Регулятор холостого хода: принцип работы, неисправности, виды регуляторов

Как почистить датчик холостого хода?

Чистка РХХ выполняется после подготовки следующих инструментов и материалов:

  • отвертка с крестовым наконечником;
  • средство для очистки карбюраторов, подойдет также обычный спирт, растворитель или жидкость WD-40;
  • гаечные ключи;
  • ключи Тоrх;
  • ветошь без ворса, желательно светлого цвета.

Пользователь Александр Филимонов рассказал о нюансах выполнения очистки регулятора холостых оборотов.

Чистить устройство надо так:

Двигатель машины должен быть отключенным и остывшим.
Производится демонтаж воздуховода, соединяющего фильтрующий элемент с крышкой дроссельного узла. Для этого откручиваются два хомута и производится его демонтаж, так будет удобнее выполнять очистку. Отсоединяется магистраль вентиляционной системы картерного устройства, производится снятие заслонки дросселя. Сама крышка обычно фиксируется с помощью хомута, но доступ к нему может быть затруднен. Возможно, потребуется несколько отверток для его выкручивания.
Средство для очистки распыляется на закрытую заслонку дросселя

Делается это осторожно, чтобы не забрызгать другие детали устройства, расположенные рядом. Рекомендуется распылять средством несильными кратковременными нажатиями

После выполнения задачи необходимо протереть заслонку ветошью без ворса, а затем опять произвести очистку. Только теперь надо распылить жидкость на стенки камеры, остатки средства убираются тканью.
Аналогичным образом выполняется очистка узла при открытой заслонке. Действия повторяются до момента, пока устройство не будет поворачиваться максимально мягко и без заеданий. Она должна закрываться наиболее плотно.
Затем от контроллера холостых оборотов отсоединяется колодка с проводами. Используя гаечный ключ соответствующего размера, выкручиваются болты, фиксирующие регулятор. Производится демонтаж устройства, при снятии нельзя потерять уплотнительный элемент, расположенный на креплении. Если заслонка открыта, отверстие воздушного канала необходимо заглушить тряпкой. Производится очистка всех компонентов, в том числе посадочного места регуляторного устройства.
Также с помощью очищающего средства выполняется прочистка контроллера. Действовать необходимо осторожно, чтобы в процессе проведения работ шток не сместился. На завершающем этапе надо протереть крышку заслонки дросселя, после чего выполняется монтаж всех демонтированных элементов. Если в процессе очистки шток был смещен, его положение необходимо отрегулировать, чтобы он стал обратно.

Состояние устройства перед очисткой

Внешний вид датчика после того, как его прочистили

Место установки контроллера холостых оборотов

Где находится и как работает РХХ?

Устройство прикреплено к кожуху заслонки дросселя. Крепится оно при помощи двух винтов. Точное место расположения регулятора зависит от того, где на авто находится обходной
воздушный канал. РХХ производит его открытие и закрытие — этим обеспечивается
впуск воздушной массы.

Холостые обороты мотора, при которых вращение коленвала замедляется, оказывают на мотор большую нагрузку. Причина в нестабильности сгорания топлива при пониженном давлении. Во
времена карбюраторных моторов, которые ставили, например, на машины ВАЗ,
водители выходили из положения с помощью отвертки и тахометра. Теперь же
выстроена четкая цепь:

Последний элемент цепи
— небольшой моторчик c конусной иглой и с намотанной на нее пружиной. Пружина —
основная деталь механизма. Ее задача — регулировка геометрических параметров
канала, подающего воздушные массы мимо дросселя. Включение электрического
моторчика происходит после подачи контроллером соответствующей команды
регулятору. Она подается по показаниям датчика коленвала.

После этого величина
иглы изменяется, происходит открытие обходного канала. Работать это будет так:

  • поступивший во впускной коллектор воздух обогащает топливо;
  • топливо начинает сгорать более устойчиво, за счет чего стабилизируется работа двигателя и устраняется падение оборотов.

Поэтому РХХ
стабилизирует работу даже непрогретого мотора.

Какие признаки неисправностей или «смерти» ДХХ?

Регулятор холостого хода, будучи достаточно простым устройством, не имеет никаких диагностических систем, поэтому ни бортовой компьютер автомобиля, ни чек эйндж не сможет сообщить о его неисправности. Но если встретятся последующие проблемы, это может означать, что требуется замена, ремонт или чистка датчика холостого хода:

  • двигатель отказывается работать на холостом ходу, глохнет;
  • холостой ход имеет не постоянные (плавающие) обороты;
  • во время запуска холодного мотора нет повышенных оборотов;
  • в момент отключения передачи на коробке двигатель глохнет.

Эти причины также может вызвать неисправность ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Только дело в том, что о неисправности ДПДЗ даст знать бортовой компьютер автомобиля.

Местоположение датчика холостого хода.

Двигатели семейства Ваз 2114 оснащены датчиком холостого хода, размещенным на специальном посадочном месте непосредственно на дроссельном узле. Чистка РХХ невозможна без снятия датчика. Процесс демонтажа этого элемента двигателя достаточно простой. Это объясняется тем, что датчик крепится к патрубку двумя крепежными винтами под крестовик. В зависимости от модели двигателя он может находиться как в свободно доступной зоне, так и нуждаться в снятии всего дроссельного узла.Как осуществить демонтаж РХХ?
Как упоминалось выше, чистка регулятора холостого хода невозможна без его предварительного демонтажа. Для того чтобы произвести демонтажные работы для регулятора, автомобиль необходимо поставить на стояночный (ручной) тормоз и снять клемму «минуса» с АКБ. После этого необходимо отключить все провода от датчика и вычистить от грязи его посадочное место, чтобы она не попала внутрь дроссельного узла

Далее откручивается два винта при помощи «трещотки» или отвертки и готово, датчик снят.
Процесс чистки датчика холостого хода на Ваз 2114.
Как только появляются какие-либо проблемы в работе двигателя (выше они были приведены) свое внимание нужно обратить на датчик холостого хода, возможно, его нужно чистить. И тут многие задаются вопросом: как почистить клапан холостого хода?
Процесс чистки, на самом деле, весьма простой и не занимает много времени и для этого требуется всего лишь смесь для чистки карбюраторов или же широко распространенную WD-40.
Итак, как почистить регулятор холостого хода на Ваз 2114:
1

Самое первое, что нужно сделать — это отключить все подходящие к датчику провода (при этом можно заодно и почистить контакты).
2. С помощью крестовой отвертки выкручивается два винтика на датчике. (В том случае, если крепежные винты отсутствуют, это явный признак того, что регулятор посажен на лак. Для чистки такого РХХ требуется демонтаж всего дроссельного узла.)
3. Вытаскиваем ДХХ и оцениваем его состояние. При этом следует обратить внимание на состояние клапана. Наличие масла и черной грязи на нем явный признак необходимости чистики дроссельной заслонки целиком.
4. Берется жидкость для очистки (WD-40 или очиститель для карбюраторов) и обильное брызгается на конусную иглу и пружину, что позволяет их очистить. Далее датчик высушивается и устанавливается на место. Перед возвращением датчика на его место стоит также проверить длину высунутого штока. Она не должна быть больше 23 мм.
Как почистить датчик холостого хода на Ваз 2114 с 1,6 литровым двигателем с 8 клапанами:
На Ваз 2114 оснащенных 1,6 л двигателем процесс демонтажа датчика холостого хода отличается первым шагом. Нужно предварительно отсоединить дроссельный узел от ресивера. Для этого необходимо немного открутить две крепежных гайки таким образом, чтобы была возможность отсоединить дроссельный узел от торцовой части ресивера хотя бы на 1 см. При этом дроссельный узел снимать полностью не нужно. Далее весь процесс точно такой же, как было описано выше.
Как почистить регулятор холостого хода на Ваз 2114 с двигателем 1,6i:
Для того чтобы снять на таком двигателе датчик холостого хода требуется полный демонтаж дроссельной заслонки. Это объясняется тем, что РХХ размещен таким образом, что один винт легкодоступен, а вот второй – нет (невозможно просунуть отвертку для его откручивания). В остальном процесс чистки аналогичен с двумя другими двигателями.
После того как датчик был почищен и установлен на свое место и никаких изменений в работе двигателя не произошло, это может означать выведение датчика холостого хода из строя и необходимость в его замене или ремонте. Причинами выхода из строя ДХХ могут быть как изнашивание направляющих конусной иглы, так и обрыв какого-либо провода внутри датчика и прочее.

Опубликовано:
23 июня 2015

Признаки поломки

По определенным признакам можно определить, что РХХ вышел из строя и нуждается в ремонте, либо полноценной замене на новое устройство.

К таковым признакам относят:

  • Плавающие обороты на холостом ходу;
  • Проблематика запуска двигателя, он заводится с трудом даже при нажатой педали газа;
  • Не удается повысить обороты, даже когда двигатель достаточно прогрелся;
  • Двигатель начинает неожиданно глохнуть, когда осуществляется переход на нейтральную передачу;
  • Обороты снижаются при включении энергопотребляющих приборов — печка, кондиционер, аудиосистема, фары и пр.

Но замена регулятора — не всегда верное решение. В некоторых случаях снятие старого датчика и установка на его место нового устройства результата не принесет. А все потому, что виновниками неисправности могут оказаться другие элементы, такие как свечи зажигания или же топливный фильтр.

Проверка функциональности

Если двигатель глохнет, обороты плавают, оказываются повышенными, нужно обязательно проверить, работает ли РХХ.

Для проверки потребуется для начала демонтировать крепления дроссельного узла, а потом аккуратно сместить его буквально на 10 миллиметров.

Вам понадобится вольтметр, с помощью которого можно проверить, идет ли на датчик напряжение и какие его показатели. Заранее подключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи на массу, а вольтметр подключите к выводам, обозначенным буквами A и D. Далее сверяемся с таблицей.

Показания

Что означают

На вольтметре менее 12В

Это говорит о том, что вероятнее всего аккумулятор разрядился

На измерителе нет никаких данных

Проблему следует искать в цепи проводки или же в электронном блоке управления двигателя

Вольтметр показывает 12В и более

Обязательно проверьте сопротивление регулятора холостого хода. С ним проблемы. К 4 выводам подключается тестер. Нормальные показания сопротивления — 50 или 55 Ом

Дополнительно сделайте попарную проверку. При этом сопротивление должно оказаться бесконечно большим. Если датчик ХХ показывает другие цифры, тогда регулятор нуждается в обязательной и немедленной замене.

Есть другой способ проверки работоспособности устройства. Для этого нужно достать датчик и подсоединить колодку. Пальцем нажимайте на иглу и наблюдайте за ее выдвижение. При выключении зажигания должен произойти толчок иглы.

В случае отсутствия толчка можно еще попробовать решить проблему методом простой чистки устройства. Воспользуйтесь универсальным и всемогущим средством под названием WD40. Смочите им тщательно весь механизм и, вооружившись ватными палочками, очистите все, до чего сможете добраться

Особое внимание при очищении уделяйте игле со штоком

Если эти меры не помогли, не остается ничего другого кроме как заменить РХХ.

Чтобы выполнить замен регулятора ХХ, профессионалом быть не обязательно. Сделав работу самостоятельно, вы получите полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.

Вся процедура должна выполняться в строгой последовательности, что позволит сделать все грамотно и качественно. Может даже лучше, нежели на станции технического обслуживания.

  1. Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно просто снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Короткие замыкания и удары током нам не нужны.
  2. Отключите колодку от датчика. В случае с инжекторным двигателем, установленным на ваш ВАЗ 2110, для отключения колодки достаточно просто нажать на пластиковый фиксатор.
  3. Отсоедините два винта. Причем лучше сначала откручивать левый крепежный элемент, а после него — правый винт.

Снятие устройства

  1. Это позволит добиться желаемого — снять регулятор холостого хода. Дальнейшие операции просты, как и все предыдущие мероприятия.
  2. Перед установкой нового датчика на его законное место, воспользуйтесь обычным моторным маслом, с помощью которого обрабатывается уплотнительное кольцо.
  3. Осмотрите состояние этого самого уплотнительного кольца. При длительной эксплуатации уплотнитель может деформироваться, покрыться трещинами. В этом случае лучше заменить его на новый.
  4. Далее наступает этап калибровки. Серьезных усилий прикладывать не придется, поскольку все основные задачи по калибровке возьмет на себя электронное реле.
  5. Включите на несколько минут зажигание, а затем выключите его.
  6. Если после проведенных операций и калибровки обороты перестали плавать, они не повышенные и стабильные, все вы сделали верно, и именно датчик ХХ был всему виной.

Как видите, РХХ — это достаточно важный элемент в системе автомобиля, за которым необходимо тщательно следить. Приятен тот факт, что в случае возникновения неприятностей с регулятором его всегда можно за считанные минуты заменить своими собственными руками.

Методика проверки датчика при помощи мультиметра

Самый надежный и распространенный способ проверить работоспособность датчика – воспользоваться мультиметром. Но для этого регулятор предварительно нужно снять. Обычно, он крепится несколькими винтами около датчика дросселя, но на некоторых автомобилях может быть закреплен специальным раствором или лаком.

Демонтировать РХХ с применением силы нельзя, поскольку существует большой риск повредить впускную систему. В подобном случае придется снимать весь дроссельный узел.

Для проверки электромотора необходимо замерять сопротивление обмоток. Контакты мультиметра нужно поочередно подключать на каждую из обмоток A и B, C и D. Если все работает исправно, то полученные данные попадут в диапазон 40–80 Ом.

Как заменить как поменять датчик холостого хода

Замена клапана холостого хода

Необходимые материалы:

  • Очиститель дроссельной заслонки
  • Плоскогубцы (при необходимости)
  • Запасной клапан холостого хода
  • Набор розеток и храповик

Как заменить клапан управления воздушным движением на холостом ходу 2

Шаг 1. Отсоедините аккумулятор . Отсоедините кабель аккумулятора от аккумулятора и отложите его в сторону.

Шаг 2. Найдите клапан. Расположение регулирующего клапана холостого хода будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет информация о точном местоположении. Клапан почти всегда будет находиться на впускном коллекторе.

Шаг 3. Отсоедините жгут проводов . Найдите жгут проводов, подключенный к клапану, и отсоедините электричество от клапана.

Там будет зажим или язычок для отключения, и может быть легче аккуратно удалить его с помощью плоскогубцев.

Шаг 4. Снимите старый клапан холостого хода . Снимите каждый из стопорных болтов клапана.

Теперь, когда болты и провода сняты, клапан должен просто сдвинуться с места.

Шаг 5. Очистите гнездо . Открыв гнездо клапана, используйте очиститель корпуса дроссельной заслонки, чтобы очистить участок, к которому будет прикреплен новый клапан. Это обеспечивает чистое уплотнение между клапаном и его седлом.

Шаг 6. Установите новый клапан . Сначала сравните старый клапан, который вы заменяете, с новым клапаном. Убедитесь, что клеммы электропроводки, схема удерживающих болтов и расположение сидений одинаковы.

Затем установите новый клапан на место и установите крепежные болты, затянув их рукой к седлу. Используйте свое гнездо и храповик, чтобы постепенно прижать их вниз один за другим.

Не перетягивайте болты, так как это может привести к утечке или неправильной работе системы.

Шаг 7. Переустановите жгут проводов . Присоедините жгут проводов к клапану. Убедитесь, что терминал выполняет правильное соединение и зажим полностью зацеплен для обеспечения этого соединения.

Шаг 8. Подключите аккумулятор . Присоедините отрицательный провод аккумулятора к аккумулятору. Затяните болт, чтобы вибрация двигателя не ослабла. Это восстановит питание автомобиля.

Шаг 9. Проверьте работу холостого хода . Запустите двигатель и соблюдайте скорость холостого хода. В зависимости от вашего конкретного автомобиля и температуры окружающего воздуха ваша скорость холостого хода должна оставаться стабильной между 550 об / мин (самое низкое, когда на улице жарко) и 1000 об / мин (при максимальных и более низких температурах).

Можете получить более детальнуюю информацию о замене РХХ в видео:

Важно
Наличие правильно работающего клапана управления холостым ходом будет иметь огромное значение для управляемости вашего автомобиля. Даже новички должны быть в состоянии заменить этот клапан.. Поделиться с друзьями:

Поделиться с друзьями:

Диагностика РХХ

В идеале диагностика регулятора должна производиться на стенде, который сможет воспроизвести импульсы бортового компьютера. На практике это дорого, используются бюджетные способы проверки. В любом случае алгоритм действий на начальном этапе одинаковый:

  1. затягивается ручной тормоз, под колеса устанавливаются противооткатные устройства – башмаки;
  2. отключайте клемму «-» от батареи АКБ;
  3. зная, где находятся датчики ДПДЗ и ДМРВ, определяется местонахождение РХХ;
  4. клапан отключается от бортового компьютера (вытаскивается штекер из разъема).

Демонтаж клапана

Дальнейшие шаги отличаются для разных методов проверки.

Проверка вручную

Простейшим методом, как проверить РХХ в электронной системе распределения впуска, является ручная диагностика (потребуется помощник):

  1. отсоединяется штекер РХХ из разъема;
  2. откручиваются два винта, прибор демонтируется;
  3. регулятор вновь подключается к ЭБУ, но остается в руках мастера;
  4. помощник заводит двигатель, шток в это время должен втянуться в катушки полностью, затем, получив импульс от компьютера, выдвинуться на некоторое расстояние.

Ручная проверка РХХ

Другими словами, проверяется работоспособность штока, владелец убеждается, что эта деталь не погнута, не заклинивает внутри клапана. Однако, это не дает 100% гарантий, что данная модификация РХХ полностью соответствует прошивке ЭБУ контроллера. Игла выдвигается, но на неизвестную величину. В первом случае проверяется разъем, во втором – штекер, маркировка имеется только на штекере.

При классическом варианте проверки «от простого к сложному» этот этап является начальным, дальше следует проверить целостность проводов и катушек, состояние байпасного канала, износ иглы. Только после указанных действий можно собрать самодельный стенд с импульсной подачей напряжения для комплексной диагностики РХХ.

Диагностика мультиметром

На этом этапе понадобится тестер РХХ проверяется этим прибором в двух режимах:

  • омметром – при замыкании щупами мультиметра контактов C – D и A – B сопротивление должно иметь значение 40 – 80 Ом, D – C и A – D равняться бесконечности;
  • вольтметром – при включении зажигания величина напряжения достигает 12 – 20 В.

proverka-testerom

Импульсная проверка на самодельном стенде

Поскольку стенд стоит 1 500 – 1800 рублей, а регулятор 300 – 500 рублей, покупка прибора экономически не выгодна рядовому пользователю. Простая схема без микрочипов приведена ниже:

  • в ней использована 6 В зарядка от любого мобильного устройства;
  • колодки штекеров имеются в свободной продаже;
  • вначале нужно отключить РХХ от бортового контроллера, затем проверяется ход штока;
  • яркое свечение лампы на схеме свидетельствует о неисправности самого штока;
  • если лампа горит в пол накала, узел считается исправным.

Схема приспособления для проверки РХХ

Использование чистящего средства позволит восстановить работоспособность штока, но только при засорах. Если эта деталь согнута, нужно заменить регулятор целиком.

Где находится датчик холостого хода

Месторасположения датчика может незначительно отличаться в зависимости от марки вашего автомобиля. Чтобы долго не расписывать, лучше всего для понимания того где стоит датчик холостого хода, лучше посмотреть на картинку ниже.

Признаки неисправности датчика холостого хода

Обычно плохой или неисправный клапан управления холостым ходом вызывает несколько симптомов, которые предупреждают водителя о потенциальной проблеме:

  1. Нерегулярная скорость холостого хода

Одним из наиболее распространенных симптомов, связанных с проблемным клапаном контроля холостого хода, является нерегулярная скорость холостого хода. Клапан управления подачей воздуха на холостом ходу запрограммирован на регулирование и поддержание постоянной скорости вращения двигателя на холостом ходу. Если клапан выходит из строя или имеет какие-либо проблемы, это может вызвать сброс скорости холостого хода. Это может привести к необычно высокой или низкой скорости холостого хода или, в некоторых случаях, к увеличению скорости холостого хода, которая постоянно поднимается и падает.

  1. Проверьте, загорается ли лампа двигателя

Другим признаком потенциальной проблемы с клапаном контроля холостого хода является загорающаяся контрольная лампа двигателя. Если модуль управления двигателем обнаружит проблему с цепью или сигналом клапана управления подачей воздуха на холостом ходу, он выключит контрольную лампу двигателя, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы. Индикатор «Check Engine» также может быть выключен из-за множества проблем, поэтому рекомендуется проверить компьютер автомобиля на наличие кодов неисправностей .

  1. Двигатель глохнет

Другим более серьезным признаком проблемы с клапаном управления холостым ходом является полная остановка двигателя. Если регулирующий клапан холостого хода полностью выходит из строя, он может оставить автомобиль, потому что, не будет источника воздуха для поддержания надлежащего холостого хода. Это может привести к остановке двигателя во время работы, а в некоторых случаях может привести к тому, что двигатель вообще не будет работать на холостом ходу и остановится при запуске.

Если в вашем автомобиле возникли какие-либо из перечисленных выше симптомов, или вы подозреваете, что у вашего клапана управления холостым ходом может быть проблема, лучше обратится к специалистам или проверьте сами, более детально о проверке рхх ниже.

Проверка датчика холостого хода

Совет
Если частота вращения двигателя слишком высокая, слишком низкая или слишком короткая, проблема может заключаться не в системе управления холостым ходом, а в утечке двигателя. Во-первых, проверьте ваш автомобиль на предмет утечек вакуума, чтобы исключить эту возможность.

Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ

Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:

  1. Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
  2. Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние.  Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.

Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.

Чистят РХХ очистителем типа WD-40.  При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.

Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:

  • информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
  • желтый цвет стикера на корпусе изделия;
  • темный наконечник запорной иглы;
  • тонкое уплотняющее кольцо.

Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector