Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля
Содержание:
- Безопасная и правильная работа мультиметром
- Истории наших читателей
- Дедовские методы
- Чем можно прозвонить провода?
- Особенности автомобильной электропроводки
- Вероятные причины неисправности
- Причины возникновения неисправностей
- Тестер для прозвонки электрических цепей
- Причины возникновения
- Особенности автомобильной электропроводки
- Варианты прозвонки проводов
- Внешние факторы
- Кратко об устройстве проводников
- Инструкция по поиску места обрыва
- Устройство мультиметра
- Короткое замыкание, его причины и последствия
- Проверка кабелей зажигания
Безопасная и правильная работа мультиметром
Работа с электрическими приборами и сетями должна быть безопасной. Это правило относиться и к процедуре прозвона проводников мультиметром. Выделим основные рекомендации, которых нужно придерживаться перед началом и в ходе работ:
- В первую очередь, цепь должна быть полностью обесточена посредством выключения автомата в распределительном щите, извлечения элементов питания (если рассматриваемый объект — электронный прибор).
- Имеющиеся в цепи конденсаторы должны быть разряжены закорачиванием. Иначе, при измерительных работах мультиметр может выйти из строя.
- Для удобства при прозвонке рекомендуется на концах измерительных проводов использовать специальные наконечники («крокодилы»). Данные приспособления создают надежный контакт с исследуемым проводником и, при этом, освобождают руки.
- Пытаясь зафиксировать щуп, не рекомендуется прикасаться пальцами рук к оголенным проводам и кончику щупа. В противном случае, полученные результаты могут быть некорректными.
Истории наших читателей
«Гребаный таз. «
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас: 1. Зарегистрируйтесь на сайте 2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно). 3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ! Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.
Дедовские методы
Конечно же, раньше для обнаружения проводки в стене обходились без приборов, при этом безопасно находили всю линию электросети под обоями, плиткой и штукатуркой. Как это делали наши деды и прадеды?
Предоставляем к Вашему вниманию три наиболее простых варианта, который позволят самому найти проводку:
- Если намечается капитальный ремонт. Срываете обои и осматриваете стену в хрущевке (либо в доме). Обычно штробы для скрытой электропроводки немного выделяются цветом от остальных участков поверхности, да и на ощупь шпаклевка будет более шершавой.
- Берете обыкновенный радиоприемник, настраиваете на 100 кГц и подводите к необходимой зоне. В месте, где проходит ток, приемник начнет сильнее шуметь.
- Альтернативный вариант по отношению к радиоприемнику – использование микрофона на магнитоле. Включаем микрофон и аккуратно ведем его вдоль поверхности. Появился шум либо треск – Вам удалось найти приблизительное место нахождения трассы.
Обращаем Ваше внимание на то, что методы, где используются микрофон и приемник имеют довольно высокую погрешность в 15 см. Именно поэтому, опираясь на сигналы данных устройств лучше подстраховаться и еще немного отступить, чтобы не получить поражение током!. Лайфхак с индикаторной отверткой
Лайфхак с индикаторной отверткой
Чем можно прозвонить провода?
Существует достаточно большое количество вариантов диагностического оборудования для проверки целостности электрических цепей и выявления коротких замыканий. К таким устройствам относят:
- различные тестеры: на рынке представлены в широком разнообразии для электрических сетей и линий связи от простых китайского производства, до дорогих от европейских производителей;
- самодельные тестеры: на основе автономного источника питания (аккумуляторной батарейки) и тестерной лампы;
- мультиметры: многофункциональные устройства для измерения характеристик сети и диагностики её работоспособности;
Профессиональные электрики при работе по прозвонке цепи часто используют мультиметр, так как этот удобный прибор имеется в арсенале каждого специалиста. В бытовых условиях, для единичных проверок и при отсутствии мультиметра, тестирование проводников производят при помощи самодельных тестовых ламп или при подключении нагрузки.
Особенности автомобильной электропроводки
И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы. И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.
Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.
В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:
- как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
- как правильно починить исполнительный механизм;
- как восстановить плохой контакт;
- как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.
Поиск неисправности проводки требует знания основ работы и точного инструмента
Что под капотом
В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:
- передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
- передающие данные от всевозможных датчиков;
- обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.
Наибольшего контроля заслуживает проводка системы зажигания
Что в салоне
Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:
- Органы управления автомобильными системами:
- управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
- управление звуковыми устройствами;
- управление АКПП;
- управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
- Контрольные приборы и датчики;
- Системы активной безопасности:
- электроприводы ремней безопасности;
- механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
- Функции комфорта:
- кондиционер;
- стеклоподъемники;
- музыкальная аппаратура;
- системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.
Замена проводки в машине обязательно потребует и разборки панели приборов
Вероятные причины неисправности
Наиболее распространенная причина неисправности высоковольтных проводов – естественный износ и старение. Они располагаются в непосредственной близости к двигателю.
В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в холодное время года, суточный перепад температур может составлять более 100 градусов Цельсия. Изоляционные свойства материала покрытия провода постепенно уменьшаются. Провод начинает растрескиваться, в него проникает влага, пары агрессивных жидкостей (антифриз, омывайка), масла, солевые растворы обработки дорожных покрытий.
Как только трещины достигают токоведущей жилы, высоковольтный сигнал может пробить на массу. Изоляционные свойства провода будут нарушены, импульс зажигания к свечам не дойдет.
Часто провода теряют токопроводящие свойства в результате механических воздействий. Это обычно имеет место в местах соединения токоведущего проводника с контактными разъемами свечей и катушек зажигания.
При монтаже ВВ проводов необходимо правильно их укладывать, обязательно прикреплять обжимные полиэфирвиниловые хомуты, избегать лишних механических усилий.
Провода могут выйти из строя в результате превышения максимального уровня высокого напряжения. Такая ситуация возможна в случае пробоя катушки по первичной обмотке.
Причины возникновения неисправностей
При соблюдении правил эксплуатации электрокоммуникаций, они могут исправно служить в течение десятков лет. Но на практике довольно часто встречаются повреждения электросетей, которые могут быть вызваны разными причинами.
К таким факторам относятся:
- Долговременная эксплуатация кабеля. Проводка может безукоризненно функционировать в течение многих лет, однако после определенного временного лимита она начинает разрушаться. В этом случае в сети рассыпаются скрутки и проявляются утечки, которые регулярно выбивают УЗО (его отсутствие сказывается на усилении утечек). Рано или поздно такие нарушения приводят к перебоям, а затем и к полному прекращению подачи электротока.
- Механическое повреждение. Не зная схемы прокладки электросетей, при высверливании отверстий и забивании гвоздей в стене легко можно задеть провод, вызвав его обрыв, а иногда и короткое замыкание. Порой незначительное механическое повреждение дает отложенный эффект: в этом случае целостность жилы может нарушиться не мгновенно, а спустя несколько месяцев или даже год.
- Бракованный провод или некачественно выполненный электромонтаж. Поврежденные кабели имеют тенденцию к постоянному нагреву, что может привести к фатальным последствиям. После внезапного скачка напряжения такие жилы могут оборваться.
- Некорректное использование переходников. Сбои в работе электропроводки могут быть вызваны неправильной эксплуатацией удлинителей или тройников. Это может случиться, если к устройству подключается несколько высоко-мощных бытовых агрегатов, например, стиральная и посудомоечная машины.
При некорректном применении переходника кабели, которые идут от него, подвергаются перегреванию и повышенной нагрузке, что может привести к расплавлению изоляции.
Во всех случаях необходимо выявить место повреждения кабеля, чтобы незамедлительно устранить повреждения.
Тестер для прозвонки электрических цепей
На рынке большое разнообразие тестеров для прозвонки проводов и кабелей. Различие тестера от мультиметра заключается в том, что функционал у него по скромнее.
Основное предназначение — это вызванивание проводов и проверка напряжения. Поэтому многие виды тестеров являются не только прозвонкой, но и как индикатор напряжения.
Вполне естественно, что в каждом таком устройстве имеются батарейки для индикации и сигнала, которых по мере эксплуатации или времени нужно заменять.
Простую прозвонку можно изготовить самому в домашних условиях. Для этого нужно взять батарейку на 4,5 В, лампочку на 3,5 и кусок провода. Схема соединения самая простая.
Посмотрите видео о том, как пользоваться самой простой прозвонкой для электрических цепей.
Заключение
Вы узнали, что нужно, чтобы отыскать неисправность в электрических цепях, проверить целостность проводов. Конечно это не решит больших задач, если возникли более сложные проблемы.
Для этого придется использовать более сложную аппаратуру и без специалиста не обойтись. В следующих статьях мы постараемся раскрыть другие вопросы, не менее актуальные.
Методы поиска «обрыва» в электропроводке автомобилей
Для проверки провода на обрыв необходим тестер или мультиметр с режимом «прозвонки» цепей или режимом проверки сопротивления.
Если необходимо по схеме электропроводки ищем расположение провода на который падает подозрение, что он не пропускает электрический ток.
— Отсоединяем оба конца проверяемого провода.
— Подсоединяем мультиметр в режиме «прозвонки» к обоим концам проверяемого провода (см. фото выше).
— Если цепь цела, мультиметр издаст звуковой сигнал (ток проходит). Если звука нет (цепь разомкнута) – в проводе имеется «обрыв».
Аналогичным образом можно провести проверку мультиметром в режиме омметра (проверки сопротивления). Подсоединяем мультиметр к обоим концам провода. Если электрическая цепь цела, сопротивление будем минимальным, если разорвана или плохой контакт (провод надломан), сопротивление будет зашкаливать (стремиться к бесконечности).
Провод, в котором обнаружен «обрыв», заменяем новым или ищем место надлома и устраняем «обрыв».
Примечания и дополнения
— При поиске любой неисправности в электропроводке автомобиля в первую очередь следует проверять целостность предохранителя, защищающего электрическую цепь, во вторую очередь окисление наконечников проводов в соединительных колодках, а потом уже «прозванивать» цепь.
Еще статьи по автомобилям ВАЗ
Электрическая сеть (электропроводка) современных автомобилей является однопроводной, вторым проводником служит «масса» — кузов машины и двигатель. В ходе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с некоторыми неисправностями проводки (например, короткое замыкание или обрыв). Далее рассмотрим инструкцию, как их найти самому.
Все электрические цепи (кроме силовых цепей стартера и генератора) защищены плавкими предохранителями. А цепи питания мощных потребителей электроэнергии (фары, стеклоподъемники, обогревы зеркал или сидений и т.д.) коммутируются через реле. Поэтому начинать поиск неисправности электропроводки стоит в такой последовательности:
- если не работает осветительный прибор (например, фара или плафон освещения), то сначала проверяем не перегорела ли лампа;
- проверить исправность предохранителя;
- проверить исправность реле;
- проверить надежность контактов в разъемах цепи (они могут окисляться, в этом случае их нужно зачистить).
Также рекомендуется проверить все точки крепления «массы».
Схемы реле и предохранителей для автомобилей LADA:
Причины возникновения
Считается, что короткое замыкание (КЗ) — явление случайное, которое может произойти в любое время. Существует ряд прямых и косвенных причин, приводящих к этому негативному событию. К ним относятся:
- В процессе длительной эксплуатации большой износ энергетических систем или бытовой электрической сети. Провода со временем теряют качество изоляции, что приводит к непреднамеренным соединениям. Проверяется такая ситуация в местах соединения электрической проводки по степени ее нагрева. Если происходит большой нагрев проводников, значит, где-то произошло нарушение изоляции.
- Часто причиной короткого замыкания считается удар молнии в высоковольтную линию. Происходит кратковременное перенапряжение сети с последующим замыканием. Если даже молния ударила рядом с линией, все равно это вызывает ионизацию воздуха, что приводит к увеличению электрической проводимости. Вследствие чего образуется дуга, соединяющая линии электрических передач.
- В бытовых условиях происходит механическое повреждение изоляции. Особенно часто такая ситуация возникает во время проведения ремонта.
- Возможно попадание на токоведущие элементы посторонних металлических предметов. Такая ситуация говорит о неудовлетворительном уходе за электрическим оборудованием.
- Подключение к сети неисправных приборов, у которых низкое внутреннее сопротивление.
Особенности автомобильной электропроводки
И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы . И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.
Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.
В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:
- как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
- как правильно починить исполнительный механизм;
- как восстановить плохой контакт;
- как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.
Что под капотом
В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:
- передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
- передающие данные от всевозможных датчиков;
- обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.
Что в салоне
Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:
- Органы управления автомобильными системами:
- управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
- управление звуковыми устройствами;
- управление АКПП;
- управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
- Контрольные приборы и датчики;
- Системы активной безопасности:
- электроприводы ремней безопасности;
- механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
- Функции комфорта:
- кондиционер;
- стеклоподъемники;
- музыкальная аппаратура;
- системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.
Варианты прозвонки проводов
Вообще термин «прозвонки» проводов включает в себя широкий спектр вопросов начиная от проверки их целостности и заканчивая определением сопротивления изоляции провода. Нас в первую очередь интересуют вопросы, связанные с неисправностями в проводке дома или квартиры, поэтому и остановимся именно на них.
Проверка целостности отдельного куска провода
Наиболее распространенной проблемой является обрыв провода. Он может произойти по массе причин начиная от постороннего вмешательства и заканчивая его перегоранием. Для определения этого повреждения можно использовать мультиметр, тестер, двухполюсный индикатор напряжения с функцией контроля цепи (наиболее распространенной моделью является «Контакт») и однополюсный индикатор – отвертку.
- Начнем с самого простого случая, когда требующий проверки провод лежит у нас на столе. Перед тем как прозвонить провод мультиметром его следует включить и настроить измеряемый параметр. Мы будем замерять сопротивление. Это значение обычно обозначается «Ω». Ели такого обозначения нет, то ищем значения с единицами измерения «Ом» — в этих единицах измеряется сопротивление.
- При прозвонке мультиметром можете выбрать любой предел измерений. Но обычно выбирают в пределах 100Ом. После этого проверяем работоспособность мультиметра замыканием двух его концов. В идеале должно показать 0Ом, ну или очень близкое к этому значение.
- Теперь берем провод, требующий проверки, и касаемся выводами мультиметра к его концам. В идеале должно появится значение как можно ближе к 1Ом. Если же провод имеет обрыв, то появится очень большое значение или «-EL-».
Органы управления мультиметром
Обратите внимание! Прикасаясь выводами мультиметра к концам провода не прикасайтесь контактной части. Это может негативно отразится на результатах измерений
Ведь если сопротивление изоляции человека ниже чем у провода, он покажет именно ее.
Для измерения целостности провода тестером или «Контактом» достаточно просто коснуться концов кабеля. Если загорелась лампочка или диод, то это является сигналом целостности провода. Соответственно если лампочка не горит, значит есть обрыв. Но бывают случаи, когда необходимо определить целостность провода, а под рукой только индикатор отвертка. В этом случае также можно выполнить проверку целостности провода, но наша инструкция не может его рекомендовать, ведь он сопряжен с определённым риском
Поэтому пользоваться им возможно только в крайних случаях и очень осторожно
Индикатор напряжения «Контакт»
В этом случае определяем фазу в ближайшей розетке
Один конец провода вставляем в фазный вывод розетки, а на втором, с соблюдением всех предосторожностей, проверяем наличие напряжения. Если провод целый, то напряжение будет
Определение целостности провода в скрытой проводке
Но к сожалению, далеко не всегда можно получить простой доступ к обоим концам требующего проверки провода. Зачастую они скрыты под слоем штукатурки и не мультиметром, не тестором, не и индикатором не достать до обоих его концов. Но не стоит отчаиваться! Есть способы как прозвонить провод тестером или мультиметром и в этом случае.
Обратите внимание! Прежде чем делать вывод о обрыве фазного провода, убедитесь в отсутствии коммутационных аппаратов в схеме. На автомобиле это могут быть предохранители, а в квартире выключатели
На фото представлена простейшая прозвонка целостности проводов
- С нулевым и защитным проводом все немного сложнее. Так как тестером прозвонить провод сложно из-за удаленности его концов, то нужно сделать так чтоб это было возможно. Прежде всего снимаем напряжение со всех проводов, находящихся в распределительных коробках, в которых предстоит работа.
- Теперь используя перемычку или обычную скрутку соединяем между собой требующие проверки провода. Для точности показаний и исключения ошибки их лучше отсоединить от других проводов в коробке. Если защитного провода нет, то после проверки отсутствия напряжения, соединяем нулевой и защитный провод.
- Теперь наши провода образовали единую цепь. Поэтому в противоположном от места соединения участке проверяем наличие цепи между ними. Делается это так же, как и в описанном выше способе с отдельно расположенным проводом.
- Вы скажите хорошо, мы знаем, что, обрыв есть, но в каком из двух проводов? Все просто. Если вы решили проверять сеть из-за поломки, то обрыв в нулевом проводе. Так как защитный провод обеспечивает только безопасность в отношении поражения электрическим током и не как не влияет на работоспособность. Если же у вас двух проводная цепь и вы проверяли, соединяя нулевой провод с фазным, то целостность фазного провода мы уже проверяли.
Внешние факторы
Провода высокого напряжения постоянно подвергаются негативным воздействиям, уменьшающим период использования, в их числе:
- Осадки способствуют образованию разнообразных отложений на узлах зажигания. Они повышают вероятность протечки, оказывая проводниковый эффект. В дальнейшем уровень напряжения уменьшается из-за поврежденного внешнего слоя.
- Температурный режим. При воздействии высоких температур нарушается целостность колпачков свечей зажигания, которые размещаются рядом с нагретыми элементами мотора.
- Вибрационное воздействие. Во время эксплуатации автомобиля возникает вибрация, оказывающая влияние на контакты линий.
- Низкая температура приводит к снижению пластичности проводов, из-за чего повышается вероятность повреждения колпачков и изоляции.
Кратко об устройстве проводников
Раньше для подачи разряда от катушки к свечам применялись традиционные ВВ провода с медным многожильным сердечником (на жаргоне – бронепровода). Недостаток подобных изделий – постепенное переламывание тонких проволочек из-за низкой эластичности. В современные автомобили производители устанавливают гибкие кабели с неметаллической жилой, сделанной из стекловолокна с углеродной пропиткой. Токоведущая часть обернута несколькими вспомогательными оболочками:
- полимерный экранизирующий слой;
- внутренняя изоляция, изготовленная на основе силикона;
- каркас в виде оплетки из прочной синтетики;
- наружная силиконовая изоляция.
Старые изделия с медными жилами имели практически нулевое сопротивление, отчего установленное на автомобиле радио «хрипело» от помех. Нынешние провода высокого напряжения обладают повышенным сопротивлением, позволяющим экранировать помехи.
Для подключения к контакту свечной «люльки» углеродная жила выведена за пределы изоляции и загнута в обратном направлении. Снаружи сердечник обжимается медной клеммой, надеваемой на контакт свечи. Сверху соединение защищено плотным диэлектрическим колпачком. Второй конец проводника подключен к катушке зажигания аналогичным образом.
Инструкция по поиску места обрыва
При выявлении неисправности необходимо сразу же принять меры по выяснению причины повреждения и поиску примерного места дефекта электросетей.
Прежде всего, нужно проверить, в каких комнатах имеются проблемы с подачей электрического тока.
Расплавленные выключатели или розетки говорят о том, что повреждение проводки случилось на примыкающих к ним участках электросети
Затем следует выяснить, затронул ли обрыв кабеля осветительные приборы или розетки, проверив их тестером. В зависимости от ответов на последний вопрос, следует действовать по инструкциям, которые приводятся ниже.
В этом случае неисправность может быть вызвана неисправностью фазового или нулевого кабеля.
Обрыв фазового провода
Прежде всего, необходимо определить, к какому автомату подключена поврежденная розетка. Выяснив источник питания, к которому подключен неисправный кабель, необходимо отключить электричество и отсоединить от щита все жилы: «ноль», «фазу», «землю» (если имеется).
Для того чтобы найти источник питания розетки, необходимо переключать автомат, одновременно проверяя индикатором наличие либо отсутствие фазы
Затем необходимо вооружиться мультиметром, с помощью которого следует последовательно проверить все соединения, прилегающие к поврежденному объекту, начиная от кабеля в щите.
Таким способом можно выявить зону поражения: обычно между двумя розетками присутствует два, а при наличии «земли» и три провода. Если на этом участке удается выявить лишь одну жилу (например, нулевую), можно смело предположить, что обрыв находится именно здесь.
Распределительные коробки часто бывают недоступны, поскольку скрываются под слоем отделочных материалов. При наличии доступа к подобным устройствам желательно вскрыть их, поскольку часто в них происходит повреждение жил.
Если при этом не будет обнаружено неисправностей, следует проверить индикатором неработающие провода, начиная со скруток, а также обследовать клеммник и разобранные скрутки.
Возможен вариант разводки, не предусматривающий установки распаечной коробки. В этом случае кабели беспрепятственно идут от одной розетки к другой, при этом в каждый подрозетник заходит два провода, составляющих 4 жилы. В этом случае для выявления дефекта требуется снять устройства, размещенные в начале и конце неисправного участка, после чего исследовать все провода мультиметром.
Повреждение нулевого провода
Поиск обрыва нулевого провода практически не отличается от работ по обнаружению обрыва «фазы», однако имеет определенные особенности.
О разрыве нулевой жилы на контактах розетки можно узнать, поднеся к этому месту индикаторную отвертку: она будет светиться на «фазе», однако покажет отсутствие «нуля». В данном случае бесполезно использовать для проверки напряжения мультиметр, поскольку этот прибор будет показывать произвольное значение от 0 до 220 В.
Важно соблюдать строгие меры предосторожности: из-за имеющейся фазы сохраняется опасность удара током даже при нерабочей розетке. В хитросплетении проводов, помещенных внутри стены, достаточно сложно разобраться. Чтобы выявить неисправный кабель, часто необходимо проверить целостность каждого элемента сети
Чтобы выявить неисправный кабель, часто необходимо проверить целостность каждого элемента сети
В хитросплетении проводов, помещенных внутри стены, достаточно сложно разобраться. Чтобы выявить неисправный кабель, часто необходимо проверить целостность каждого элемента сети
Если для разводки электричества использован трехжильный кабель, в качестве крайней меры для передачи «ноля» можно применить жилу «заземления». Однако в этом случае функция «земля» будет отсутствовать в розетке: это нежелательно вообще и недопустимо, если речь идет о высокомощной бытовой технике, например, стиральной машине.
Устройство мультиметра
Это инструмент, который можно успешно использовать для диагностики схем, изучения электронных компонентов. Также он отлично подходит для устранения неполадок. В измеритель встроен процессор, который позволяет пользователю измерять множество высокофункциональных электрических параметров.
Он состоит из таких частей:
- дисплей;
- ручка выбора;
- порты;
- зонды (провода или щупы) измерительные;
- источник тока, «Крона».
Дисплей обычно имеет четыре цифры, а также возможность отображения отрицательного знака. Некоторые устройства имеют освещённые дисплеи для лучшего просмотра в условиях низкой освещённости. Ручка выбора позволяет пользователю установить прибор на определение тока (мА), напряжения (V) и сопротивления (Ом).
Два датчика (щупа) подключены к двум портам на передней панели устройства. COM является обычным и почти всегда подключён к земле или минусу цепи. COM-зонд обычно чёрный, но нет никакой разницы между красным зондом и чёрным зондом, кроме удобства в измерении. 10A — специальный порт, используемый при измерении больших токов (более 200 мА). mAVΩ — это порт, к которому традиционно подключён красный зонд. Этот порт позволяет измерять ток (до 200 мА), напряжение (V) и сопротивление (Ω). У зондов есть разъем, который подключается к прибору.
Короткое замыкание, его причины и последствия
Прежде чем переходить к вопросу, о том, как найти короткое замыкание в скрытой проводке, нужно разобраться с неприятным и опасным явлением, узнать его причины. В этом случае у мастера будет возможность предупредить возникновение таких внештатных ситуаций.
Что такое короткое замыкание?
Для того чтобы объяснить, что такое короткое замыкание, один умный человек привел аналог КЗ, но в бытовой гидравлике. Это внезапный срыв крана. Запорное устройство, работающее исправно, создает потоку воды необходимое сопротивление. Если кран вдруг срывается с резьбы, то сопротивление сразу же падает, а сила напора многократно возрастает. В этом случае хозяевам грозит потоп, ЧП с электросетью может закончиться пожаром.
Короткое замыкание, или КЗ — возникновение контакта между проводниками, имеющими разный потенциал. Причина — возрастание силы тока при снижении сопротивления элементов. Если говорить о типичной электропроводке в квартирах, то в этом случае ЧП провоцирует «внезапная встреча» фазного и нулевого провода. Если в частном доме трехфазное электропитание, то вариантов опасного контакта несколько. Например, замыкание возможно между фазой и нейтралью, а также между фазами, КЗ на землю.
Сила тока при таком контакте сильно увеличивается из-за незначительного сопротивления проводников. Последствием этого явления становится резкий скачок температуры, он провоцирует их нагрев. Если по каким-то причинам не сможет сработать защитный автомат, то температура может достичь предельного значения. Следствием критических величин нередко становится возгорание изоляции и тех материалов, которые легко самовоспламеняются.
Причины, провоцирующие короткое замыкание
Вызвать такую внештатную ситуацию в бытовой проводке может несколько разных факторов. Например:
- Состояние изоляционных материалов, которые далеки от идеальных. Причины — их старение, особенно в местах перегибов. Свою лепту способна внести повышенная влажность, вызванная «потопом», случившимся из-за халатности соседей.
- Механическое повреждение изоляции из-за случайного повреждения скрытой проводки. Простые примеры — гвоздь, вбитый в стену, «вмешательство» дрели или перфоратора. Чтобы предотвратить такое ЧП, перед ремонтом рекомендуют узнать, где именно находится проводка.
- Состояние изношенной проводки. Нередко такие аварии происходят в старых домах, где главные элементы электросети не рассчитаны на реальную мощность всех бытовых электроприборов. Следствие длительной перегрузки — перегрев, расплавление изоляции.
- Неисправности, возникающие в бытовой технике. Они также провоцируют короткое замыкание в электросети.
- Обрыв проводов энергосетей из-за порывов ветра, налипания снега и т. д.
- Некачественный монтаж, некорректный выбор проводников, их сечения.
- Электроприборы (розетки, выключатели) с плохими контактами.
Самые необычные провокаторы аварии — почти вездесущие грызуны, которые могут решить поточить резцы о первый попавшийся предмет, и тем самым совершить преступление «против человечества» — перегрызть кабель. Такие случаи не повсеместное явление, но они бывают.
Причем иногда «отличаются» мирные питомцы, которые посягают на другое, движимое имущество. Например, «прославился» хомяк, по воле «судьбы» попавший в хозяйский автомобиль, и ставший потом причиной его дорогостоящего ремонта.
Серьезные последствия
Результатом короткого замыкания для хозяев жилья становится:
- выход приборов из строя: в некоторых случаях их ремонт невозможен;
- разрыв/расплавление выключателей, проводов, розеток;
- нагрев и воспламенение изоляционных материалов;
- взрыв, пожар: возможны ожоги и другие травмы;
- худшее последствие — поражение током.
Во всех случаях важнее всего быстро обнаружить источник проблемы и устранить опасность. К сожалению, короткое замыкание происходит внезапно, предотвратить его или заранее определить «слабое» место в сети невозможно.
Проверка кабелей зажигания
Кабель зажигания должен быть подвергнут тщательному визуальному контролю. Если он пористый, имеет трещины на изоляции, окисленные контакты или другие повреждения, проводку необходимо заменить. Если кабель зажигания выглядит нормально, его функция может быть измерена с помощью прозвонки проводов мультиметром:
- Установите омметр на 20 кОм.
- Прикрепите один контакт к концу кабеля.
- Прочтите результат на цифровом табло прибора.
Важно помнить! Несовпадение показаний прибора свидетельствует о неправильной работе проводки. Значения допустимого сопротивления:
- Кабель зажигания сердечник медный: от 1 до 6, 5 кОм.
- Индуктивный резистор и углеродный резистор: значение определяется на основе сопротивления, умноженного на длину кабеля (плюс допуск).
- Кабели зажигания сопротивление индуктивное: от 2, 2 кОм до 8 кОм.
- Кабели зажигания резистор углеродный: от 10 кОм до 23 кОм.