Талоны, проколы и лошадь: как менялись правила дорожного движения
Содержание:
История развития правил дорожного движения в России и мире
Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.
Когда появились конные повозки, то при движении по дорогам навстречу друг другу они иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, царские Указы требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Указы определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла
Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом
К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен. Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах.
В России первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 г. Его сконструировали инженеры Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе. В этом же году были разработаны и первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. А в 1900 г. было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях». Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново. В 1909 г. в Париже была принята международная Конвенция по автомобильному движению, в соответствии с которой были введены первые дорожные знаки, указывающие на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровности на проезжей части.
Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
В современных Правилах дорожного движения изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др. Поскольку дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности. Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нарушений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители и пассажиры.
Рассчитано, что если бы участники дорожного движения 100-процентно соблюдали Правила дорожного движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27% (±18%), а погибших — на 48% (±30%)
Сводка с официального сайта ГИБДД (www.gibdd.ru)
Social Like
Первые права и первые штрафы
Водительские права впервые были выданы в 1893 году, по разным данным, то ли знаменитому основателю фирмы «Мерседес» Карлу Бенцу, то ли некоему французу, чье имя история не сохранила. Назывались они «Справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». В России первые водительские права получили в Санкт-Петербурге в 1895 году два владельца моторных велосипедов.
Через год-другой в Санкт-Петербурге и Москве стали появляться автомобили, а для управления ими потребовались разрешающие бумаги. Было принято постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Водителям предписывалось проходить медобследование, раз в год устраивать техосмотр своего авто. Также нужно было обязательно регистрировать машину и получать кузовные номера. Управлять транспортным средством можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час (примерно 13 километров в час).
В 1909 году Россия подписала международную конвенцию по автомобильному движению. Стали выдавать права международного образца и разработали документ «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». Тогда же появились первые дорожные знаки и первые штрафные санкции. За первое нарушение правил — штраф 100 рублей (за такие деньги можно было купить отличную лошадь, для сравнения: килограмм черной икры стоил три рубля), за второе — арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение — лишение прав. Получить права, кстати, было непросто: на всю страну до революции работало меньше 10 автошкол.
Автомобили и дороги
В Беларуси первый автомобиль появился в 1895 году. Приобрел его Ковенский округ путей сообщения. Удовольствие это было не дешевым, не смотря на что, количество автомобилей стремительно росло. Речицкая уездная земская управа владела двумя 25-сильными автомобилями фирмы «Кейс». Минский губернатор ездил на темно-синем «Бенце». Князья Радзивилы в Несвиже владели двумя автомобилями. Княгиня Паскевич в своем распоряжении также имела два автомобиля. 50-сильный «Мерседес» и 20-сильный «Бенц» приобрел помещик Гребницкий. Даже некоторые богатые крестьяне владели автомобилями. В Минске автомобиль приобрел крестьянин Раков, а в Витебске крестьянин Терехов имел «Бенц».
Первая автокатастрофа в Минске произошла 20 августа 1906 года. Гражданин Фёдоров, взявший разрешение на перевозку пассажиров, врезался в телеграфный столб на Подгорной улице (ныне улица Карла Маркса). Пассажиры были выброшены на мостовую, один из них был тяжело ранен. После такого инцидента таксомоторными перевозками снова смогли заняться только осенью 1912 года. Минчан развозили такси марок «Опель», «Форд», «Дарак», «Оверленд», «Олдсмобиль» и «Мерседес».
Также началась организация общественного транспорта. В 1909 г. Бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером открыли «Предприятие срочного автомобильного сообщения». От Слуцка до Старых дорог и обратно курсировали 3 автобуса «N. A. G.». Из Слуцка в Ляховичи стали ходить 2 автобуса фирмы «Дюркон».
Грузовые автомобили стали появляться немного позднее. Первый грузовой автомобиль появился на обойной фабрике Канторовича только в 1911 году.
Система сообщения в белорусских губерниях была неплохо развита. В первой половине XIX века через Беларусь прошли такие важнейшие сухопутные cообщения, как шоссе Брест—Варшава, Москва—Брест, Витебск—Смоленск, Киев—Брест.
В Беларуси ремонтом и строительством дорог в основном занимался Ковенский округ путей сообщения, переименованный в 1901 году в Виленский в связи с переводом его управления в Вильно. В ведении Виленского округа находилось 2554 версты шоссе. В 1910-е годы велось активное строительство дорог. В 1914 году был утвержден проект постройки около трех тысяч километров шоссе в западных губерниях за шесть лет. Этому помешало начало Первой мировой войны. Следующие шесть лет дороги только разрушались. Только в 1928 году удалось достичь их довоенного уровня. Десятки белорусских городов стали связаны автобусными маршрутами. В некоторых городах даже были внутренние автобусные сообщения. В Минске в то время существовали две линии: «Вокзал—Комаровка» и «Сторожевка—Серебрянка», которые пересекались на площади Свободы.
Направление движения
Красным обозначены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним
В Европе до восемнадцатого века, формально, не существовало никаких правил по этому вопросу. В зависимости от страны, транспортные средства должны были двигаться по определенной стороне дороги, левой или правой. Это, вероятно, самое старое правило дорожного движения, поскольку первые правила датируются более 200 лет назад, задолго до появления автомобилей.
Причины, по которым некоторые страны выбрали левую сторону, а другие — правую для распространения, точно не известны и, безусловно, должны исходить из практических, а не произвольных соображений. В Англии, например, выбор этого значения может быть объяснен очень старыми утилитарными причинами: при левостороннем движении мечи в ножнах не сталкивались. В результате многие бывшие британские колонии продолжают использовать левостороннее движение. Противопоставив Францию англичанам, Наполеон потребовал, чтобы в стране было правостороннее движение, мера, которая распространилась на всю континентальную Европу. В более общем смысле, речь шла о сокращении аварий, большинство сторонников правостороннего движения на дорогах руководствовались удержанием кнута в правой руке, сидя при этом на левой лошади.
В 2005 году было подсчитано, что около одной трети населения мира использует левостороннее движение, остальные две трети — правостороннее.
Первые попытки регламентировать движение на улицах города
Самые первые поползновения к созданию правил, упорядочивающих движение на городских дорогах, были предприняты еще в далекие пятидесятые годы до нашей эры Юлием Цезарем. Произошло это в Древнем Риме. На некоторых римских улицах было внедрено одностороннее движение. Проезд частных экипажей и повозок возбранялся в период от восхода солнца и до окончания рабочего дня. В это время граждане обязаны были передвигаться исключительно пешком либо же нанимать паланкин.
Гай Юлий Цезарь
В тот самый период была сформирована специальная служба, задачей которой являлось обеспечение выполнения вышеуказанных требований и предотвращение возникновения конфликтов между владельцами различных транспортных средств. Формировалась она преимущественно из бывших работников пожарных служб.
Однако многие перекрестки города не регулировались, а вельможи обеспечивали себе возможность беспрепятственной езды, посылая впереди себя скороходов, расчищающих дорогу для экипажей своих хозяев. При этом если кто-то из пешеходов зазевается и вовремя не уберется с пути, то ему несдобровать.
В Российской империи первые трения, возникающие между пешеходами и управляющими гужевым транспортом, разрешались с помощью царских указов, регламентирующих максимально допустимую скорость движения на отдельных участках пути, а также определяющих меру наказания для нарушителей.