Как найти коротыш в автомобильной проводке мультиметром

Меры по предотвращению КЗ в домашней электросети

Чтобы уменьшить вероятность возникновения короткого замыкания владелец жилья должен периодически производить осмотр своей сети освещения. Конечно, осмотр не даст 100% гарантии, но поможет устранить неисправности, приводящие к появлению КЗ в сети.

В процессе осмотра нужно производить следующие действия:

если розетка начала греться, искрить, появился запах пластика, то ее следует заменить новой, или отремонтировать;
ревизия всей сети освещения и силовой группы проводов проводится раз в полгода

Нужно обращать внимание на цвет изоляции. Возможные места опасного нагрева определяются по цвету изоляции проводов;
установка автоматического выключателя с УЗО

Автоматический выключатель отключит сеть в случае КЗ, а УЗО (устройство защитного отключения) реагирует на прикосновение человека к оголенным проводам. Применение этого устройства может спасти жизнь;
сечение проводов электропроводки рассчитывается исходя из суммарной мощности всех электрических приборов;
при монтаже не следует слишком плотно укладывать кабели проводки;
если нужно произвести какие-либо работы, например, просверлить стену, то следует убедиться в отсутствии электропроводки под штукатуркой в этом месте.

Особенности автомобильной электропроводки

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы. И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Поиск неисправности проводки требует знания основ работы и точного инструмента

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Наибольшего контроля заслуживает проводка системы зажигания

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
  2. управление звуковыми устройствами;
  3. управление АКПП;
  4. управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  5. Контрольные приборы и датчики;
  6. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
  7. механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  8. Функции комфорта:
    • кондиционер;
  9. стеклоподъемники;
  10. музыкальная аппаратура;
  11. системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Замена проводки в машине обязательно потребует и разборки панели приборов

Диагностика неисправностей

До проверки проводки рекомендуется измерить напряжение электроцепи между разными элементами и электрооборудованием следующим образом:

  • взять вольтметр или перевести в соответствующий режим мультиметр;
  • коснуться одним щупом тестера к «минусу» аккумулятора или к массе машины;
  • другой щуп поместить на подающий провод линии.

Выведенный на экран результат следует сравнить со значениями, указанными в руководстве по эксплуатации данной модели машины. После замера напряжения можно переходить к поиску короткого замыкания, для чего также потребуется вышеупомянутые приборы, в том числе контрольная лампа, которая при отсутствии проблем с проводкой не должна загораться. При наличии замыкания тестер подаст соответствующий звуковой сигнал.

Замыкание проводки обычно говорит о неисправностях в одном из двух мест: в оборудовании-потребителе или в одном или нескольких проводах. Перед замером в проверяемой зоне убирают предохранители, после чего на клеммы предохранительного элемента устанавливают щуп, где нулевое показание скажет о замыкании.

Если после касания проводов прибор покажет появление напряжения на линии, то проблема действительно заключается в проводах, требующих замены.

Следующим этапом идет проверка заземления, нарушение которого вызывает коррозия или окисление металлических деталей, а также ослабление креплений. Для поиска неполадок потребуется:

  • отключить аккумулятор;
  • приложить один щуп тестера к металлу кузова;
  • приложить другой щуп к соединительному месту проводки или части заземления.

Полученный результат также рекомендуется сопоставить с заводскими требованиями согласно руководству по эксплуатации. При большом расхождении показателей потребуется зачистки металла в месте заземления и проверка прочности крепления для восстановления.

Еще одной проблемной зоной считается узел соединения проводов, где помимо обрыва, испорченной изоляции и нарушения целостности электролинии, окисляются контакты, что можно определить уже при визуальном осмотре. В таком случае придется заниматься пайкой проводов с разъемами на поврежденном участке.

Если у автомобилиста нет приборов для обнаружения короткого замыкания, он может использовать меньший по сравнению со штатным предохранитель. Одну или пару жилок автомобильного провода со снятой с него изоляцией наматывают на предохранитель, всю проводку условно разделяют на части, разделяя соединения, и начинают поиск того фрагмента, где провод вызывает замыкание.

Так, на современных моделях проводку называют передней и задней, поэтому если предохранитель сгорает с отключенной передней проводкой, неполадку следует искать спереди.

Разделителем для проводов могут выступать выключатели или реле, то есть, при сгорании предохранителя в результате активации той или иной клавиши можно говорить о коротком замыкании. Тогда следует извлечь то реле в электрической цепи, которое включается при нажатии клавиши, после чего снова провести проверку. Таким образом, можно определить, в какой части происходит замыкание.

Поиск так называемого «коротыша», как называют замыкание профессиональные электрики, преимущественно осуществляется путем исключения, что является весьма длительным занятием. Автомобилисту понадобится последовательно отключать все возможные потребители электроэнергии на соответствующей электроцепи, узнать о которых можно из автомобильной электросхемы автомобиля.

Так как некоторые провода находятся в труднодоступных местах, например, под торпедой, начать следует не с осмотра общей проводки, а именно с исключения потребителей.

Чтобы обнаружить то оборудование, где произошло короткое замыкание, рассматриваемая электролиния должна находиться под напряжением. Из-за того, что предохранитель при активации цепи мгновенно сгорает, перед началом поисков необходимо подключить к линии отдельный мощный потребитель электричества для снижения высокого тока замыкания и недопущения возгорания проводки.

Заключение

Поломки и неполадки с автомобилем могут произойти в любой момент, в том числе когда водителю будет недоступна профессиональная помощь. Если во время поездки за город, на природу или на трассе в отдалении от населенных пунктов водитель столкнется с коротким замыканием, понимание устройства электроцепи и шагов в обнаружении поможет водителю благополучно добраться до центра техпомощи.

Видео про устройство электрооборудования в машине:

Как понять, что проводка неисправна

Перед проведением диагностики электропроводки авто, нужно удостовериться точно в существующей проблеме именно в проводке. На нерабочее состояние проводов будут указывать следующие симптомы:

Сильное задымление, иногда возникающий пожар. Это свидетельствует о коротком замыкании. Такой признак несет опасную угрозу жизни водителю и пассажирам.

В подобной ситуации необходимо остановить автомобиль. Иначе в результате замыкания, перегретые провода расплавят соседнюю проводку вместе с изоляцией, усугубив еще больше последствия. Часто данная проблема приводит к перегоревшему предохранителю, также может сгореть реле.

Выход из строя некоторых деталей электрики. В таком случае происходит обрыв проводки, менее опасный и с незначительными последствиями, нежели короткое замыкание. 

Причины и последствия короткого замыкания

Давайте рассмотрим причины, по которым возникает ток короткого замыкания и какие могут быть последствия этого явления.

Причины

Физическая причина короткого замыкания – упавшее до недопустимого минимума сопротивление электрической проводки. Это возникает по ряду внешних факторов, которые и принято считать причиной КЗ. Рассмотрим основные явления и факторы:

Одна из основных причин: естественное старение изоляции. Во время эксплуатации изолирующий слой проводки изнашивается, в нем появляются микротрещины, через которые появляется ток утечки. Со временем это приводит к возникновению КЗ. Такая причина более характерна для скрытой проводки. Если в квартире установлено УЗО, этот прибор вовремя сработает и предупредит об утечках тока;
Воздействие воды, являющейся отличным проводником. Часто причиной КЗ становится потекшая крыша или затопившие соседи. Провода, проложенные в скрытой проводке, не предназначены для прокладки во влажной среде

Вода, попадая за оплетку, вызывает короткое замыкание, а влажные стены хорошо проводят ток, что может стать причиной поражения человека электричеством;
При сверлении стен или вбивании гвоздя, также следует соблюдать осторожность: если попасть по проводу, это вызовет КЗ и поражение человека током. Поэтому перед подобными работами в квартире, следует изучить электрическую схему;
В частном доме проложенный кабель могут повредить грызуны

Поэтому для частного дома рекомендуется отдавать предпочтение скрытой проводке, а под полом лучше проложить бронированный кабель;
Банальное расплавление изолирующего слоя проводки, вызванное продолжительными перегрузками сети – еще одна распространенная причина возникновения короткого замыкания
Поэтому важно правильно рассчитывать мощность потребителей и сечение подводящего провода;
Также причиной, по которой возник ток КЗ, может стать вышедший из строя электроприбор: такую причину легче всего найти и устранить.

Последствия

Что касается последствий, то здесь все более понятно:

  1. Выход из строя (возможно безвозвратный) электроприбора, в котором произошло КЗ;
  2. Поражение человека не только электротоком, травму могут вызвать расплавленные брызги металла и изоляции. После затопления мокрые стены долго будут бить током, поэтому нужно найти и устранить место пробоя оплетки;
  3. Самым печальным последствием короткого замыкания является пожар. Он возникает, если автоматическая защита отсутствует или вышла из строя. В таком случае многократно возросший ток вызывает открытое горение проводки, что приводит к возгоранию других предметов.

Методы устранения КЗ

После того как обнаружена неисправная розетка, выключатель или участок электропроводки, можно приступать к восстановлению рабочего состояния сети. С розетками, выключателями всё просто – потребуется установка новых устройств, благо они продаются в широком ассортименте. Не стоит пытаться их ремонтировать – новые стоят совсем недорого.

С ликвидацией найденных участков проводки с коротким замыканием немного сложнее. Потребуется найти места расположения штробов, в которых скрыта проводка. Следует помнить, что кабели прокладывают строго в горизонтальном и вертикальном направлениях, это облегчит обнаружение. Иногда штробы обнаруживаются визуально – особенно во время ремонта, если сорвать со стен обои.

Для определения расположения проводки можно воспользоваться подручными средствами или приборами, специально созданными для этой цели. Затем провода освобождаются от штукатурки, алебастра и удаляются. После этого прокладывается новый кабель. Места соединения нужно выполнить скруткой, тщательно их заизолировав.

Что такое КЗ и причины его возникновения

КЗ (короткое замыкание) – это контакт между проводами с разными потенциалами. В домашней проводке чаще всего возникает КЗ между фазным и нулевым проводом, а при трехфазной проводке возможно замыкание между фазами, а также между одной из фаз и нулевым проводником.

Поскольку сопротивление проводов электропроводки незначительное, то при КЗ резко увеличивается величина тока, вызывающая резкий нагрев проводников. Если не сработает автомат защиты, то нагрев может достичь критических величин и вызвать возгорание изоляции и легко воспламеняющихся материалов.

Основные причины возникновения КЗ в бытовой электропроводке:

  • старение изоляции приводит к ее разрушению, особенно в местах пересечений и перегибов. На состояние изоляции оказывает разрушающее воздействие высокая влажность;
  • механическое повреждение изоляции между проводами. Очень часто подобное повреждение возникает из-за вбивания обычного гвоздя прямо в скрытую в стене проводку. При проведении различных строительных работ рекомендуется определиться с расположением проводки в стене;
  • проводка не рассчитана на реальную потребляемую мощность, поэтому в процессе эксплуатации проводка нагревается, а изоляционный слой плавится;
  • в любом электрическом приборе может возникнуть неисправность, которая приведет к КЗ в сети;
  • известны случаи возникновения короткого замыкания из-за крыс, перегрызающих кабель.

Короткое замыкание, его причины и последствия

Прежде чем переходить к вопросу, о том, как найти короткое замыкание в скрытой проводке, нужно разобраться с неприятным и опасным явлением, узнать его причины. В этом случае у мастера будет возможность предупредить возникновение таких внештатных ситуаций.

Что такое короткое замыкание?

Для того чтобы объяснить, что такое короткое замыкание, один умный человек привел аналог КЗ, но в бытовой гидравлике. Это внезапный срыв крана. Запорное устройство, работающее исправно, создает потоку воды необходимое сопротивление. Если кран вдруг срывается с резьбы, то сопротивление сразу же падает, а сила напора многократно возрастает. В этом случае хозяевам грозит потоп, ЧП с электросетью может закончиться пожаром.

Короткое замыкание, или КЗ — возникновение контакта между проводниками, имеющими разный потенциал. Причина — возрастание силы тока при снижении сопротивления элементов. Если говорить о типичной электропроводке в квартирах, то в этом случае ЧП провоцирует «внезапная встреча» фазного и нулевого провода. Если в частном доме трехфазное электропитание, то вариантов опасного контакта несколько. Например, замыкание возможно между фазой и нейтралью, а также между фазами, КЗ на землю.

Сила тока при таком контакте сильно увеличивается из-за незначительного сопротивления проводников. Последствием этого явления становится резкий скачок температуры, он провоцирует их нагрев. Если по каким-то причинам не сможет сработать защитный автомат, то температура может достичь предельного значения. Следствием критических величин нередко становится возгорание изоляции и тех материалов, которые легко самовоспламеняются.

Причины, провоцирующие короткое замыкание

Вызвать такую внештатную ситуацию в бытовой проводке может несколько разных факторов. Например:

  1. Состояние изоляционных материалов, которые далеки от идеальных. Причины — их старение, особенно в местах перегибов. Свою лепту способна внести повышенная влажность, вызванная «потопом», случившимся из-за халатности соседей.
  2. Механическое повреждение изоляции из-за случайного повреждения скрытой проводки. Простые примеры — гвоздь, вбитый в стену, «вмешательство» дрели или перфоратора. Чтобы предотвратить такое ЧП, перед ремонтом рекомендуют узнать, где именно находится проводка.
  3. Состояние изношенной проводки. Нередко такие аварии происходят в старых домах, где главные элементы электросети не рассчитаны на реальную мощность всех бытовых электроприборов. Следствие длительной перегрузки — перегрев, расплавление изоляции.
  4. Неисправности, возникающие в бытовой технике. Они также провоцируют короткое замыкание в электросети.
  5. Обрыв проводов энергосетей из-за порывов ветра, налипания снега и т. д.
  6. Некачественный монтаж, некорректный выбор проводников, их сечения.
  7. Электроприборы (розетки, выключатели) с плохими контактами.

Самые необычные провокаторы аварии — почти вездесущие грызуны, которые могут решить поточить резцы о первый попавшийся предмет, и тем самым совершить преступление «против человечества» — перегрызть кабель. Такие случаи не повсеместное явление, но они бывают.

Причем иногда «отличаются» мирные питомцы, которые посягают на другое, движимое имущество. Например, «прославился» хомяк, по воле «судьбы» попавший в хозяйский автомобиль, и ставший потом причиной его дорогостоящего ремонта.

Серьезные последствия

Результатом короткого замыкания для хозяев жилья становится:

  • выход приборов из строя: в некоторых случаях их ремонт невозможен;
  • разрыв/расплавление выключателей, проводов, розеток;
  • нагрев и воспламенение изоляционных материалов;
  • взрыв, пожар: возможны ожоги и другие травмы;
  • худшее последствие — поражение током.

Во всех случаях важнее всего быстро обнаружить источник проблемы и устранить опасность. К сожалению, короткое замыкание происходит внезапно, предотвратить его или заранее определить «слабое» место в сети невозможно.

Находим обрыв или замыкание

Поиски «коротыша» рекомендуется начинать с проверки всех предохранителей и реле. Если проблема присутствует, то один из этих элементов должен сгореть.

В случае обнаружения такого «слабого звена» следует выяснить его предназначение и принадлежность к конкретному узлу. Именно на нем и нужно сконцентрировать максимум внимания, визуально изучив все провода, которые идут оттуда к блоку предохранителей.

Если такой способ не дает нужного результата, то лучше обратиться к помощи мультиметра. Этот прибор дает возможность измерить сопротивление. Для проверки нужно перевести его в соответствующий режим.

Делать это нужно, придерживаясь такого алгоритма:

  1. Вначале нужно отключить плюсовой провод проверяемого узла от блока предохранителей.
  2. Подключить красный щуп тестера к этому кабелю, а черный – на массу.
  3. Посмотреть на показания. Отсутствие короткого замыкания будет подтверждать единица. В противном случае показания будут стремиться к нулю.

Точно так же можно проверить автомобиль на утечку электрического тока, определив наличие или отсутствие контакта. Для этого тестер требуется подключить к двум контактам, которые можно заподозрить в обрыве. Результаты измерений интерпретируются подобным образом.

После нахождения проблемного участка проводки, нужно его восстановить. Главное – не скручивать оборванные провода руками. Лучше использовать паяльник и специальную термическую усадку. Компоненты проводки перед ремонтом следует зачистить. Перед подключением аккумуляторной батареи и нового предохранителя нужно обязательно лишний раз проверить отремонтированную проводку с помощью тестера.

Как найти короткое замыкание в автомобиле

Короткое замыкание в машине (или «коротыш» на сленге электриков) – вещь очень серьезная. Большинство самостоятельных возгораний автомобилей происходит именно из-за них. Как же найти короткое замыкание проводки в авто?

Узнать о коротком замыкании не сложно. Если все прошло штатно, то при возникновении замыкания сгорает предохранитель и перестает работать соответствующая электрическая цепь. Питать она может что угодно от фар до часов в салоне. В поисках неисправности обычно первым делом проверяют предохранитель и, если он перебит, вставляют новый, с таким же номиналом. Если новый предохранитель постигла та же участь – значит в машине короткое замыкание.

Поиск замыкания в проводке производится методом исключения и представляет собой весьма муторное занятие. Смысл его заключается в отключении разных потребителей электричества на соответствующей электролинии (узнать, что именно на ней запитано можно из электросхемы автомобиля) и в проверке целостности проводов. Проверить провода, проходящие, например, под торпедой, легко и просто не получится, поэтому начинать нужно именно с исключения потребителей. На провода же переходим, после того, как убедимся, что в «коротыше» не виноваты потребители.

Чтобы найти некое устройство (например, магнитолу), имеющее внутри себя короткое замыкание, нужно, чтобы электролиния была под напряжением. Как это сделать, ведь предохранитель тут же сгорает? В этом и есть весь секрет поиска коротких замыканий в автомобиле!

Перед тем, как приступить к поиску, нужно включить в электролинию собственный мощный потребитель электричества. Это нужно для того, чтобы понизить высокий ток короткого замыкания и не допустить возгорания проводки.

Сделать это проще всего при помощи обычной лампы головного света на 55 Ватт, включенной вместо предохранителя. То есть нужно взять лампочку, подключить к ее выводам два провода с заранее обжатыми на них клеммами (Почитайте, как обжать клемму на проводе в автомобиле) и другие концы проводов включить вместо предохранителя. Подключаться нужно через клеммы, то есть надежно. Если предохранители современные «флажковые», то на проводе следует обжать клеммы типа «папа». В блоках предохранителей классических моделей АвтоВАЗа эти клеммы не подойдут, в них, подключаться проще прямо к «лапкам», удерживающим предохранитель, надевая на них клеммы типа «мама». Подключение должно быть последовательным, то есть ток должен проходить через лампочку.

Лампу нужно расположить так, чтобы ее было видно. В момент включения в электролинию с коротким замыканием, она зажжется на полную мощность, как в фаре. Яркое свечение подтверждает наличие «коротыша». И теперь, при отключении различных устройств, включенных в линию, нужно дождаться, чтобы лампочка «притухла». Это произойдет при исключении оборудования, вызвавшего замыкание, из линии и большого снижения силы тока до нормальных значений. Если, при отключении, скажем регулятора подсветки приборов лампа начала светиться еле-еле, значит, вы устранили причину «коротыша», который произошел внутри регулятора.

Другое дело, если уже все потребители исключены из линии, а лампа продолжает светиться в полный накал. Это означает, что короткое замыкание произошло не в каком-то потребителе, а в проводке. Например, из-за повреждения изоляции провода.

Такой расклад гораздо сложнее, потому что, чтобы просмотреть всю электролинию, скорее всего, придется разбирать салон, снимать различные панели, а то и торпеду. Однако если воспользоваться мультиметром, то можно промерять доступные участки электролинии на предмет большого тока, тем самым сужая круг поисков. Если вы не сильно владеете данным инструментом и не «на ты» с электричеством, лучше доверить это дело электрикам. Причем не обычным, а автоэлектрикам, потому что кроме непосредственно поиска замыкания, человек должен еще уметь разбирать и собирать разные части машины.

Найдя устройство, вызвавшее короткое замыкание, можно попробовать его починить. Но лучше заменить новым – с замыканиями шутки плохи. Если предохранитель по какой-то причине выдержит проходящий ток и не сгорит, произойдет возгорание проводки и сгорит весь автомобиль.

Чтобы этого не допустить, нужно знать, как выбрать предохранители для автомобиля, причины короткого замыкания в автомобиле, а при самостоятельном электромонтаже обязательно знать, как пользоваться изолентой.

Методы локализации замыкания проводов

Как самостоятельно найти короткое замыкание в проводке квартиры? Для этого существуют несколько способов. Кроме современных приборов придётся подключить свои органы восприятия – зрение и обоняние.

Визуальный осмотр

Это – первое, что необходимо сделать. Довольно часто такой метод позволяет сразу обнаружить КЗ. С большой вероятностью вы найдете коротыш в наиболее уязвимых местах. Таких, как:
электрощитки;
распределительные коробки;
розетки, выключатели освещения;
места открытого расположения электропроводки;
приборы освещения;
сетевые удлинители;
штепсельные вилки и сетевые провода приборов.

Как правило, короткое замыкание сопровождается потрескиванием, световыми и дымовыми эффектами, которые оставляют следы на розетках, выключателях и стенах. Такие явления сопровождаются появлением дыма, запах которого также поможет сориентироваться.

Мультиметр

Довольно часто обнаруживают поражённый участок сети с помощью этого прибора. Как найти замыкание при помощи мультиметра? Для этого тестер переключается в режим измерения сопротивления, выбирается диапазон, который способен измерять мегаомы. Если сеть однофазная, замеряется сопротивление между двумя проводниками – фазой и нулём. Если же трёхфазная, придётся замерять сопротивление между фазами, каждой фазой и нулём, фазами и землёй.

Поиск лучше всего производить в распределительных коробках. От них провода, как правило, расходятся в виде лучей. Поэтому придётся последовательно прозвонить все кабельные прокладки. Ускорить обнаружение можно по записям электриков на электрической схеме проводки для вашей квартиры. Такая информация может быть полезной, потому что реальная разводка часто не совпадает с той, что нарисована на чертеже.

Если участок сети не подвержен КЗ, сопротивления между проводниками не будет. В противном случае мультиметр покажет какое-то конкретное значение или 0, причём оно может периодически меняться.

К сожалению, при такой проверке на проводники подаётся небольшая разность потенциалов, около 9 Вольт. Пробитая изоляция вполне может выдержать такое напряжение. Но при 220 Вольт она уже не может изолировать жилы, они закорочены. Поэтому не всегда можно доверять показаниям тестера.

Определение неисправного прибора

Если при нескольких включенных в сеть приборах выбивает защитный автомат, причина может быть не в электропроводке, а в одном из приборов. Обнаружить его достаточно просто. Для этого отключаются от сети все приборы в квартире. Затем включается автомат. Если его не выбивает, находим неисправный прибор, последовательно подключая электрооборудование. Как только неисправный подключится, автомат тут же сработает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector