Как открутить заржавевший болт

Содержание:

Как открутить ржавый болт или гайку

сталкивался с проблемой заржавевших болтов. Для автомобилистов данная проблема знакома больше, так как в автомобиле очень много резьбовых соединений эксплуатируемых в жестких условиях воздействия внешней среды, когда на болт и гайку постоянно воздействует влага.

Влага попадая на поверхность болтов
и гаек под воздействием кислородной среды окисляет железо и материал гайки в месте резьбы начинает сращиваться с материалом болта. В процессе окисления металла объем окислов значительно возрастает по сравнению с объемом первоначального металла. В результате соединение болта с гайкой заклинивается.

Чем больше времени проходит, тем сильнее ржавеет соединение и прочнее сцепление болта и гайки. С учетом различных конструкций болтовых соединений очень часто возникает необходимость именно раскрутить заржавевший болт а не срезать его например болгаркой.

И о том как открутить заржавевший болт мы и хотим поговорить в этой статье. В нашей статье мы постарались описать все основные способы откручивания болтов подвергшихся коррозии.

Способы откручивания заржавевших болтов

Итак, попробовав открутить гайку вы поняли, что она не откручивается даже с приложением излишне большой силой. Во первых не стоит паниковать и пытаться с помощью силы открутить гайку. Это чревато тем, что вы просто сорвете головку болта или гайки. Как вариант вы можете испортить гаечный ключ, особенно если пытаетесь раскрутить ржавое резьбовое соединения с помощью классического рожкового ключа.

Если вы используете рожковый ключ — замените его на торцевой или торцевую головку. Второй тип ключа в отличие от рожкового более плотно прилегает к головке болта, и главное по большей площади соприкасается с гранями гайки.

После того как ключ выбран, необходимо очистить место соединения от ржавчины. Для этого можно использовать как механические инструменты (гвоздь, шило) так и жидкости (керосин, тормозную жидкость, бензин, специальные жидкости для снятия ржавчины, водопроводную воду и т.д.).

Очень хорошим средством является такой популярный напиток как Кока-кола. Именно ее используют автомобилисты в Америке. За счет своего химического состава она очень хорошо отслаивает ржавчину. Жидкость предпочтительнее, так как она проникает вглубь резьбового соединения и разделяет массив ржавчины на слои, что снижает прочность соединения болта с гайкой. После того, как вы нанесли необходимую жидкость на резьбовое соединение нужно подождать минут 10-15.

Далее с помощью торцевого ключа постарайтесь аккуратно с приложением большой силы (можно попробовать удлинить рычаг с помощью обрезка трубы). Главное не переборщить и не сорвать головку болта. Откручивать нужно следующим образом: прикладывать силу небольшими рывками с постепенным увеличение силы. Как правило болт постепенно поддается.

Если коррозия очень сильная перечисленные выше средства могут не привести к положительному результату. В этом случае можно воспользоваться молотком и зубилом. Зубило ставится на грань головки болта под углом по направлению резьбы и резкими несильными ударами пытаемся сбить болт, чтобы он прокрутился. Аналогично можно попробовать стучать по ключу одетому на головку или гайку, главное рассчитать силу удара чтобы не сломать болт или ключ или не «слизать» головку.

Еще одним хорошим способом открутить заржавевший болт является способ нагрева. Как вам известно из уроков физики в школе металл под воздействием тепла расширяется. Если очень хорошо нагреть болт, резьбовое соединение немного разойдется и пока он не остыл нужно его выкручивать.

Нагревать болтовое соединения можно с помощью газовой горелки или паяльной лампы. Однако в процессе нагрева будьте осторожны, чтобы не устроить пожар.

После нагрева необходимо несколько раз ударить по разогретым элементам молотком и попытаться раскрутить соединение.

Откручивание ржавого болта или гайки может изрядно потрепать нервы

Человеку, никогда не сталкивавшемуся с проблемой, как открутить ржавый закисший болт или намертво залипшую гайку, даже не передать, сколько времени, сил и нервов может отнять это порой кажущееся бесперспективным занятие. Иногда просто опускаются руки, и единственным выходом видится только «болгарка», позволяющая пусть радикально, но быстро решить вопрос. Но часто даже она не способна помочь и грозит лишь усугубить ситуацию, создав проблемы иного рода.

Так можно ли открутить проблемный болт или ржавую гайку
, не прибегая к экстренным мерам? Этим вопросом лучше всех владеют автолюбители. Именно они чаще всего сталкиваются с подобными ситуациями и могут дать дельный совет, поделившись успешным опытом и рецептами из собственного арсенала средств. Рассмотрим имеющиеся варианты.

Высверливание

Один из методов, который позволяет удалять ржавые и заваренные болты, разрушая их полностью. Его применяют в случаях, когда прокручивается болт. Особенно этот способ удобен, если в процессе эксплуатации механизма были нарушены грани головки (слизаны).

После выбора сверла необходимо добиться устранения эффекта увода сверла в сторону в процессе высверливания. Для решения этой задачи применяют приспособления называемые кондукторами. Конструктивно это пластина с отверстиями, в которые вставляются гильзы равные диаметру сверла. Они не позволяют уйти сверлу в сторону в процессе работы.

Если крепёж большого диаметра сверлят два отверстия сбоку от центра на глубину до десяти миллиметров. Вставляют металлические штыри (гвозди, шпильки подходящего диаметра) и попробуют повернуть старый болт.

Если резьба поддалась — задача решена. Если нет, следует засверлить отверстие полностью на всю глубину или насквозь. Затем удалять остатки металла.

Сначала попытаемся выкрутить сорванный шуруп штатным инструментом

Итак, теперь мы точно знаем направление вывинчивания шурупа и держим в руках отвертку нужного размера с неизношенными шлицами. Мягкий или хрупкий «китайский» инструмент не подходит. Если винт закручен в металл, полезно предварительно капнуть на место стыка машинным маслом и выждать минут 10-20.

Обеспечьте между головкой метиза и рабочей частью инструмента большее трение, для чего проложите между ними полоску резины. Можно наклеить на шляпку кусочек скотча. Нанесите по отвертке несильный удар, чтобы ее рабочая часть точно совместилась с крестовиной метиза. Разумеется, подобное недопустимо, если шуруп застрял в хрупком пластике ноутбука. Удерживайте инструмент перпендикулярно плоскости шляпки и, создавая максимальное давление на отвертку, выверните шуруп.

Если отвертку невозможно повернуть одной рукой, захватите стержень отвертки пассатижами в другой руке и создайте достаточный момент вращения. Данный способ можно оценить наглядно с помощью следующего видео.

Если ржавый саморез все же не выкручивается, воспользуемся паяльником. Подойдет и строительный фен и даже газовая горелка, если нет риска испортить ремонтируемый предмет. Нагреваем метиз до состояния, когда вода на шляпке будет шипеть. После того, как шуруп остынет, повторяем попытку.

При нагреве металл расширяется и происходит разделение поверхностей метиза и материала, в котором находится сбитый крепеж. Такое действие особенно эффективно, когда саморез «посажен» на краску или клей.

Применение специализированных головок

Чтобы раскрутить болтовое соединение, которое не поддаётся обычному извлечению, применяют разработанные головки. Проблема возникает в тех случаях, когда сорвана резьба или изношены края головки.

К таким головкам относятся так называемые SL и УПК головки. Они специально разработаны для откручивания болтов, у которых «слизаны» грани или они сорваны и прокручиваются. Отличительной особенностью является повышенная площадь контакта внутренности головки с поверхностью шляпки.

Главным условием применения подобных головок является точный подбор внутреннего размера головки по размер сорванного болта.

Как выкрутить слизанный винт?

К сожалению, не существует почти универсального решения. И каждый представленный способ хорош для своей ситуации. Поэтому все познается в сравнении и применяется к конкретной индивидуальной ситуации и своего винта.

Первый способ: используем жгут

Вам потребуется кусочек плотной резины. Это может быть отрезок медицинского жгута, кусок камеры от велосипеда или т.п. Чем плотнее и жестче будет материал, тем большее усилие выкручивания можно будет создать.Берм отвертку, максимально подобную канавке винта.

Берем жгут.

Подкладываем жгут под отвертку или биту и вставляем все это в слизанную головку. Далее с одновременным надавливанием и вращательным движение пытаемся вывернуть винт.

Грамотно приложенным усилием можно вывинтить винт со значительно ввинченным усилием.

Второй способ: как выкрутить винт с помощью ударной отвертки

Если у вас имеется ударная отвертка (или спросите у вашего друга), то можно воспользоваться ей.

Конечно винт целиком не вывинтить, но ослабить существенно соединение можно, а дальше используем обычную отвертку.

Третий способ: используем специальную биту для болтов со сточенными крестовинами

Так как проблема слизанных граней не нова, то на рынке давно продаются готовые решения. К примеру — специальная бита для вывинчивания слизанных болтов.

Вставляем ее в отвертку или шуруповерт и вывинчиваем. Острые грани под нужным углом отлично входят в зацепление и винт поддается вращению.

Четвертый способ: экстрактор

К специальным инструментам, предназначенных для ремонта сломанных винтов, шпилек, болтов и тому подобных — относится экстрактор. Он работает таже как и бита в примере выше, но с небольшим отличием.Вставляем насадку в шуруповерт и отвинчиваем. Возможно предварительно потребуется подобрать экстрактор по углубление, так как диаметры головок бывают разные.

Пятый способ: выкручиваем левым сверлом

В продаже, помимо нам всем привычных сверл, имеются так же сверла с левым ходом спирали. Такое сверло вполне можно использовать как инструмент для вывинчивания сломанного винта.

Шестой способ: используем керн

Такой способ хорошо подходит для выкручивания винтов небольших размеров. Берем керн, упираем его в край шляпки под углом примерно 45 градусов и ударяем аккуратно молоточком в сторону поворота шляпки.

Керн в виду своей остроты имеет хорошее зацепление, в виду чего винт с большей вероятностью должен поддаться вывинчиванию.

Седьмой способ: берем молоток и зубило

Способ стал классическим, но использовать его для мелких винтов проблематично. Берем долото или зубило, убираем острием в бок шляпки и аккуратно ударяя поворачиваем винт. Тут главное сдвинут шляпку с места, а как она покажется, вывинчивание можно продолжить плоскогубцами.

Друзья, будет очень здорово, если вы поделитесь своими способами, как выйти из такой жизненной ситуации

Спасибо за внимание!

Труднодоступное месторасположение болта

Сломавшийся метиз, который застрял в труднодоступном месте – большая проблема, но и она решаема. Умельцы идут на хитрости.

На шпильку, у которой нарушилась резьба и которая оказалась в неудобном месте, нужно капнуть немного «жидких гвоздей» или другого клея, предназначенного для склеивания металла. Сверху следует приклеить другую шпильку. После высыхания необходимо попробовать извлечь оба болта, потянув приклеенный и одновременно прокручивая его по часовой стрелке.

Для проблемного вывинчивания также используют специальные головки. Их грани надежно захватывают шляпку даже с сорванными гранями и выкручивают крепежный элемент наружу.

Если позволяет конструкция, можно попытаться высверлить крепеж длинным тонким сверлом. Остатки резьбы удаляют металлическим крючком, сделанным из тонкой проволоки.

Способы откручивания заржавевших деталей в домашних условиях

Демонтаж с помощью торцевой головки или накидного ключа

Если слой ржавчины не слишком большой, используйте торцевой либо накидной ключ. При этом инструмент должен иметь 6 или 12 точек контакта. Далее необходимо поочерёдно затягивать и ослаблять резьбу достаточно резкими движениями. Если это не помогло, обработайте поверхность с помощью металлической щётки, а затем нанесите одну из смазок, о которых говорилось выше. После того как средство начало работать, возьмите молоток и слегка постучите по креплению, чтобы сбить верхний слой. Затем снова используйте ключ, зажим должен ослабнуть. Для усиления эффекта можно надеть на ключ трубу или использовать инструмент без храпового механизма с длинной ручкой. Но будьте внимательны в работе, плохие и старые инструменты могут сломаться прямо в руках.

Используйте силу мышц и этот инструмент

Воздействие на гайки и болты высоких температур

Как вариант можно использовать нагрев для снятия детали. Возьмите паяльную лампу и прогрейте с её помощью крепление

Важно нагреть лишь одну сторону болта или гайки, чтобы она расширилась от высокой температуры и повредила слой ржавчины. Если такого инструмента под рукой не оказалось, можно использовать обыкновенную свечку

После нагрева облить деталь холодной водой, а затем снова взять в руки ключ. Единственный минус таких методов состоит в том, что они портят закалку металла.

Не используйте этот метод вблизи огнеопасных предметов и резиновых прокладок

Как открутить отвёрткой с помощью смеси масла для КПП и ацетона

Эффективной является смесь, приготовленная собственными руками. Она состоит на 50% из масла для АКПП и на 50% из ацетона. Использовать смазку необходимо несколько раз на протяжении нескольких часов, каждый раз оставляя её минимум на 40 минут. Иногда болт предназначается для отвёртки, в таком случае возьмите этот же инструмент или зубило и молоток. Затем с помощью ударов постарайтесь расшатать крепёж. Если вы не боитесь экстремальных методов, используйте цинк либо серную кислоту. Изначально необходимо сделать небольшой бортик из пластилина или воска вокруг крепежа. Затем в образовавшееся углубление положить кусочек цинка, сверху налить химический элемент. Через сутки проблема будет решена. Таким же образом можно открутить прикипевший винт на смесителе.

Закручивание до упора

Немаловажным способом является так называемый «метод от противного»: чтобы расшатать крепление прикипевшей детали, стоит не откручивать её, а наоборот, попытаться закрутить потуже, до конца. Так ход болта или гайки станет более свободным, что в конечном итоге поможет в снятии ржавого крепления.

Полный демонтаж

Если все эти способы оказались безрезультатными, то крепление нужно будет разрушать. Сделать это можно несколькими способами. Если вы работаете с болтом, нужно его высверлить и нарезать новую резьбу. Также можно использовать специальный инструмент, например, съёмник гаек. Он затягивает деталь, под давлением она трескается, благодаря чему гайка может быть снята обычным ключом. Наиболее радикальным способом является применение болгарки. Достаточно просто распилить болт вдоль, используя диск по металлу.

Способы выкручивания болта

Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.

С испорченными гранями

Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:

  1. Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
  2. Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.
  3. Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.

  4. Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
  5. Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
  6. Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.

С сорванной головкой

Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.

А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.

  1. Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
  2. Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
  3. Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.

Как выкручивать разные виды?

Основное различие между разными типами винтового крепежа заключается в типах их шлиц и форме шляпок. Правила выкручивания тоже отличаются, поскольку действовать в каждом случае нужно сообразно особенностям метиза:

Прямой. И большой, и очень маленький легко выкручивается обычной отверткой с плоским жалом. Основное правило работы с такими метизами — плотная посадка наконечника инструмента. Малейший зазор в разы увеличивает шансы на срыв шлица.

Это основные виды винтового крепежа, с которыми случаются проблемы при выкручивании. О том, как их решать, стоит разобрать более подробно.

Основы правильного высверливания

Высверливание обычно используют в самом крайнем случае, когда в возникшей ситуации больше никакие инструменты помочь не могут. Основное условие для применения сверла – болт не должен быть каленым. До попытки высверлить сломанный метиз стоит попробовать другие методы извлечения.

Шпильку с небольшим диаметром высверливают очень узким сверлом. На обломке делают два противоположных отверстия на глубину до 10 мм. Затем узкогубцами или двумя гвоздями пытаются выкрутить болт. Гвозди нужно вставить в отверстия, зажать их пассатижами и крутить.

Твердое металлическое конусное сверло с обратной резьбой также подходит для эффективного и правильного высверливания. Экстрактор ввинчивают в центр метиза и извлекают обломок.

Высверливание непосредственно дрелью – сложный вариант, требующий предельного внимания. Понадобится несколько острых сверл разного размера

Важно точно определить центр. С этим поможет керн

Наименьшим сверлом просверливают болт. Сверлить нужно ровно по всей длине обломка. По узкому отверстию повторно проходят более толстым сверлом. Чем ближе подбирается край отверстия к стенкам, тем лучше. Отверткой или зубилом соскабливают остатки внутрь, а потом извлекают их наружу.

Важно вовремя остановиться, чтобы не повредить резьбу.

Сломанный болт, застрявший в конструкции, давно перестал быть проблемой. Существует масса действенных и проверенных способов извлечения крепежа. Первоочередно нужно оценить характер поломки, ее причину, а затем подбирать подходящий метод. Инструменты для такого случая могут понадобиться самые разные – от простого разводного ключа до твердых металлических сверл.

Высверлить полностью

Когда все перечисленные способы не дали результата остается кардинальный метод удаления застрявшего крепежа. Шуруп или винт высверливаются полностью, до основания. Затем в отверстие вставляется новый крепежный элемент большего диаметра.

Практический совет: При удалении застрявшего крепежного элемента необходимо соблюдать технику безопасности. В процессе сверления образуется металлическая стружка, рассеивающаяся по сторонам, и ее попадание в глаза может привести к травме. По окончании работ стружку удаляют щеткой или губкой, чтобы не повредить кожу на руках.

Фотография 1
. Выкручивание старого шурупа с потайной головкой из оконной створки со стеклом.

Конечно, самый простой и быстрый способ избавиться от старых шурупов — это фомка, но этот способ хорош лишь тогда, когда разбираются старые деревянные окна или двери перед выносом на свалку или когда внешний вид принципиального значения не имеет. А чтобы выкрутить старый шуруп с минимумом повреждений для дерева, в который он закручен, и для стекла, если работа ведется с оконной створкой (как показано на фотографии), часто приходится предпринимать следующие действия:

Шлиц (от немецкого schlitz — разрез) — это углубление на головке (шляпке) шурупа под обычную или крестовую отвертку. В советские времена со всякими там ручками, замками и прочими защелками на окнах и дверях не очень-то церемонились, а потому замазывали масляной краской, не стесняясь и не обращая внимания на то, есть на фурнитуре или шурупах защитное покрытие или нет. Ну а краска, повинуясь законам физики, скапливалась в шлицах и там высыхала, заменяя собой шпатлевку. Шуруп с 3-5 слоями краски на потайной головке выкрутить без очистки шлица практически невозможно. Впрочем, вычистить старую масляную краску из шлица не так уж и трудно. Для этого достаточно иметь любой достаточно острый металлический предмет, изготовленный из прочного металла. Под достаточно прочным металлом подразумевается не только инструментальная сталь, но и разного рода победитовые и корундовые напайки на разного рода чертилках, в крайнем случае можно использовать тонкий гвоздь, в любом случае его прочность намного больше чем прочность масляной краски. Лично я использую для этих целей специальную клиновую насадку, раньше такая входила в набор отверток. Такой насадкой можно не только накернить древесину, но и очистить шлицы от краски. Однако недостаток такой насадки в том, что она не всегда бывает под рукой. Так случилось и в описываемом случае, когда на даче нужно было открутить пару старых ручек, поэтому для очистки шлицов использовался гвоздь.

Очищать шлицы нужно очень тщательно, чем больше краски из шлицов Вы удалите, тем больше вероятность, что шуруп удастся выкрутить. Однако это еще не гарантия успеха. Не знаю точно почему, то ли потому, что в технологии изготовления шурупов был какой-то просчет или недостаток, или шурупы для бытовых целей изготавливались только на изношенном в гонке вооружений оборудовании, или из стали низкого качества, или просто потому, что мне попадаются только такие старые шурупы, но шлицы у старых совковых шурупов не качественные. А самый главный их недостаток в том, что шлицы не глубокие. А чем меньше глубина шлица, тем проще эти самые шлицы «сорвать» или «слизать» при выкручивании. Ведь когда мы пытаемся выкрутить шуруп, мы должны преодолеть силу трения между стержнем шурупа и древесиной. Эта сила возникает при упругих деформациях древесины и на протяжении многих лет и даже десятилетий не ослабевает, а если шуруп еще и ржавеет, то нужно еще дополнительно разрушить образовавшуюся окалину. А сделать это не всегда просто. Даже простой гвоздь, забитый в древесину, который сразу можно без особых проблем вытащить фомкой, по прошествии многих лет из-за коррозии может сцепиться с древесиной так, что вытащить его практически невозможно, только отрезать или отломать.

Иногда если есть старая ненужная отвертка, то можно ее заточить и использовать как долото для углубления шлицов.

Хитрость против прикипевшего, ржавого, залитого краской шурупа

Если предложенные выше методы не привели к успеху или их нельзя применить по каким-то причинам, можно рассмотреть варианты применения клея или припоя, чтобы надежно «ухватиться» за головку упрямого метиза. Например, можно попробовать приклеить к головке метиза гайку, а после застывания клея вывернуть шуруп гаечным ключом.

Подойдет эпоксидная смола или «холодная сварка» для металла. Для успешности операции следует обязательно предварительно очистить от пыли и обезжирить склеиваемые поверхности.

Да, гайка может отвалиться… Тогда лучше воспользоваться паяльником и припоем. Помните, что подобное решение работает даже в случае пластмассового корпуса прибора.

К головке самореза можно припаять вышеупомянутую гайку или вороток из стали, а затем вывернуть метиз после застывания припоя. Есть и другой вариант.

Зачастую проще нанести припой только на головку шурупа, а затем быстро установить в расплавленный металл биту или отвертку. После остывания припоя в шляпке самореза формируется полноценное крестовое гнездо для инструмента, и вывернуть метиз не составляет труда. Если ситуация позволяет, в качестве флюса для метиза из стали надежнее использовать паяльную кислоту, для латунного винта подойдет канифоль. Данный способ наглядно демонстрирует следующее видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector