Необходимые знания перед установкой люка на крышу автомобиля

Этапы установки

Ниже будет подробно рассказано как установить люк на крышу автомобиля. Эта инструкция носит общий характер. Если её чётко соблюдать, то успех всей затеи гарантирован.

  1. Закрываем салон плотной тканью, лучше всего подходит брезент. Таким образом получится защитить сидения и панель от грязи, пыли и прочих неприятностей.
  2. Делаем из картона шаблон по имеющемуся люку. Соблюдайте точность и проверьте готовое лекало. Оно должно точно совпадать по размерам с устанавливаемой деталью.
  3. С потолка демонтируются все элементы, которые могут помешать в дальнейшей работе. В первую очередь это касается элементов освещения и проводки. Изнутри прикладываем шаблон, определяемся с положением люка.
  4. Когда с местом определились и сомнений больше не возникает, шилом делаем сквозные проколы. Таким образом получится быстро, аккуратно и точно перенести размеры и положение люка.
  5. Оклеиваем периметр будущего отверстия широким малярным скотчем.
  6. Берём электрическую дрель, но никак не лобзик. От лобзика на кромке будут оставаться опилки, зазубрины и неровности. Это приведёт к порче лакокрасочного покрытия, которое восстановить будет проблематично.
  7. Подбираем сверло для работы и с его помощью делаем отверстие, чтобы в него пролезли ножницы и было удобно резать металл.
  8. Режем отверстие с предельной аккуратностью. Не нужно спешить, этот этап в работе является самым ответственным. Отрезанный кусок крыши не понадобится, потому его можно отложить в сторону.
  9. Край отверстия избавляется от неровностей путём использования напильника, проводится обезжиривание и покраска или обработка средством от коррозии.
  10. К крыше приклеивается войлочная изоляция. Её нужно отделить при помощи ножа или шпателя.
  11. При помощи сапожного ножа делаем прорезь в оббивке с потолка.
  12. Лонжерон пересекаем и извлекаем его половины. Прокладываем отрезок металлического листа, который будет защищать кромку отверстия.
  13. Отвёрткой счищаем проём по краю от клея и теплоизолирующего материала. По краю отверстия промазываем герметик.
  14. По верхней рамке люка проложен паз, который предназначается для шнура герметизации и уплотнения.
  15. Для закрепления люка используются винты и саморезы.

Вот так своими руками можно выполнить монтаж люка на автомобиль. Здесь нет ничего невозможного, но и просто тоже не будет. Зато какой результат вас ожидает! Люк — это серьёзный тюнинг, который преобразит автомобиль, сделает его заметным и стильным.

Для чего нужен люк

Люк в крыше автомобиля популярен и является объектом желания у многих автомобилистов. Так зачем же нужен люк в автомобиле, есть ли у него недостатки или имеются лишь преимущества? С этими вопросами стоит разобраться ещё до того, как будет принято решение о его установке.

Положительные стороны такого элемента авто выглядят следующим образом:

  • дополнительное освещение в салоне;
  • улучшение качества вентиляции, в некоторых случаях даже до 70%, за счёт появления дополнительных направлений для потоков воздуха;
  • меньший уровень шума в салоне наблюдается при открытом люке, чем при опущенных окнах;
  • низкое количество пыли и выхлопных газов попадает через люк, а через окна в разы больше;
  • экономия на установке кондиционера.

Рядом с плюсами стоят и недостатки люка в машине, которые нужно внимательно изучить:

  • повышение травмоопасности при ДТП, которое сопровождается переворотом авто, в этом случае люк оказывается вдавленным в салон, что может привести к травмированию пассажиров;
  • демонтаж является более сложным и дорогим процессом, чем установка, придётся заваривать отверстие или менять всю крышу;
  • через большие стеклянные люки (панорамные) салон сильно нагревается на солнце невзирая на тонировку и шторку;
  • во время морозов может присутствовать треск, который возникает из-за образования льдинок из растаявшего снега;
  • при износе деталей в салон может затекать вода, потому требуется периодическое обслуживание и замена уплотнителей;
  • поломка люка с электроуправлением оставит его заблокированным в одном положении, закрыть/открыть ручным способом не получится, придётся выполнять ремонт или замену механизма;
  • пыль от дороги негативно сказывается на работе электрической системы, потому такие механизмы считаются деликатными и капризными.

Тщательно требуется взвешивать все моменты и только после этого принимать взвешенное решение. Люк в автомобиле — это не только красиво и удобно, но и хлопотно. Не получится установить его и забыть, придётся заниматься периодическим обслуживанием.

Пошаговая установка люка в ВАЗ своими руками

Перед началом установки люка на автомобиль ВАЗ 2109 необходимо подготовить все нужные инструменты. Нам понадобится:

  • Нож;
  • Лобзик или ножницы по металлу;
  • Электродрель;
  • Набор отверток или шуруповерт;
  • Краска, лучше использовать тюбики;
  • Герметик-паста.

Поскольку мы планируем сэкономить, устанавливая механизм самостоятельно, то можно также удешевить процесс, купив отечественный недорогой люк.

  1. Для начала необходимо создать шаблон, по контуру которого и будет вырезаться отверстие. Для этого подойдет плотный лист бумаги или гофрированный картон.
  2. После этого вырезаем в шаблоне отверстие и кладем на крышу нашего ВАЗ. Границу шаблона наносим на крыше. Для улучшения проветривания, советуем смещать все устройство немного назад.
  3. Дрелью в углу размеченной рамки делаем отверстие под полотно лобзика. Затем прорезаем отверстие. Следует помнить, что лобзик может повредить лакокрасочное покрытие, поэтому при работе с ним используйте шаблон. Либо применяйте ножницы по металлу.
  4. Обрабатываем края напильником, можно наждачной бумагой или шлифмашиной.
  5. Далее необходимо, прижать обивку к крыше и аккуратно, острым ножом, вырезать в ней отверстие.
  6. Затем красим края кузовного металла возле среза, что бы защитить кузов от коррозии.
  7. По периметру отверстия в крыше, а также вдоль всего люка, на линии соприкосновения, необходимо нанести герметик. Затем устанавливаете люк и стягиваете его саморезами. Герметик должен подсохнуть, а люк желательно не использовать, по крайней мере, сутки.

Напоследок отметим, для автомобилей ВАЗ подходят только определенные модели люков. Иначе они не подойдут в пазы, а уплотнитель окажется либо слишком узкий, либо наоборот, чрезмерно широкий.

Разновидности по материалу изготовления

Канализационные люки изготавливают из следующих материалов:

  • чугун серый;
  • высокопрочный чугун, который по номинальной нагрузке в 4 – 5 раз выше серого;
  • полимерпесчаная смесь;
  • пластик;
  • композиты;
  • прочная резина;
  • железобетон или бетон.

Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки.

Чугунные изделия

Чугунное колодезное перекрытие

Серый чугун – это сплав железа с углеродом. Характеризуется малой усадкой, то есть не сжимается и не расширяется под действием температур. Широко применяется в промышленности, так как стоимость его производства относительно невелика, а по характеристикам не уступает более дорогим сплавам и металлам.

Преимущества при эксплуатации чугунных люков:

  • долговечность;
  • выдерживание больших нагрузок;
  • устойчивость к резким перепадам температур.

Недостатком является большой вес изделий, а также возможность появления искры, что в некоторых сферах недопустимо. Например – при установке на газовой магистрали может произойти взрыв. Чугунные изделия часто становятся объектами хищения, поэтому требуется дополнительная защита от вскрытия замков.

Пластиковые люки

Полимерная крышка для канализационного колодца

Одним из преимуществ пластиковых канализационных люков является их низкая стоимость, так как они могут изготавливаться из вторичного сырья. С каждым годом промышленность предлагает все более прочные модели, которые не уступают металлическим.

Пластику можно придать любой цвет, добавив пигмент на этапе плавления. Особенно популярны пластиковые модели в частных септиках и ливневых канализациях. Устанавливают полимерные люки в пешеходных зонах без опасения, что они могут быть похищены – пластик не представляет ценности для грабителей.

Синтетические материалы не подвержены воздействию температур и не выгорают под действием ультрафиолета. Внешний вид участка сохранится длительное время. Если не превышать нагрузки, то пластик прослужит долго.

Единственный недостаток – такие материалы не подходят для автомагистралей с большим движением, так как быстро разрушаются.

Полимерпесчаная смесь

Полимерпесчаное перекрытие

Представляет собой сочетание песка – 70% и пластиковых отходов – 30%. Качество готовой смеси зависит от чистоты сырья – отсутствия в ней технических масел. После измельчения и плавления компонентов из смеси можно отлить изделие любой формы. После застывания приобретает следующие характеристики:

  • не подвержена воздействию агрессивных жидкостей, поэтому может использоваться в колодцах с бытовыми и промышленными отходами;
  • устойчива к низким и высоким температурам;
  • мало весит;
  • не вызывает искру, поэтому изделие безопасно.

Люки не представляют материальной ценности по сравнению с чугуном или железом.

Люки из композитного материала

Композитный люк канализации

Пользуется популярностью композитный материал премикс. Производство основано на применении наноматериалов, которые позволяют хорошо смешивать компоненты в составе композита.

Премикс содержит:

  • стекловолокно;
  • кальцит;
  • полиэфирные смолы;
  • другие добавки.

Материал получают методом нагревания до 100 градусов, после чего отливают из него изделия нужной формы. Люки из композита выдерживают нагрузки до 40 тонн, имеют легкий вес и отличные показатели долговечности. Не представляют ценности для грабителей, поэтому служат дольше.

Цена композитного канализационного люка достаточно высокая – это единственный недостаток.

Резиновые канализационные люки

Резиновый канализационный люк

Чугунные конструкции вполне можно заменить высокопрочной армированной резиной. Такой материал не ржавеет, не трескается. Специально подготовленная резина устойчива к высоким и низким температурам, агрессивным жидкостям.

Для качественной установки необходимо подготовить основание – залить его бетоном. Крышка монтируется на один уровень с асфальтом или грунтом.

Бетон и железобетон

Железобетонное перекрытие для колодца

Для изготовления бетонных и железобетонных люков применяется качественный цемент – устойчивый к влаге и механическим нагрузкам. Применяется в сочетании с бетонными кольцами: после установки верхней плиты с отверстием для люка. Для удобства в бетон заливаются металлические ручки.

Преимущество:

  • низкая стоимость;
  • вес – поднять тяжелую плиту детям или подросткам практически невозможно;
  • долговечность.

Недостатки кроются во внешнем виде изделия – придать определенный цвет бетону не получится из-за плохой адгезии с красящими веществами.

Монтаж трапов и ступенек для кровли

Какой бы не применялся выход на крышу, лучше, если он будет обустраиваться дополнительными кровельными ступеньками и трапами. При этом стоит следить, чтобы они были рифлеными или перфорированными. Такие специальные приспособления сделают перемещение по покатом основании кровли более легким и безопасным. Стоит отметить, что чем круче конструкция скатов, тема ступеньки трапов должны размещаться чаще. Чтобы изготовить ступени, берут полосовую сталь толщиной 4 мм и шириной 40 мм.

Учтите, что монтаж кровельных трапов даст возможность защитить кровельный материал от механических повреждений, которые довольно часто возникают в процессе обслуживания дымарей и иных элементов, имеющихся на поверхности кровли.

Стандартные стальные трапы имеют ширину в 250 мм, а их длина может находиться в пределах от 40 до 300 см. Трапы большой длины фиксируют по всей длине конька. Трапы из дерева делают из брусков с сечением, равным или превышающим 4 см.

Возведение крыш с выходом на кровлю может сопровождаться большим количеством трудностей и нюансов, с которыми порой по силам справиться только опытным специалистам, которые в полной мере владеют всеми тонкостями кровельного мастерства. Если хозяин обратиться за помощью в специализированные фирмы, то в таком случае он может рассчитывать на то, что все технологии в процессе возведения работ будут учтены, благодаря чему готовая конструкция будет максимально качественной и долговечной.

Процесс интеграции

Установка люка потребует немалых усилий. Поэтому прежде чем приступить, нужно все тщательно продумать либо доверить интеграцию в умелые руки, дабы не навредить кузову. Но если уверены в своих силах и знаниях, то установка люка должна пройти успешно. Итак, вооружаемся нужными инструментами, собираем всю свою волю в кулак и приступаем к следующему этапу.

Начало работы

Начальный этап требует разметки потенциального участка, в пределах которого будет происходить интеграция люка на автомобиль. Для реализации задуманного вырезаем картонный шаблон самого люка. Производим демонтаж салонного оборудования и оснащения, которое способно воспрепятствовать работе: плафон освещения, отделка потолка, проводка и прочее. Посредством дрели просверливаем отверстие, которое должно быть в пределах размеченного контура разметки – оно предназначается для облегчения процесса вставки ножа электрического лобзика. Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия кузова, и крыши – в частности, рекомендовано покрыть фрагменты кузова, плотной материей и прочно ее зафиксировать (картон прикрепить скотчем например). Но это все – за пределами размеченной под люк зоны.

Непосредственно сама интеграция

Вырезание панорамной щели требует предельного внимания и аккуратности. После завершения данной процедуры возникает необходимость в обработке краев при помощи напильника. Подробнее:

берем острый нож и вырезаем отверстие в материале отделки крыши. Здесь вам потребуется помощник, который будет находиться внутри автомобиля и придерживать вырезаемый фрагмент, по возможности его фиксируя;

  • обрабатываем края получившейся панорамной щели антикоррозионным средством с целью предотвращения потенциального образования ржавчины;
  • установка люка после предварительного нанесения силиконового герметика на его края;
  • проверка всех возможных положений;
  • фиксация установленной конструкции при помощи саморезов, при условии правильной работы конструкции. Сначала надо затянуть длинные винты, после – те, которые покороче. Заключают процесс фиксации угловые крепления;
  • дополнительно (в случае люка на электроприводе) : выбор места и протяжка проводки.

Стоит ли игра свеч?

Установка люка на крышу автомобиля, как показывает практика – занятие весьма непростое. Поэтому, если задумались о приобретении люка для своего автомобиля, то заранее рассчитайте свои силы и возможности. Самостоятельная интеграция, конечно же, сэкономит деньги. Однако, чтобы избежать всевозможных рисков, лучше довериться профессионалам.

Какой люк купить?

При выборе данного аксессуара необходимо определиться с его предназначением и придерживаться определенных критериев. Сперва надо продумать вариант конструкции. Существуют сдвижная конструкция, которая работает путем приподнимания/опускания и сдвигания параллельно крыше. Сдвижной тип хорошо сочетается с багажным отделением, которое располагается на крыше, и потому является отличным вариантом для любителей выбраться на природу при полном снаряжении. Стабильным спросом пользуется подъемный тип люка. Он, в отличие от сдвижного, предотвращает возникновение воздушных завихрений в салонном пространстве. Интеграция конструкции возможна на любой автомобиль, однако существуют ограничения под разновидность люка. Следующее, чем руководствуются при выборе панорамной конструкции – это тип приводного механизма. Существует как механический, так и автоматизированный привод поднятия-опускания стекла. «Механика» стоит ощутимо дешевле, зато электропривод избавляет от неудобных манипуляций рукой. Безусловно, сервопривод очень удобен, особенно во время движения. Дальнейший шаг заключается в выборе непосредственно самого люка, который должен сочетаться с вашей машиной. Самостоятельный выбор подчас бывает нелегким, поэтому имеет смысл прибегнуть к помощи более опытных специалистов.

Зачем нужна установка люка?

Установка люков на автомобиль представляет собой в первую очередь эффективный способ борьбы с духотой в салоне. По скорости проветривания они существенно превышает открытые окна. Кроме того, если сравнивать с окнами, люки приятно отличаются тем, что через них в салон попадает существенно меньше пыли, они не создают таких сильных сквозняков. Монтаж люков особенно актуален, когда в машине нет кондиционера, но даже если есть – они отлично дополнят друг друга.

Установить люк – это значит обеспечить в своем автомобиле хорошую вентиляцию и естественное освещения, создать ощущение простора и избавиться от проблемы запотевших окон. Люк хорошо вписывается в аэродинамический профиль автомобиля и позволяет оптимально распределить аэродинамические потоки в салоне. Как видите, причин установить люк, если его до сих пор нет, заказать замену или ремонт люка в случае, если старый утратил функциональность, вполне достаточно.

Какие бывают люки

Обычно люками закрывают колодцы, размещенные в местах изменения направления, разветвления и перепада по высоте трубопроводных магистралей — в этих точках трубы сваривают или спаивают. Поэтому данные участки обладают пониженной герметичностью и прочностью — следовательно, нуждаются в защите от вредного воздействия грунта, влаги, а также в периодическом осмотре. В зависимости от материалов изготовления, смотровые люки разделяют на следующие группы:

Чугунные. Традиционные люки из толстого и прочного металла со сроком службы до 80 лет, недостатками которых являются высокая стоимость и соответственно повышенный риск кражи «копейки». На изготовленные в заводских условиях люки из чугуна распространяется ГОСТ 3634-99, разделяющий изделия на несколько категорий по массе, наружному диаметру крышки и обечайки (кольца), глубине установки и выдерживаемым нагрузкам. Стандартный диаметр лаза всех изделий составляет 550 мм, масса колеблется от 45 до 150 кг, номинальная нагрузка самого прочного люка достигает 6000 кг (600 кН).

Помимо стандартной конструкции, люки из чугуна выпускают в следующих модификациях (цифровой порядок соответствует числу в их обозначении):

1 — общего предназначения;

2 — с запирающим замком;

3 — с выемкой в крышке для наполнения цементным или бетонным составом;

4 — с конструкцией крышки для поднимания специальными грузоподъемниками;

5 — с укрепленным анкерами или отливами корпусом;

6 — с двухсоставной крышкой;

7 — с крышкой на шарнирах;

8 — имеющие прямоугольный (квадратный) лаз.

Рис. 3 Маркировка и параметры люков из чугуна по ГОСТ 3634-99

Пластиковые. Как и во всех областях изготовления стройматериалов и комплектующих, индивидуальное малое производство и коммерческие фирмы всегда опережают неповоротливый государственный сектор, поэтому на строительном рынке представлены канализационные пластиковые люки разнообразного конструктивного исполнения, формы, цветов. Так как изделия на рынке являются относительно новыми, специальный ГОСТ для них не разработан, каждый производитель поставляет свою продукцию с индивидуальными диаметрами лаза, толщины и веса изделия. Типовые канализационные люки, изготовленные только из пластика, дороги, обладают низкой прочностью и практически не встречаются на рынке, из пластмассы делают только маленькие смотровые лючки ограниченного использования или отдельные крышки.

Рис. 4 Производство полимерно-песчаных люков – основные этапы

Полимерно-песчаные (ППЛ). Для изготовления легких и прочных люков из синтетических материалов используют технологию, состоящую в смешивании 3 основных элементов: полимеров (30%), мелкодисперсного песка (69%) и красителя на основе оксида железа (1%). Процесс изготовления состоит из следующих основных этапов:

  • Закупленное вторсырье в виде полимерных отходов из пластиковых бутылок, пленки, дробится и очищается, после чего смешивается с просеянным песком и пигментом определенной окраски, основные цвета: черный, серый, коричневый, красный и зеленый.
  • После помещения сырья в плавильно-нагревательный агрегат (АПН) с тремя зонами нагрева от 50 до 450 °С, на выходе получают готовую к формовке структуру сырья, в которой каждая частица песка покрыта полимером.
  • Горячую массу взвешивают и погружают в пресс-форму, далее сжимают прессом с номинальным усилием около 150 тонн в течение 2 минут и затем охлаждают, после чего изделие готово к эксплуатации.

Для увеличения прочности крышки и кольца в процессе изготовления армируют, после чего полимерпесчаные люки способны выдержать нагрузки до 30 тонн.

Рис. 5 Размеры чугунных люков типа Л и Т по ГОСТ 3634-89

Основное назначение: плюсы и минусы

Главным предназначением люка является обновление воздуха посредством вентиляции. В жаркую летнюю пору это создает дополнительное преимущество автомобиля. Машина не так сильно прогревается за счет постоянного притока воздуха. Также через такую конструкцию в салон попадает меньшее количество пыли, чем при открытии окон.

Помимо вентиляции в плюсы включают улучшение обзора, возможность вдохновляться красотами окружающей среды. Пассажиры могут путешествовать с комфортом, эстетически наслаждаться.

Преимущества перекрываются недостатками конструкции. Установка люка рискует стать опасностью при ДТП. Крышка оборудования может прогнуться в салон, расколоться на осколки, тем самым травмировать находящихся в автомобиле людей. Если используется мягкий складной люк, то такая крыша практически исчезает при ДТП. Что в целом влияет на безопасность.

В случае использования складного люка нарушается жесткость крыши. Но большинство моделей не подвержены данному недостатку. В жестких установках существует надежная рама, поддерживающая конструкцию.

Выявлены также неисправности транспортных люков:

  • Протекания.
  • Заедания механизма.
  • Посторонний шум из-за нарушения устойчивости конструкции.

Все перечисленные недостатки связаны с различными нарушениями в механизме люка. При потере герметичности, образуется концентрат, который попадает в салон и создает неприятности пассажирам. Всевозможные заедания присущи всем механизмам, особенно опасны в электрических люках, которые не закрыть вручную.

Неприятные ощущения может подарить дождь и сетчатый люк. Также существует риск протекания жидкости в салон.

Этапы установки

Перед монтажом люка необходимо проконсультироваться с мастером, ибо если вы неправильно подберете модель, и вырежете отверстие в крыше, то это необратимый процесс и восстановлению не подлежит.

Установка на машину состоит из нескольких этапов:

  • разметка участка, на который установится люк, лучше произвести с помощью лекала. Незыблемое правило — делать отступ от лобового стекла на 20 см. Размечают шилом по шаблону, оставляя отверстия в поверхности;
  • демонтаж потолочного оборудования в салоне;
  • вырезание по краям отверстия с помощью электролобзика;
  • зачистка заусениц и удаление зазубрин;
  • обрезка внутри обшивки ковровым резаком. Внутренний проем сделать больше наружного, чтобы часть рамы прижималась к металлу;
  • приклеивание резиновой прокладки;
  • нанесение силиконового герметика на крышу во избежание попадания влаги в салон;
  • нанесение клея силиконового на края отверстия;
  • крепление люка с помощью саморезов. Начинают с длинных винтов и заканчивают угловыми винтами. Перед окончательным затягиванием болтов убедитесь в нормальном функционировании механизма;
  • монтаж электропроводки в случае необходимости установки электропривода.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector