Езда по обочине: какой за это штраф и почему это запрещено пдд? узнайте также о разрешении спорных ситуаций с гибдд
Содержание:
- Пробка – следствие низкого водительского мастерства
- На что обратить внимание при опережении справа
- Какой предусмотрен штраф за езду по обочине
- Как ехать по автодороге с односторонним движением
- Спорные ситуации
- Какое наказание грозит за данное нарушение движения на машине?
- Как можно оспорить штраф
- Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине?
- По закону: что такое тротуар
- Нюансы
- Основания для отмены штрафа за проезд по обочине
- В каких случаях разрешено ездить по обочине и кто может это делать?
- В каких случаях допускается езда по обочине
- Понятие «Обочина» в ПДД
- Сумма штрафа по ПДД за проезд по обочине
Пробка – следствие низкого водительского мастерства
Согласен, низкий уровень водительского мастерства большей части водителей – одна из причин пробок на дорогах. Классический пример: 3-е транспортное кольцо Москвы по выпавшему снегу «едет» не более 40 км/ч вместо 80-и положенных. Хотя, с точки зрения продвинутого водителя нет никаких принципиальных причин для такого снижения скорости, ведь можно ехать 80 км/ч по снегу безопасно. Мы с коллегами из других школ водительского мастерства много раз обсуждали эту проблему и едины во мнении. Для нас – единственное препятствие, чтобы ехать по снегу 80 км/ч – испуганные окружающие водители, создавшие пробку.
Сюда же можно отнести движение в дождь, движение через трамвайные пути, через участки дороги со снятым асфальтом во время ремонта, движение по крутым поворотам (например, поворот на внешней части ТТК от Волгоградского до Рязанского проспектов), выезды на главную дорогу, к примеру, с того же 3-го кольца.
На что обратить внимание при опережении справа
При движении по трассе возможны разные ситуации, и в некоторых из них потребуется совершить объезд транспортного средства с правой стороны
В таком положении важно соблюсти определённые меры безопасности, направленные на предотвращение аварийной ситуации
К таким аспектам относятся:
- Убеждённость в том, что на правой полосе нет припаркованных машин, и манёвр не приведёт к столкновению с каким-либо объектом.
- Ознакомление со всеми дорожными символами, которые указывают на второстепенные дороги, переходы и иное. Например, если стоит жёлтый ромб, то вероятно скоро будет регулируемый перекрёсток с второстепенной дорогой или кольцо.
- Анализ движения автомобилей сзади с целью уточнения их намерений, возможно, кто-то из них уже планирует проведение аналогичных действий. Указанием на это будет сигнал поворотника.
- Уточнение условий покрытия обочины и погоды. При смене поверхности, особенно в дождь или снегопад, машину поведёт.
- Определение дистанции между впереди идущими авто, чтобы быть уверенным в успешности последующего перестроения в ряд.
Кроме этого важно грамотно себя вести, если обгон совершает другой водитель. Любой световой или звуковой сигнал, а также виляние машины спровоцирует панику и непонимание с его стороны
Даже если человек нарушает ПДД, тому, кто ему помешает, грозит административная ответственность.
Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасной поездки в 2018 году. Несмотря на то, что иногда ситуация вынуждает водителя действовать по обстоятельствам, рекомендуется внимательно оценивать ситуацию и стараться избегать правонарушений, пусть и неумышленных. Обгон справа представляет собой нежелательное действие в городе, которое влечёт наложение денежных штрафов, так как представляет собой проезд по обочине или тротуару.
Post Views: 2
Какой предусмотрен штраф за езду по обочине
Объезд по обочине транспортного затора или медленно движущегося в правой полосе автомобиля, трактора или другого транспортного средства, приравнивается Кодексом административных правонарушений к нарушению правил обгона и разъезда, а также расположения автомобиля на дороге. В ч. 1 ст. 12.1 КоАП за это установлен денежный штраф.
При каких обстоятельствах можно получить взыскание
Его тяжесть зависит от того, какой именно край дороги он выбрал для своего маневра — левый или правый. Наказание грозит за оба варианта, но его вид и размер существенно различаются.
Нарушение может быть выявлено сотрудником ГИБДД. В этом случае он составляет протокол, где письменно фиксируется факт выезда на обочину, время и место совершения проступка.
Водитель знакомится с текстом протокола, подтверждая это своей подписью. При возникновении у него замечаний или несогласия с действиями сотрудника автоинспекции, водитель вправе внести их в протокол.
В настоящее время большая часть нарушений ПДД фиксируется не живыми сотрудниками полиции, а автоматическими камерами.
Об их размещении сообщают специальные дорожные знаки и разметка. Снятое камерой нарушение становится основанием для вынесения постановления о штрафе, которое направляется нарушителю почтой, вместе со снимком.
Сколько составляет размер правонарушения за вождение (сумма)
Относительно невысокий штраф и небольшая вероятность обнаружения, особенно в плотном потоке или при наличии затора, провоцирует многих водителей на совершение такого правонарушения.
Однако, выезд на обочину сегодня фиксируется не только инспекторами ГИБДД, но и на камеру. Особое место занимает движение по обочине не попутной полосы, а встречной.
Суд, рассмотрев протокол, вправе «спешить» нарушителя на период от 4 месяцев до полугода. Повторно совершенное, то же деяние лишит водителя прав уже на целый год.
На МКАДе
МКАД не является автомагистралью (стоит знак 5.3 «Автомобильная дорога»), но обочины на ней отделены от правой полосы сплошной линией.
Фото: образец знака 5.3 — Автомобильная дорога
Это означает, что выезд и движение по ним запрещены в любом случае, как и на скоростной трассе, обозначенной знаком 5.1.
Для фиксации нарушений на МКАД установлено более 100 автоматических камер. В их поле зрения попадают и обочины.
Любители объезжать заторы по правому краю дороги будут на основании данных с камеры оштрафованы на 1500 р.
По встречной
Движение по левой обочине расценивается как выезд на встречную полосу. В этом случае водитель совершает двойное правонарушение — использует не предназначенную для его автомобиля часть дороги и нарушает правила совершения маневра. Соответственно и наказание будет более строгим — высокий штраф и лишение прав.
На трассе
На дорогах, отнесенных к скоростным автотрассам, ставится особый знак — «Автомагистраль» 5.1. Обочины у них с твердым покрытием, от проезжей части их отделяет сплошная линия.
Фото: образец знака 5.1 — Автомагистраль
Двигаться по ним автотранспорту запрещено, равно как и останавливаться. Для этого существуют специальные площадки.
Единственное исключение — неисправность, при которой автомобиль не может двигаться дальше. В этом случае водитель может занять обочину, включив аварийный сигнал и выставив знак аварийной остановки.
Видео: опасная обочина, правила ПДД
Задним ходом
Въезд на обочину разрешен для останавливающегося транспорта. Если это не автотрасса, то такое действие не будет нарушением ПДД.
Но даже для них движение по обочине задним ходом запрещено. Это создает опасность для движущихся по краю дороги пешеходов или велосипедистов, а также для других водителей.
Какое наказание ждет водителя
За правонарушение, обозначенное в ст. 12.1 КоАП водителя ждет денежный штраф. Его размер зависит от тяжести совершенного незаконного деяния.
За выезд на правую обочину, то есть нарушение относительно небольшой тяжести, сумма взыскания составит 1500 р.
Тот же проступок, но с использованием левой обочины, трактуется уже как серьезное нарушение правил. За его совершение придется отдать уже 5000 р. и дисконт здесь недействителен.
В том случае, если суд посчитает действия водителя опасными для окружающих, он вправе лишить его прав, сроком до полугода. Такое решение зависит и от того, есть ли у уже автовладельца штраф за подобное действие в прошлом.
Выезд автомобиля на обочину и движение по ней — серьезное нарушение правил дорожного движения.
Штраф за него накладывается как на основании административного протокола, так и на основании данных автоматических камер.
Образование на дороге затора не является разрешением для водителей использовать обочину для его объезда.
Как ехать по автодороге с односторонним движением
Коротко рассмотрим основные ситуации, требующие знаний правил езды по автодороге с односторонним движением.
Выезд
В действующих в России ПДД описаны несколько вариантов выезда на дорогу, по которой машины должны перемещаться в одном направлении:
- ТС передвигается по обычной автодороге, которая становится по пути следования односторонней. Одностороннее движение в ПДД в данном случае предусматривает, что водитель не выполняет маневрирование, а продолжает ехать по занимаемой в этот момент полосе.
- Автомобиль, поворачивая направо, попадает на дорогу, транспорт по которой перемещается в одном направлении. Действия здесь стандартны: необходимо перестроиться в правую крайнюю полосу. Завершив поворот, можно занимать любую полосу – и левую, и правую, – ведь выполняется выезд на дорогу с односторонним движением.
- Машина, выполнив левый поворот, попадает на улицу с движением в одну сторону. Чтобы не допустить нарушение, маневр в таком случае нужно начинать с крайней левой полосы. Отдельно в ПДД описана ситуация, когда по автодороге проложены трамвайные пути. Дело в том, что пролегать они могут и по левой полосе. Поэтому, когда езда по одностороннему движению с трамвайными путями предполагает совершение левого поворота, начинать этот маневр нужно, находясь на рельсах.
- Осуществляется поворот на дорогу, на которой выделена полоса для муниципального транспорта. Выполняя данный маневр, водитель должен руководствоваться вышеуказанными пунктами. Но необходимо следить, чтобы не оказаться на полосе для движущегося навстречу муниципального транспорта.
Наказание за выезд на дорогу с односторонним движением прописано в ст.12.16 КоАП РФ. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже.
Правила остановки и стоянки
Здесь возможны 2 варианта:
- Стоянка или остановка с правой стороны дороги/улицы, обозначенной указателем 5.5, возможна по тем же правилам, что и под знак “Двустороннее движение”. То есть нарушения ПДД не будет в местах отсутствия пешеходных переходов и остановок муниципального транспорта. Также парковать и останавливать машину с правой стороны улицы рассматриваемого типа можно, если на ней нет запрещающих дорожных знаков 3.28 и 3.27.
- Стоянка и парковка автотранспорта по левой стороне улицы с односторонним движением. Особенность в том, что в данном случае парковка разрешена только в черте населенного пункта. Не могут стоять на левой стороне ТС, максимальная разрешенная масса которых больше 3,5 т. Остановиться таким образом они могут только для погрузки/разгрузки. На авто других категорий такие ограничения не распространяются
Кроме того, припарковать автомобили на улицах с движением в одну сторону разрешено на любой стороне, если:
- на дороге имеются хотя бы 2 полосы;
- предусмотрены места для парковки.
Передвижение задним ходом
Движение задним ходом на одностороннем движении возможно при соблюдении следующих условий, указанных в разделе №8 ПДД:
- Абсолютная безопасность всех участников движения.
- Уверенное управление ТС при маневрировании.
- Отсутствие малейших помех, вызванных таким передвижением, для окружающих.
- Необходимость осуществить задуманный маневр.
Следует знать, что выезд задним ходом на проезжую часть с движением в одну сторону запрещен на любых перекрестках. Однако движение таким способом не запрещено с прилегающих территорий и двора. Но, чтобы не допустить возникновение аварийной ситуации в условиях ограниченной видимости, рекомендуется воспользоваться помощью третьего лица – например, пассажира или прохожего.
Осуществление разворота и поворота
Выполнять разворот на перекрестке с односторонним движением разрешено при отсутствии запрещающих данный маневр знаков. Водитель, определяя траекторию перемещения, должен руководствоваться только безопасностью. В данном случае возможны 2 варианта:
- По малому радиусу. Маневр осуществляют при небольшой ширине проезжей части. Выполнять его на перекрестке следует непосредственно за пешеходным переходом.
- По большому радиусу. Совершают разворот на одностороннем движении таким способом на довольно широкой дороге. В частности, когда ведутся ремонтные работы. Водителю нужно проехать крайнюю точку разделительной сплошной линии и зайти на дугу. В результате этих действий удастся встроить автомобиль в движущийся ряд.
ПДД не запрещают осуществлять разворот вторым способом, даже если возможен первый.
Чтобы выполнить поворот налево с одностороннего движения, ТС должно находиться на левой крайней полосе. Многие автолюбители по привычке начинают маневрировать, находясь на середине дороги. Но при движении машин в одном направлении крайний ряд находится у левого бордюра.
Спорные ситуации
Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.
Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.
В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки. В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.
Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.
Внимание! Наличие видеорегистратора поможет запечатлеть истинную картину событий, чтобы потом с ее помощью обжаловать судебное решение.
Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.
Какое наказание грозит за данное нарушение движения на машине?
Движение по обочине считают нарушением правил маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП такое нарушение подлежит наказанию – штраф за него составляет 1500 рублей. Большинство опытных водителей считает, что подобные нарушения излишни – чаще всего цели автомобилисту достигнуть не удается, а попасть обратно в ряд медленно движущихся машин непросто. Нарушитель не только сам усложняет себе проезд, но и тормозит весь поток транспорта.
Сумма назначенного штрафа может зависеть от того, по какой из обочин автомобилист взялся объезжать пробку. Штраф в полторы тысячи рублей обычно выписывается тем, кто движется по правой обочине. Но существуют и такие автомобилисты, которые пытаются объехать стоящую колонну машин слева, двигаясь по встречной.
Инспектор ГИБДД может зафиксировать такой выезд как попытку нарушить правила обгона и движение по встречной полосе. Наказание за пересечение сплошной линии разметки в этом случае ожидается более серьезное. Порой водителя лишают и права управления автомобилем.
Важно!Если водитель, пытающийся объехать пробку по обочине, не сумел возвратиться обратно в ряд, это становится причиной для добавления штрафа за создание аварийной ситуации на дороге. «Стоимость» проступка – 5000 рублей.. Кроме штрафа, можно на полгода потерять право управлять ТС
Водительские права можно потерять и на срок до года – если водителя повторно заметят за совершением такого же нарушения
Кроме штрафа, можно на полгода потерять право управлять ТС. Водительские права можно потерять и на срок до года – если водителя повторно заметят за совершением такого же нарушения.
Что будет при обгоне?
Обгон транспортных средств при совершении его по обочине может быть истолкован контролирующими лицами как нарушение правил маневрирования. Наказание за это предусмотрено ст.12.15 КоАП РФ и представляет собой штраф в 1500 рублей.
Чем чревато, если ехать при этом по встречной полосе?
К нарушениям в плане маневрирования, обгона относится и движение по встречным полосам. Сложно объяснить, на что надеются водители, допускающие движение по обочине встречного направления – наказание за это предусмотрено более строгое, чем при проезде по обочинам попутных направлений. При таком способе езды будут приведены в действие несколько запретов ПДД, которые предусмотрены для выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона.
В п.4 с.12.15 КоАП за езду по встречной обочине водитель получает наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Повторное нарушение может повлечь изъятие водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.
Как можно оспорить штраф
Наиболее часто разногласия в соблюдении правил ДД возникают, когда автомобиль, совершив разрешенную остановку, возвращается на проезжую часть. Нередко эти действия сотрудники ГИБДД определяют, как непосредственно перемещение по обочине. Большинство камер застраховано от подобных ошибок.
Вторая популярная причина несправедливо выписанного постановления – те самые вынужденные обстоятельства. Состояние здоровья водителя или пассажира, требующие немедленного прекращения движения. Объезд препятствия справа во избежание столкновения на дороге. Все эти очевидные для водителя причины нарушения придется доказывать.
В качестве подтверждения своей правоты можно использовать показания свидетелей, записи видеорегистраторов, иные доказательства, способные прояснить ситуацию. Выписку протокола попытайтесь предотвратить на месте. Полученное по почте уведомление возможно оспорить только в ГИБДД, в худшем случае — в суде.
Почтовым уведомлениям присущ ряд ошибок в выписке штрафов, связанных с чисто технической стороной регистрации. Спорные ситуации:
- в момент фиксации автомобилем управляло доверенное лицо
- по одному нарушению пришло несколько штрафов
- на фотографии с автоматической камеры плохо видно машину и регистрационный номер
Все эти эпизоды и выписанные штрафы необходимо оспаривать В ГИБДД. К жалобе прикладывается копия постановления, а также материалы, свидетельствующие о вашей невиновности: фото, видео, показания свидетелей.
Постановление можно обжаловать не позднее 10 дней с момента его получения. В противном случае дополнительно придется оформлять прошение о восстановлении срока обжалования. К ходатайству прикладываются справки и иные документально обоснованные причины задержки с подачей жалобы.
Можно вернуть деньги и по ошибочно оплаченному штрафу. Для этого в установленном порядке следует обжаловать постановление. После этого возврат денег производится через заявление в ГИБДД. Для жителей Москвы есть более быстрый способ перечисления денег по обжалованным штрафам – сайт www.avtokod.mos.ru
Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине?
Передвижение по левой обочине – карается более сурово, так как речь идёт о левой стороне дороги, на которой ТС движется навстречу потоку, создавая опасную обстановку. В данном варианте запрещение связано с продвижением ТС по встречному ряду (п.11.2 ПДД РФ). Такое правонарушение приведет к финансовому взысканию, равному 5000 рублей или к изъятию ВУ на 4 – 6 месяцев.
Повторение аналогичных неправомерных действий приведёт автовладельца к изъятию ВУ на один год, если задержание будет осуществлено работником ГИБДД. При фиксировании таких же повторных неправомерных действий видеокамерой приведет лишь к финансовому взысканию, равному 5 000 рублей.
Для наглядного ознакомления с наказанием за проезд по обочине, предлагается посмотреть видео.
(Видео: “Езда по обочине”)
Передвижение мопедов по обочине
Продвижение скутеров и мопедов по дорогам страны создает наибольшее количество аварий и ДТП. Данная категория лиц чаще других не соблюдает ПДД, и нередко, из-за незнаний основных положений Правил. Мопед обязан двигаться только по проезжему полотну и лишь по крайнему правому ряду. В виде исключения, мопеду можно проехать по обочине, если на ней отсутствуют пешеходы. В то же время, запрещения проезда скутеру по обочине нормативами не предусмотрено. Поэтому, наказать водителя, за проезд по обочине на скутере, работник ГИБДД не вправе.
Передвижение велосипедистов по обочине
Велосипедисты, достигшие 14-ти лет вправе осуществлять проезд только по выделенным велосипедным полосам, если таковые нанесены на дорожное покрытие. При отсутствии специализированных рядов велосипедисту разрешается ездить по обычной дороге, держась правого ряда. При интенсивном потоке ТС по проезжай части и отсутствии велосипедных полос, велосипедисту разрешается кататься по обочине.
Использование обочины автомобилями
Водителям ТС разрешается заезжать на обочину в ситуациях:
Когда остановка, то есть завершение передвижения автомашины осуществляется продолжительностью до 5 минут. К примеру, для высаживания или принятия пассажиров.
При стоянке – окончание передвижения, продолжительностью более 5-ти минут. В атом варианте – принятие или высаживание пассажиров не разрешается, иначе будет выписано взыскание
При заезде на обочину, необходимо обращать внимание на наличие запрещающих знаков, не допускающих осуществлять остановку или стоянку. П
12.1 ПДД регламентирует, что стоянку можно осуществить только по ходу передвижения, то есть на правой стороне. При отсутствии обочины, стоянка допускается на правой стороне шоссе. Иногда, в виде исключения, возможно использование для стоянки тротуара.
Объезд преграды по обочине применим лишь тогда, когда это невозможно выполнить с левой стороны. Если автоводитель не сможет привести оправдательные аргументы, почему он объехал преграду по обочине, он будет покаран. Преградой могут служить ремонтные работы на шоссе, наличие ДТП и пр.
Кому разрешено движение по обочине
В некоторых вариантах разрешена остановка или стоянка ТС по левому краю улицы. Это допустимо в следующих ситуациях:
- С наличием одной полосы передвижения для каждого направления, при отсутствии посередине трамвайных рельс.
- С односторонним передвижением. Грузовому ТС массой выше 3,5 т разрешается остановка для выполнения погрузо-разгрузочных работ. По обочине возможен проезд автомашин коммунальных и дорожных структур.
- Привозящих продукцию к объектам, размещенным возле обочин, при отсутствии прочего подъезда.
По обочине возможен проезд следующих ТС, не образующим помехи пешим лицам:
- Велосипедистам, исполнившим 14 лет, при отсутствии велосипедных дорожек (п. 24.2, п. 24.6 ПДД РФ).
- Мопедам и скутерам (п.24.7 ПДД РФ).
- Гужевому ТС, при верховой езде (п. 25.2 ПДД РФ).
По закону: что такое тротуар
Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».
Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.
Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.
Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.
Нюансы
Допустим выезд на край проезжей части, если нужно остановиться. В этом случае денежное взыскание не налагается. Речь не идет об автотрассе. Здесь обочины отделены от основной проезжей части сплошной линией. В результате выезд на обочину не допускается вне зависимости от обстоятельств.
Выезжать на обочину задним ходом запрещено. Манёвр создаёт опасность для других участников движения. Наказание применяется в соответствии со статьей 12.14 КоАП РФ. Размер взыскания составит 500 руб.
Если человек выехал на обочину и продолжил по ней движение, дополнительно нарушителю могут вменить другие наказания. Так, меры могут быть применены в соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ, если водитель не предоставил преимущество пешеходу. Размер взыскания составит до 2.500 руб. Если в результате действий водителя будет причинен вред здоровью человека, в силу вступает статья 12.24 КоАП РФ. Штраф варьируется от 2000 до 25000 руб. Всё зависит от степени нанесенных травм.
При движении по обочине в 2019 году степень опасности для самого водителя и других участников движения повышается. Поднимается пыль, видимость ухудшается. С грунтом присутствует недостаточно хорошая сцепка. Часто на обочине имеются неровности. Всё это повышает риск столкновения машин. Если произойдет ДТП, виновником случившегося будет однозначно признан человек, который ехал по обочине.
В статье использованы материалы с ресурса: https://prav-voditel.ru/shtrafy-gibdd/shtraf-za-ezdu-po-obochine
Основания для отмены штрафа за проезд по обочине
- отсутствие доказательств того, что транспортное средство находилось на месте правонарушения (подтверждается фото- и видеосъемкой, показаниями свидетелей);
- неправильно оформленное постановление;
- нечитаемость регистрационных знаков на снимке, приобщенном к делу;
- несоответствие автомобиля, изображенного на материалах фото- и видеосъемки, базе данных ГИБДД.
Штраф, назначенный на основании данных фото- или видеофиксации, может быть отменен, если проходящий по административному делу автомобиль до момента правонарушения был подарен, продан или передан в аренду, что подтверждено документально.
В каких случаях разрешено ездить по обочине и кто может это делать?
- Гужевые повозки или сани, как и верховые животные, могут двигаться по обочине, правда, исключительно одним рядом, с правой стороны дороги. Они так же обязаны не создавать помех для пешеходов и других участников движения (п. 25.2 ПДД);
- Велосипедисты возрастом от 14 лет при условии, что рядом нет велодорожек. Велосипедист должен ехать с правой стороны дороги. В пункте 24.2 ПДД об этом подробно говорится;
- Водители мопедов могут ездить по обочине, не мешая пешеходам, об этом сказано в п. 24.7 Правил;
- В пункте 8.8 ПДД прописано, что водитель имеет право пересекать линию, отделяющую обочину, если необходимо совершить разворот не на перекрёстке, ширина дороги при этом является недостаточной для разворота. При манёвре водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные авто.
В каких случаях допускается езда по обочине
Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.
Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).
В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.
Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине
Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.
В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.
Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину
Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).
Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.
Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.
Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить
За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.
В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.
Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.
Вам нужно:
- Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
- Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
- Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.
При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.
Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине
Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:
- Создание опасности для других участников дорожного движения.
- Выезд на обочину задним ходом.
- Отсутствие знаков аварийной остановки.
На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений
Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:
- Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
- ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
- Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
- Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
- Мопедам и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.
Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.
Понятие «Обочина» в ПДД
Обочина является составной частью дороги, которая, в свою очередь, представляет собой поверхность земли, обустроенную и используемую для движения любых транспортных средств.
Дорога состоит из:
- Проезжей части.
- Обочины.
- Тротуаров.
- Трамвайных путей.
- Разделительных полос.
Дорога может быть частью земельного участка, либо это искусственно созданная местность.
Участок обочины отделяется от проезжей части дороги горизонтальной линией. Он не предназначен для движения автомобильного или какого-либо другого транспорта, кроме некоторых случаев, определенных ПДД.
Обратите внимание, что обочина непосредственно примыкает к проезжей части.
Обочина имеет иное покрытие, чем основная часть дороги. Для разграничения используется разметка 1.2.1 или 1.2.2. На ней можно останавливаться либо оставлять машину для стоянки. При отсутствии тротуара по обочине могут осуществлять движение пешеходы.
Чаще всего обочина имеет покрытие из:
- щебня;
- гравия;
- дерна;
- песка;
- глины.
Помните, что не на каждой дороге имеется обочина. Иногда в ней просто нет надобности.
Сумма штрафа по ПДД за проезд по обочине
Правила дорожного движения, которых обязаны придерживаться все водители, установлены Постановлением Правительства №1090. В соответствии с пунктом 9.9 документа движение транспортных средств по тротуарам, разделительным полосам, пешеходным дорожкам и обочинам запрещено. Разрешается осуществлять съезд на обочину только для остановки или стоянки и только в тех ситуациях, когда отсутствуют запрещающие выполнение данного маневра знаки.
Несоблюдение данного правила является административным нарушением и наказывается в соответствии с главой 12 Административного Кодекса.
Следует учитывать, что нарушение ПДД в виде выезда на обочину может быть зафиксировано:
- сотрудниками патрульной службы
- камерами автоматического слежения
На МКАДе
Штраф за езду по обочине в Москве, в том числе на МКАДе составляет 1 500 рублей (статья 12.15 КоАП).
Кроме этого на МКАДе обочина отделена сплошной линией, и ее пересечение может стать причиной наложения дополнительных санкций. Движение по сплошной полосе или несоблюдение правил, установленных дорожной разметкой наказывается штрафом в 500 рублей (статья 12. 16 КоАП).
Если пересечение сплошной линии разметки не привело к образованию затора, дорожной аварии или иным негативным последствиям, то штрафные санкции могут быть заменены предупреждением.
На трассе
Наказание за езду по обочинам в пределах населенного пункта или на трассе, в том числе в Московской области, определяется статьей 12.15 Административного Кодекса. На нарушителя ПДД накладываются штрафные санкции, размер которых составляет 1 500 рублей.
При пробке
Выезжать на обочину запрещено, в том числе и для объезда образовавшегося на проезжей части затора. Размер наказания так же определяется статьей 12.15 КоАП.
Кроме административного наказания выезд на обочину для объезда пробки может привести:
- к образованию еще большей загруженности проезжей части, так как автомобили – нарушители после совершения маневра пытаются вернуться на свою полосу движения, что создает дополнительные препятствия
- к ДТП, что повлечет получение имущественного ущерба и вреда жизни/здоровью. Если в результате выезда на обочину будет причинен вред здоровью иных водителей, пешеходов, пассажиров и так далее, то будет увеличена сумма штрафных санкций. В данном случае размер штрафа составляет 2000-2500 рублей
- к созданию помех для пешеходов, что так же приведет к увеличению наказания до 2 500 рублей
По встречной обочине
В отдельную ситуацию можно выделить нарушение в виде выезда на обочину, примыкающую к полосе встречного движения.
В соответствии со статьей 12.15 часть 4 Административного Кодекса выезд левую полосу и движение по обочине встречной полосы может привести:
- к наложению штрафных санкций в размере 5 000 рублей
- к лишению водительских прав на срок 4-6 месяцев
Вид наказания определяется в зависимости от способа фиксации нарушения и смягчающих/отягчающих обстоятельств.
Если правонарушение зафиксировано автоматической камерой слежения, то наказанием, не зависимо от иных обстоятельств будет штраф. Если нарушение фиксировал сотрудник ГИБДД, то при определении наказания будут учитываться дополнительные аспекты.
Следует учитывать, что лишить водителя прав инспектор патрульной службы не может. Вопрос о лишении рассматривается исключительно судебными органами. Для передачи дела в суд на месте совершения правонарушения составляется протокол, который подтверждает факт нарушения ПДД и является основанием для принятия решения судом.