM нуждается в обязательной подзарядке с использованием сетевых устройств.

Устройство AGM-аккумуляторов

Устройство AGM батарей имеет определённые конструктивные особенности по сравнению с кислотными и гелевыми аккумуляторами:

  1. Корпус, выполненный из пластика. Основная особенность корпуса заключается в том, что большинство производителей для его изготовления используют высокопрочную пластмассу. Корпус используется в качестве основы для фиксации остальных конструктивных элементов батареи.
  2. Положительные и отрицательные пластины. Они предназначены для формирования отсеков, в которые заливается рабочее вещество — электролит.
  3. Сепараторные устройства, выполненные из стеклоткани. Сепараторы представляют собой носители электролитического вещества и могут быть совмещены с положительными пластинами.
  4. Электродные компоненты. Эти детали предназначены для соединения всех положительных и отрицательных пластин в одну конструкцию. Наличие электродов обеспечивает целое и формирующее напряжение. Благодаря электродам в устройстве появляется ток, обусловленный наличием электролитического геля.
  5. Мастика. Вещество используется для заполнения всего промежуточного пространства между блоками пластин и сепараторными элементами в устройстве АКБ.
  6. Аккумуляторные выводы. Клеммы предназначаются для подключения устройства к бортовой сети машины.


Схема конструктивного расположения основных компонентов изделия По конструкции большая часть батарей оснащаются шестью герметичными банками, в которых расположены блоки пластин. AGM устройства не требуют регулярного обслуживания при использовании.


Схема конструкции традиционных АКБ и батарей класса AGM

Особенности сепараторных элементов в АКБ:

  1. Устройства выполнены в виде пористых систем. Внутри них электролитическое вещество удерживается благодаря использованию капиллярных сил.
  2. В сепараторы при изготовлении АКБ дозируется определённый объем электролитического вещества, требуемого для реакции. Дозировка выполняется так, что мелкие поры полностью заполняются веществом, а крупные отверстия остаются свободными. Это сделано для того, чтобы обеспечить качественную циркуляцию газов.

Рециркуляция газов в конструкции устройства позволяет им не покидать корпус батареи, а всегда проходить через раствор электролита. Положительные и отрицательные пластинные элементы производятся из свинца. Благодаря этому обеспечивается возможность быстрой подзарядки аккумулятора за кратчайшее время, также быстро батареи отдаёт заряд. По сравнению с традиционными кислотно-свинцовыми устройствами, пусковой ток в AGM батареях намного выше.

История возникновения

AGM – это аббревиатура, которая расшифровывается как Absorbed Glass Mat, что дословно в переводе с английского означает «абсорбированные стеклянные пластины» или «абсорбированное стекловолокно». Это значит, что внутри нет жидкого электролита, а вместо него находится пропитанное стекловолокно. Технология была запатентована в 1980 году. Но сама идея создания появилась гораздо раньше в послевоенные годы в Германии. Одному фотографу пришла мысль загустить электролит в аккумуляторе, чтобы он не проливался.

AGM аккумулятор

Как и многие другие инновации, AGM аккумуляторы сначала применялись на военных самолетах. Такие АКБ как нельзя лучше подходили для них, так как могли эксплуатироваться в любом положении. И по сей день они применяются на истребителях F16.

Американская компания Concorde выпустила первую AGM батарею для коммерческого использования в 90-х годах. По объективным причинам они не смогли полностью вытеснить с рынка жидкостные АКБ, которые имели преимущества, главным образом в цене. Но AGM батареи смогли найти свою нишу на рынке премиум-автомобилей, мотоциклов, солнечных батарей, кинотехнике и др.

2 Достоинства аккумуляторов – опишем все плюсы

Устройства Absorbent Glass Mat по сравнению с классическими батареями способны без серьезных затруднений справляться с высокими электронагрузками. Это имеет огромное значение. Свинцовые аккумуляторы с жидким электролитом имеют относительно малый срок службы именно из-за невозможности противостоять серьезным нагрузкам от современной электроники – автохолодильников, видеорегистраторов с антирадаром, бортовых компьютеров, навигаторов. Кроме того, AGM приспособления допускается разряжать до 30–40 %, не беспокоясь, что это приведет к ощутимому уменьшению времени их эксплуатации. Любой автомобилист знает – если разрядить свинцовую батарею наполовину, ее емкость неизбежно снизится (по отношению к заводским характеристикам) на 15–20 %.

Следующий плюс АГМ устройств – повышенная стойкость к ударным воздействиям и вибрации. Достигается это за счет плотного прижатия прокладок и пластин. По сути, никакое бездорожье не сможет повредить АКБ, произведенные по AGM технологии, либо уменьшить срок их эксплуатации. Устойчивость к вибрациям и ударам особенно важна для грузовых автомобилей, внедорожников, а также для строительной автотехники.

Малое внутреннее электросопротивление описываемых аккумуляторов обеспечивает их быструю зарядку и эффективный холодный запуск мотора. Причем при указанных процессах АКБ выделяет минимум тепла (не более 4 %, в обычных батареях эта величина равняется примерно 20 %). Для зарядки AGM требуется в четыре раза меньше времени, чем для наполнения энергией классических устройств. Но скорость – не самое главное достоинство

Важно то, что двигатель автомобиля при такой операции станет потреблять намного меньше топлива, так как зарядка аккумуляторов рассматриваемого типа не напрягает генератор транспортного средства

Один из плюсов АГМ АКБ – это повышенная стойкость к ударным воздействиям и вибрации

АГМ батареи имеют герметичный корпус. Они не нуждаются в обслуживании. Водителям не приходится регулярно открывать баки АКБ, доливать в них дистиллированную жидкость, постоянно контролировать уровень воды. Благодаря этому описываемые аккумуляторы достаточно быстро окупаются. Их стоимость объективно высока. Но снижение расходов на обслуживание батарей делает AGM устройства по-настоящему выгодными в применении.

Выбор зарядного устройства

Обычным зарядным устройством, предназначенным для зарядки кислотных батарей, восстановить ёмкость АКБ этого тип не получится. Аккумуляторам этого типа необходимо повышенное напряжение заряда. Только в этом случае, можно восстановить батарею на 100%.

В продаже можно найти большое количество приборов, рекомендованных для зарядки AGM батарей. Такие устройства могут отличаться по функциональности и габаритам. Некоторые приборы способны работать в полностью автоматическом режиме, но такие ЗУ можно будет использовать только для данного вида батарей.

Приборы, позволяющие осуществлять корректировку силы тока и напряжения, стоят значительно дороже, но такие устройства являются более универсальными и могут использоваться не только для подзарядки аккумуляторов различного типа, но и в качестве довольно мощного источника постоянного тока.

Как продлить срок службы устройства?

Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы отличаются надежным цельным запаяным корпусом, перед их эксплуатацией необходимо проверять наличие трещин и вздутий (особенно если батарея долгое время лежала без дела). Условия хранения неиспользуемого устройства просты: сухое помещение с температурой от -30 до +60 градусов.

На продолжительность работы гелевого аккумулятора влияет соблюдение правил при его зарядке. Излишние вольты на клеммах – это непозволительная роскошь для этих устройств, которая приводит их в негодность.

Если соблюдать все рекомендации по зарядке гелевого аккумулятора для мотоцикла, он прослужит столько, сколько заявлено производителем

При этом особое внимание следует уделять измерению силы тока, времени зарядки и беспрерывности процесса

Ведущие производители

Практически все производители аккумуляторов предлагают пользователям батареи, изготовленные по технологии AGM. Среди наиболее известных в нашей стране и пользующихся проверенной временем репутацией надежных фирм следует выделить:

  • немецкие – Bosch, Varta и Deta;
  • американские – Exide, Optima, Deka и Energizer;
  • турецкую – Mutlu;
  • австрийскую – Banner;
  • южнокорейские – Atlas BX и Alphaline;
  • итальянскую – Fiamm;
  • польскую – Zap;
  • люксембургскую – Tudor;
  • российские – «Энергия» и «Источник».

Все вышеперечисленные производители представляют 2-летнюю гарантию на AGM-аккумуляторы.

Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора

При неправильной эксплуатации AGM-батарея может быстро выйти из строя. Методы восстановления автомобильного аккумулятора описаны ниже.

  1. Долив дистиллированной воды. Если АКБ регулярно перегревается при зарядке, то маты высыхают за счет электролиза. Долить воду через пробки в банках не получится, т.к. батарея полностью герметична. Чтобы восстановить уровень электролита, нужно просверлить в каждом элементе АКБ отверстие небольшого диаметра и ввести дистиллированную воду через шприц. Для отверстий нужно изготовить пробки, которые предупредят утечку электролита. Ставить АКБ на подзарядку рекомендуется через 1-2 суток после заливки. При ремонте батареи нужно надеть защитную одежду, очки и перчатки.
  2. Одновременное подключение аккумуляторов. Автоматические ЗУ могут не среагировать на неисправную батарею, поэтому некоторые автомобилисты подключают одновременно реанимируемую АКБ и рабочий аккумулятор. Если неисправная батарея начала потреблять ток, то рабочая после установки режима накопления отключается. Реанимация аккумулятора продолжается в щадящем режиме. Длительная подзарядка сразу двух АКБ запрещена.
  3. Ступенчатая зарядка ручным и автоматическим ЗУ. Вместо одновременного подключения на начальном этапе реанимации АКБ можно использовать ручную подзарядку при токе 1-2% от емкости, постепенно увеличивая силу тока от 0,5 до 14,8 А. Доведя до штатного режима, можно подключить аккумулятор к автоматическому ЗУ. Восстановление рекомендуется проводить импульсным током. В многофункциональных устройствах при глубоком разряде режим импульсной зарядки активируется автоматически.

Из-за повышенных требований к эксплуатации АГМ-аккумуляторы не рекомендуется приобретать с рук без предварительного наблюдения за процессом подзарядки.

При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать напряжение батареи. Не допускается полный разряд АКБ и снижение U до 12 вольт. Если накопитель используется после длительного хранения или сезонного отстоя машины, то перед выездом нужно проверить заряд.

Главная операция в технологии ухода за аккумуляторной батареей – подзарядка. Удаленно ее невозможно произвести без специального зарядного устройства, подающего определенное напряжение и ток на клеммы АКБ. Для каждого типа источников питания существует индивидуальная методика зарядки, предусматривающая строго нормированные режимы. АГМ изделие тоже можно восстановить, разработаны даже схемы, раскрывающие суть правильного процесса подзарядки.

Правила эксплуатации аккумуляторных батарей типа AGM

Для увеличения ресурса эксплуатации батареи стоит придерживаться следующих правил:

В качестве профилактической меры перед установкой батареи на авто надо выполнить уравнительный заряд изделия либо целой группы. Это позволит предотвратить вероятные отклонения в напряжении компонентов от средней величины. Проведение подзарядки с постоянным параметром напряжения, составляющим не выше 2,4 вольт для компонента, выполняется в течение 2 суток, не более. Такая процедура позволит определить наличие бракованного изделия. О завершении процедуры уравнительного заряда сообщит величина тока потребления, которая будет неизменной на протяжении двух часов.
В одной группе либо системе допускается применение одной марки аккумулятора AGM. Причём изделия должны быть в одной серии, а величина номинальной ёмкости должна быть идентичной. Если данные условия не соблюдаются, возможно снижение ресурса эксплуатации отдельных АКБ. При значительной разнице в дате изготовления происходит снижение ресурса эксплуатации всех устройств, состоящих в группе.
При глубоком разряде изделия происходит сульфатация пластин, что приводит к падению ресурса эксплуатации. Сульфатация представляет собой процесс появления сернокислого образования свинца на анодной и катодной составляющей, который никак не удаляется. Появление сульфатации обусловлено полным разрядом изделия, работе в условиях постоянного недозаряда, длительном хранении без подзарядки, работе в условиях повышенных температур. Если батарея имеет функцию регулировки величины остаточного напряжения, ей обязательно надо пользоваться.
Если АКБ используется в циклическом либо буферном режимах, потребитель должен соблюдать параметры тока и напряжения, заданные производителем

Поэтому при подзарядке важно, чтобы зарядный прибор имел функции регулировки основных параметров. При хроническом недозаряде реальный ресурс использования изделия падает

При настройке основных значений на зарядном оборудовании учитывается, что величина постоянного напряжения должна составить 30%. Речь идёт о напряжении от общей ёмкости устройства при десятичасовом разряде.
Если аккумулятор хранится в гараже либо в помещении, в нём должен соблюдаться температурный режим. Оптимальная величина для хранения составляет 20-25 градусов. Это позволит обеспечить все эксплуатационные характеристики, предписанные производителем изделия.
Не допускается хранение батареи в разряженном виде. Если планируется демонтаж изделия и его длительное хранение, перед выполнением задачи требуется подзарядка устройства. Процедура осуществления задачи производится зарядным оборудованием. Важно, чтобы рабочие параметры изделия соответствовали заряду батареи необходимой ёмкости.
Если батарея долго хранится в гараже или другом помещении, потребитель должен периодически её заряжать как минимум один раз в полгода. При этом надо руководствоваться указаниями производителями, описанными в сервисном руководстве к батарее и зарядному оборудованию.

Если температура хранения АКБ составит более 25 градусов в помещении, это приведёт к росту величины саморазряда, подзаряжать придётся чаще.

Можно ли восстановить AGM-аккумулятор?

Вероятность восстановления работы батареи полностью зависит от ресурса использования и состояния изделия в целом. Принцип возобновления работоспособности устройства аналогичен с восстановлением работы традиционных изделий. В них используется такой же электролит, только в несколько другом виде. Необходимо максимально заполнить все засохшие внутренние элементы дистиллятом, для чего используется шприц. После того как сепараторные элементы напитаются жидкостью, изделие можно заряжать, ток зарядки составит 10% от всей ёмкости.

Есть один уникальный вариант восстановления изделия. При его реализации потребителю надо «обмануть» ЗУ, подключив к нему сразу две батареи, одна из которых должна быть заведомо рабочей. Если разряженное изделие через время будет потреблять ток, то оно подлежит восстановлению. Спустя несколько часов после начала подзарядки вторая батарея отключается от оборудования, а прибор будет продолжать заряжать разрядившееся изделие.

Канал 13 Sound представил результат замены рабочего вещества внутри изделия, разработанного по технологии AGM.

Преимущества и недостатки

Несмотря на все нюансы в эксплуатации, AGM батареи имеют немало плюсов. Среди них:

  • электролит не вытекает, так как находится в стекловолокне;
  • хранение и эксплуатация АКБ в любом положении;
  • длительный срок службы (5-12 лет);
  • высокий отдаваемый ток (в 1,5 раза больше обычных) и быстрая зарядка;
  • можно хранить до 3-х лет без большой потери емкости;
  • герметичный корпус;
  • устойчивость к глубоким разрядам. Может выдержать 200 полных разрядов, 500 разрядов на 50% и около 1000 разрядов на 20-30%.

К главным недостаткам относятся:

  • стоимость AGM значительно выше обычной АКБ;
  • увеличенные габариты и вес;
  • необходимо специальное зарядное устройство;
  • чувствительность к перезаряду и короткому замыканию.

Как видно, минусов не так много, но именно они мешают широкому распространению AGM аккумуляторов. Но в определенных областях, таких как обслуживание большегрузных автомобилей, автономных модулей, станций, накопление энергии солнечных батарей, такие устройства просто незаменимы. Благодаря своим значительным преимуществам в будущем AGM вытеснят обычные батареи во всех сферах.

Устройство и принцип работы

Принцип работы AGM аккумулятора абсолютно ничем не отличается от принципа работы обычной свинцово-кислотной батареи с жидким электролитом или, как ее еще называют, кальциевой свинцово-кислотной. В основе его лежит электрохимическая реакция взаимодействия оксида свинца и серной кислоты. Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде (отрицательный электрод) и окисление свинца на аноде (положительный электрод). При заряде протекают обратные реакции.

А вот конструкция AGM батареи несколько иная. Если в обычных кальциевых аккумуляторах пластины с изолирующей решетчатой вставкой (сепаратором) между ними погружены в жидкий электролит, то в AGM технологии вместо жестких изолирующих сепараторов используется пористое волокно, пропитанное все тем же электролитом. В этом случае погружать всю конструкцию в электролит не нужно (им пропитан пористый сепаратор).

Благодаря своей пористой структуре сепаратор удерживает не только электролит, но и газы, выделяющиеся во время нормальной работы устройства. Если батарея эксплуатируется неправильно (чрезмерно большие зарядные/разрядные токи) и происходит усиленное газовыделение, с которым сепаратор не справляется, то излишек газов сбрасывается через специальные предохранительные клапаны. Таким образом, хотя корпус в нормальном режиме работы и герметичен, в целом герметичным AGM аккумулятор назвать нельзя.

Такая конструкция – анод, пористый сепаратор и катод, — именуемая аккумулятором, способна развить напряжение в 2 В. Для увеличения выходного напряжения аккумуляторы соединяют в батареи, которые, впрочем, нередко называют просто аккумуляторами (правильно — аккумуляторная батарея или батарея аккумуляторов). 12-вольтовая автомобильная батарея, к примеру, состоит из 6 аккумуляторов, включенных последовательно.

Отличие технологии AGM от GEL

Очень часто многие, в том числе продавцы, путают AGM аккумуляторы с гелевыми. Последние называются GEL аккумуляторы — Gelled ELectrolit (гелевый электролит, англ.). В заблуждение вводит то, что и те и другие являются необслуживаемыми и могут работать в любом положении – из них ничего не вытечет.

Но отличие одного от другого существенное. В гелевом АКБ электролит не вытекает не потому, что его удерживает пористая вставка, а из-за того, что жидкий электролит загущают водным щелочным раствором силикатов натрия, и он превращается в гель. Получается этакий свинцово-кислотный аккумулятор с густым электролитом. Гелевый аккумулятор имеет некоторые преимущества перед AGM и обычными обслуживаемыми, но стоит дороже.

Сфера применения

AGM батареи, как и обычные с жидким электролитом, разделяются на

  • пусковые (стартерные);
  • тяговые.

Первые способны отдать очень большой ток за короткое время без особых последствий для себя, вторые на такое неспособны. Зато последние могут питать нагрузку длительное время без существенного снижения напряжения во время разряда и отдавать почти всю запасенную энергию.

Стартерные, конечно, используются в автомобилях для пуска двигателя. Ими же запускают лодочные моторы, дизель-генераторы и подобную технику. В общем, они нужны там, где нужен очень большой ток непродолжительное время.

Тяговые батареи можно встретить на различного рода электромобилях (карах, погрузчиках и т. д.), они питают подъемники, насосы, накапливают энергию альтернативных источников энергии: ветро- и гидрогенераторов, солнечных панелей. Используются они и в ручном электроинструменте, которым можно работать из любого положения, не боясь облиться кислотой. То же самое касается водного транспорта, где присутствует постоянная качка и вибрации.

Конечно, с большинством из перечисленных задач могут справиться и обычные «жидкие» аккумуляторы, если их не переворачивать, но в одном они тягаться с AGM батареей не могут – последние сохраняют работоспособность при температурах до -30 градусов Цельсия. Именно поэтому автомобильные AGM батареи так популярны в районах с суровыми зимами.

Здесь стоит отметить, что в последнее время AGM батареи постепенно вытесняются гелевыми, но происходит это не очень быстро — стоят GEL аккумуляторы дороже, а серьезных преимуществ, окупающихся такими деньгами, практически не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector