Гост 33025-2014 дороги автомобильные общего пользования. полосы шумовые. технические условия (переиздание)
Содержание:
- Разновидности и классификация полос
- Шумовую разметку используют на дорогах уже полвека. Продольная помогает будить задремавших на трассе, когда машина уходит на обочину, поперечная позволяет встряхнуть водителя перед опасным участком.
- 4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
- Встряска от ДТП
- Развитие технологии
- Минусы виброполосы
- Общие сведения о шумовой полосе
- Зачем нужны шумовые полосы и где они используются
- Предъявляемые требования
- Техника для нанесения разметки
- Шумный вопрос. Жители в суде борются с неправильно установленными дорожными полосами, мешающими им спать.
- На страже безопасности
- Преимущества шумовой разметки
- Требования к шумовым полосам на дорогах
- Шум или жизнь
Разновидности и классификация полос
Шумовые полосы классифицируют в зависимости от их расположения на дорожном полотне. В итоге выделяют 4 основных типа разметки.
- Поперечная. Такие шумовые полосы монтируются на автодорогах в поперечном направлении относительно покрытия. Над самой дорогой они возвышаются на 5-10 миллиметров. Все края на поперечных полосах обязаны иметь уклон, направленный в сторону движения автотранспортных средств.
- Продольная. Также широкое распространение получило применение продольных шумовых полос, которые устанавливаются уже вдоль краевое или же разделительной разметки на дорожном полотне. Такие конструкции актуальны в ситуациях, когда ширина автодороги превышает 7 метров.
- Краевая. Эта шумовая полоса устанавливается на укрепительных краевых полосах дорожных обочин. Подобные решения служат для предупреждения водителя о том, что он совершает съезд на обочину, смещаясь с полосы движения. За счёт заблаговременного предупреждения в виде вибраций и шума от разметки удаётся избежать случайных съездов с дороги.
- Осевая. Наносится на центральные разделительные полосы по оси автомобильной дороги. Это необходимо, чтобы предупредить водителя о выезде на полосу встречного движения.
Есть и другая классификация, в которой отталкиваются от материалов изготовления специальных шумовых полос и технологии их организации.
В России применяется 4 варианта материалов и технологий.
- Холодный пластик и термопластик. Полосы представляют собой блок, который состоит из 5 или из 4 элементов. Их ширина составляет 10 или 15 сантиметров соответственно. Между блоками находятся одинаковые промежутки. Для изготовления полос применяется высокопрочный термопластик. Дополнительно материал зачастую окрашивается жёлтыми или красными цветами. Это создаёт дополнительный визуальный эффект, делая ограничители более заметными для водителей.
- Противоскользящие материалы. В этом случае шумовая полоса представлена в виде сплошного блока шириной 5 сантиметров, промежуток в котором не предусмотрено. Материал обладает противоскользящим эффектом, окрашивается в яркие и заметные цвета.
- Метод фрезерования. В этой ситуации фрезеруется само асфальтовое покрытие. Процедура выполняется с помощью самоходных или навесных дорожных фрез. При продольной разметке делают углубления на 10-20 мм., длина каждого из которых варьируется в пределах от 10 до 20 сантиметров, а ширина от 20 до 40 см. Интервал между ними должен составлять минимум 2 длины одного элемента, но не превышать 120 см. Прежде чем проводить фрезерование дорожного покрытия, следует убедиться, что его толщина превышает ту глубину, на которую будут делаться углубления.
- Метод установки скоб. Металлические скобы в основном монтируются при организации продольной шумовой разметки на автодорожном покрытии, выполненном из цементобетонных материалов.
Следует обратить внимание на один нюанс. Если метод фрезерования позволяет создать продольные и поперечные шумовые полосы, то холодный пластик, термопластик и материал противоскольжения пригодны исключительно для поперечных шумовых элементов на дорогах
Когда дорожные выступы имеют большую высоту, шумовая полоса заменяется на структурную дорожную разметку. При этом её функции и задачи остаются аналогичными. Структурную разметку делают на основе термопластика или холодных полимеров. Нанесение осуществляется не сплошным слоем, а отдельными фрагментами. Внешне это напоминает крупные застывшие капли.
Шумовую разметку используют на дорогах уже полвека. Продольная помогает будить задремавших на трассе, когда машина уходит на обочину, поперечная позволяет встряхнуть водителя перед опасным участком.
На многих российских дорогах шумовые полосы стали аналогом лежачих полицейских, хотя ГОСТом это не предусмотрено. Жалея подвеску, водители их объезжают по обочине и даже по встречной.
Майк Миханзон, водитель: «Положили нечто, не похожее ни на лежачие полицейские, ни на какие-то шумовые полосы. В поперечнике они выглядят как прямоугольники достаточно высокие, которые очень бьют по подвеске».
В соседней Белоруссии шумовую разметку часто наносят перед въездом в населенные пункты. В России их щедро укладывают и в городах, вызывая возмущение жителей окрестных домов.
Городская улица, 3 блока шумовых полос. Первый за 67 метров до перехода, второй через 30 метров, следующий еще через 20. От него до зебры 17 метров. После первого предупреждения никто не сбрасывает скорость подумаешь, тряхануло. После второго водитель уже начинает искать опасность, видит впереди переход.
Программа «Главная дорога» решила сравнить тормозной путь на чистом асфальте и шумовых полосах, на сухом и мокром покрытии. Автомобили взяли разные премиум-сегмент, современный бюджетный и 15-летнюю малолитражку. Машины на летних шинах, проверены и исправны.
При скорости 60 километров в час до полной остановки на сухом асфальте без разметки быстрее всех затормозил автомобиль бизнес-класса, длина тормозного пути 9 метров. Самый длинный тормозной путь оказался у подержанной малолитражки. Чтобы не сбить внезапного пешехода, нужно иметь запас минимум 17 метров.
Шумовые полосы сделаны из термопластика, сами по себе скользкие. Первую и вторую можно проехать, они сработали как предупреждение, а после тормоз в пол. На шумовых полосах тормозной путь премиум-седана стал длиннее на 3 метра, у бюджетной малолитражки всего на 10 сантиметров, а машина без АБС укатилась на 2 метра дальше. И это на скорости 60 километров в час, а в городе все давно летают под 80.
На неровностях подпрыгнувшее колесо блокируется раньше, чем при торможении на ровной дороге. Блок управления АБС подает команду ослабить усилие на колодках. Когда колесо приземляется, сцепление с дорогой восстанавливается, но сила торможения уже не так эффективна.
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний ФГУП НАМИ: «Современный автомобиль, современные алгоритмы АБС, безусловно, учитывают такие нюансы. Но, тем не менее, мы в своей практике точно так же наблюдали удлинение тормозного пути за счет того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта, соответственно, АБС начинает работать совершенно по другим алгоритмам. В нашей практике удлинение составляет от 15 до 25% для любого автомобиля».
На мокром асфальте тормозной путь всегда больше. Коэффициент сцепления шин с покрытием ниже почти в два раза. Тормозной путь автомобилей на ровном мокром асфальте вырос разброс от 1 до 4,5 метра. У машины без АБС увеличился на треть 21 метр.
На мокрой разметке поведение автомобилей обескуражило. Премиум-седан остановился быстрее, чем на сухом покрытии, а современная бюджетная машина и вовсе показал тормозной путь меньше, чем на ровном сухом асфальте. И лишь старая малолитражка сюрприза не преподнесла у нее самый длинный тормозной путь, он завершился на зебре.
Денис Загарин: Расстояние от таких полос до пешеходного перехода строго регламентировано, и это делается не зря. Оно рассчитано под городские скорости движения. Или в загородном режиме они несколько другие, расстояние удлиняется, чтобы все-таки торможение происходило не на разметке и асфальте, а исключительно на однородной поверхности, в данном случае это асфальтобетон.
Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны, прозевавшему внезапного пешехода водителю остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален.
Если шумовые полосы это предупреждение, то хотелось бы получать его раньше, а чтобы эта разметка была безопасна, от нее до зебры должно быть хотя бы метров 20 ровного асфальта для экстренного торможения, но в любом случае смотреть нужно в оба.
Новости СМИ2
4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость, км/ч |
Наибольший продольный уклон, ‰ |
Наименьшее расстояние видимости, м |
|
для остановки |
встречного автомобиля |
||
140 |
30 |
275 |
— |
120 |
40 |
250 |
450 |
100 |
50 |
200 |
350 |
80 |
60 |
150 |
250 |
60 |
70 |
85 |
170 |
50 |
80 |
75 |
130 |
40 |
90 |
55 |
110 |
30 |
100 |
45 |
90 |
Примечания1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части. 2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля. |
4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами
Рельеф местности |
Продольный уклон, ‰ |
|||||
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
|
Предельная длина участка с затяжным уклоном, м |
||||||
Равнинный и слабохолмистый |
600 |
400 |
300 |
250 |
200 |
150 |
Сильно пересеченный |
1500 |
1200 |
700 |
500 |
400 |
350 |
4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.
Встряска от ДТП
Шумовая полоса представляет собой особый вид разметки, нанесенной на асфальтовое покрытие с помощью фрезеровочного оборудования. В процессе фрезеровки в асфальте вырезается ряд горизонтально расположенных неглубоких выемок, при наезде на которые автомобиль ощутимо потряхивает. При создании шумовой разметки соблюдается ряд требований: глубина выемок на асфальте не должна превышать толщину его верхнего слоя, а при создании шумовых полос на бетоне они не должны проходить по швам покрытия.
Шумовые полосы могут наноситься как по кромке дороги (сразу за краевой линией разметки), так и в качестве разделительной линии между полосами двух- или четырехполосной магистрали. Усиленная “шумовкой” краевая линия обеспечивает повышенную безопасность для пешеходов, велосипедистов и припаркованных на обочине машин, а шумовой разделитель между полосами значительно снижает количество “лобовых столкновений”, в большинстве случаев приводящих к человеческим жертвам.
Местом нанесения шумовой разметки становятся также участки дороги, на которых водителям следует проявлять повышенное внимание – перекрестки, зоны около школ, больниц и детских садов, сложные развязки. Несмотря на низкую плотность движения в густонаселенных районах, медленная и монотонная езда зачастую приводит к тому, что концентрация внимания водителя снижается
Принцип работы “шумовок” прост – перед зоной повышенной опасности дорожное полотно пересекают 4-5 выемок, “предупреждающих” водителя с помощью вибрации о необходимости сбросить скорость и проявлять бдительность.
Развитие технологии
Раньше в столице была практика использования шумовых полос. Они устанавливались на самые аварийные участки. Качество разметки того времени было ещё экспериментальным, поэтому автомобиль очень плохо вёл себя при поездке. К тому же возникал сильный шум от того, что водители не желали сбрасывать скорость и пересекали препятствие на полном ходу. В результате было решено демонтировать контроль движения.
Особого внимания у дорожных служб заслуживали загородные дороги. При длительных поездках, особенно в ночное время, водитель может сильно устать, отчего его может даже клонить в сон. Автомобилист теряет управление и может попасть в аварию. Поскольку он съезжает с дороги, было решено установить в этих зонах шумовые полосы. Когда автомобиль наедет на них, создастся сильная вибрация, которая приведёт его в чувство.
Такая технология также влияет на остальных участников дорожного движения, ведь водители смогут увидеть проблемы с управлением своего «коллеги» и услышать звук от проезда по ребристой поверхности. Отличительной чертой шумовых полос является их видимость, которая сохраняется при любой погоде. К тому же они отбивают свет фар, отчего хорошо заметны в ночное время.
Явная выгода и значимые недостатки
По данным статистики, установка «лежачего полицейского» обходится городу как минимум в 200 тыс. рублей. Это существенные деньги, что не всегда по карману большим городам. Особенно стоит учесть большой километраж городских дорог, что создаст финансовую нагрузку на бюджет. Иное дело, что касается шумовых полос, которые при всей установке обходятся в два раза дешевле. Даже если придерживаться ГОСТ, цена всё равно будет меньше.
Использование же шумовых полос менее эффективно в больших городских массивах. В час пик движется огромное количество машин, которые нередко попадают в пробки. Такое движение способно и в обычных условиях стать причиной столкновения водителей, а при наезде на шумовую разметку тем более. Не все машины способны одинаково реагировать на преграду, некоторые из них могут не снизить скорость, а начать вилять, создавая опасность для других людей.
Технические моменты
Аналогичная ситуация наблюдается и на скоростных трассах
Там также важно обеспечить контроль движения, ведь автомобилисты чувствуют большую свободу в движении. Однако, попадая на ограничитель скорости, многие могут резко остановить движение прямо на пути, создав серьёзную опасность возникновения ДТП
На таких дорожных участках шумовая разметка устанавливается только по краям пути движения.
Также особого внимания заслуживает влияние таких вибраций на детали транспортного средства. При частом воздействии они могут навредить узлам или даже поломать управляющую рейку. Из-за этого не только придётся чаще ремонтировать свою машину, но она может выйти из строя прямо после прохождения такого ограничителя.
Использование шумовой разметки для уменьшения скорости движения имеет двоякий характер. Да, это позволяет снизить скорость и предотвратить возможность возникновения ДТП, но автомобиль может получить существенный вред от таких вибраций. Также стоит учесть, что на такие меры требуется активное финансирование, что уже само по себе вызывает трудности.
Шумовая полоса эффективна на загородных дорогах, так как водитель может уснуть и вибрации его разбудят. Вместе с тем они создают большие неудобства в большом городе. Водителю нужно вдвойне следить за состоянием своей машины, ведь она может повредиться через проезд по такому ограничителю.
Минусы виброполосы
Позиция дорожных служб и властей очевидна. Оснащение дорог «шумовками» не требует огромных затрат и снижает аварийность. Но многих горожан и даже водителей такое благоустройство территорий не вполне устраивает.
Основным доводом противников шумовых разметок является высокий уровень шума и вибрации, который получается от соприкосновения колес автомобилей с поверхностью виброполосы. Жители близлежащих территорий, где нанесены такие разметки, часто жалуются не только на шум. На многих домах из-за постоянных вибрационных волн стали появляться трещины.
Более того, если обычная легковушка при виде разметки тормозит, то какой-нибудь внедорожник проскакивает «шумовку», даже ее не заметив. При этом вибраций он создает намного больше, чем легковой автомобиль.
Так, на Коломяжском проспекте Санкт-Петербурга, после проведения исследований эксперты Роспотребнадзора выявили превышение нормы шума на 30%. Поводом для проверки послужили многочисленные жалобы местных жителей. Власти пообещали убрать шумовые разметки на этом перекрестке.
Видео о нанесении шумовых полос на пешеходных переходах в Москве:
Будьте внимательны и осторожны за рулем!
В статье использовано изображение с сайта новые-печатники.рф
Общие сведения о шумовой полосе
Известный факт, что безопасность дорожного движения в РФ находится в не идеальном состоянии. Качество большинства дорог неудовлетворительное, а многие водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Это приводит к частым авариям, поэтому было принято решение решить проблему путем установки на городских и загородных дорогах шумовых разметок.
Согласно данным статистики, каждый «лежачий полицейский» обходится в 200 000 рублей. Это большие деньги даже для крупных городов России. Городские автодороги отличаются большим километражем, поэтому установка «лежачих полицейских» может создать значительную финансовую нагрузку на местный бюджет. Не менее эффективные шумовые полосы обойдутся в 2 раза дешевле.
Разметки — средство для организации автодорожного движения в виде искусственной неровности — возвышенности или выемки. Это чередующиеся поперечные полосы, расположенные на поверхности автодорожного покрытия и вызывающие вибрацию подвески транспорта и увеличение шума колес. Они предупреждают водителя о том, что впереди находится съезд с полосы движения или опасный участок дороги.
Зачем нужны шумовые полосы и где они используются
Учитывая постепенное внедрение такого решения, автомобилисты не до конца понимают, зачем подобные шумовые полосы нужны на внутригородских дорогах и особенно на трассах.
Разметка, способствующая возникновению шумового эффекта при проезде по ней, считается действенным решением, направленным на повышение уровня безопасности движения. Подобную практику широко используют во многих странах мира.
Важной отличительной особенностью шумовой разметки в сравнении с лежачим полицейским является тот факт, что последний способен существенно навредить подвеске транспортного средства. Особенно подвеска машины страдает, когда водитель случайно или преднамеренно не сбросил скорость, и проехал через препятствие
А полосы лишь создают небольшие вибрации, что на состоянии самого транспортного средства никак не сказывается.
Принято считать, что шумовые полосы применяются исключительно перед пешеходным переходом. Но это лишь одна из областей их применения. Их широко используют на всех участках, которые считаются опасными и характеризуются повышенной интенсивностью движения. Ещё шумовые разметки применяются на отрезках дороги, когда требуется срочно поменять направление своего движения или же сбросить скорость.
В пределах города полосы с шумовым эффектом встречаются не так часто. Это обусловлено тем, что звук и вибрации на скорости менее 60 километров в час ощущаются плохо. Действительно высокая эффективность достигается при скорости более 80 километров в час.
В зависимости от конкретного типа шумовой разметки, она используется на различных участках автомобильных дорог.
Применение поперечных полос распространяется на следующие зоны:
- незадолго до нерегулируемых пешеходных переходов;
- перед пересечениями и примыканиями;
- на дорогах, где радиус кривых меньше, нежели нормативные значения;
- перед Ж/Д переездами, где отсутствует ограничивающий шлагбаум;
- на участках с низким уровнем видимости;
- в зонах крутых подъёмов и спусков;
- в области дорог с повышенным уровнем аварийности и на подъезде к ним.
Также выделяют продольные полосы. Их можно встретить в 2 ситуациях:
- со стороны краевой укрепительной полосы около обочины;
- в зонах, где обгон по оси автодороги запрещён.
Отдельно рассматриваются участки, где устанавливать подобные полосы запрещено.
Согласно российским правилам и нормативам, шумовые полосы нельзя располагать на:
- мостах, путепроводах и местах подхода к таким объектам;
- двухполосных дорогах, где разрешается совершать обгоны;
- пересечениях;
- примыканиях;
- участках сужения дороги;
- расстоянии меньше 10 метров до перекрёстка;
- дорогах, где уровень шума ограничен.
Объективно актуальность установки шумовой разметки или шумовых полос возрастает на тех участках, где наблюдается повышенное скопление людей. Потому их можно часто встретить около детсадов, школ и образовательных учреждений.
Специалисты отмечают высокий уровень эффективности специальной разметки с шумовым эффектом при обустройстве загородных трасс. Причём это касается дневного и ночного времени суток. Из-за вибраций повышается концентрация водителя. Если человек вдруг уснул за рулём или начал погружаться в сон, наезд на полосу разбудит его.
Правильно установленные ограничители практически не создают никакого вреда для транспортного средства. Но случаются и исключения, когда возвышенности оказываются слишком высокими, а выемки глубокими. Регулярный проезд по ним всё же может навредить подвеску автомобиля. Но ущерб будет меньше, нежели в случае с лежачими полицейскими.
Предъявляемые требования
На автомобильных дорогах федерального значения активно наносится специальная шумовая разметка. При этом применяются различные материалы, включая:
- полимерные ленты;
- штучные формы;
- термопластик;
- высоконаполненная эмаль;
- краска и пр.
Чтобы организовать подобную разметку, требуется использовать специальную технику и современные технологии. Одними из таких считается спреевое нанесение термопластика, а также экструдерная безвоздушная обработка краской.
Все требования, касающиеся шумовых полос или шумовой разметки, изложены в ГОСТе под номером Р526052006.
При этом эксперты выделяют несколько ключевых условий. Они говорят о необходимости создания долговечной и эффективной разметки, которая будет хорошо видна в любое время суток, а также гарантировать высокий уровень безопасности.
Ещё предъявляются повышенные требования к взаимодействию покрытия и автомобильного колеса. Не допускается применение материалов, которые могут способствовать увеличению скольжения при наезде на полосу и при торможении на ней.
Мировой опыт наглядно доказал, что применение шумовой разметки является сравнительно недорогим, но достаточно эффективным способом реально снизить аварийность на дорогах
Тут важно соблюдать технологию нанесения и применять действительно высококачественные материалы
Техника для нанесения разметки
Для устройства горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью используются термопластики и холодные пластики (или полимерные ленты с готовой структурной и профильной поверхностью, устраиваемые на небольших расстояниях). Разметка со структурной поверхностью с помощью термопластиков и холодных пластиков (в виде квадратов, эллипсов, кругов правильной или неправильной формы) выполняется разметочной машиной, обеспечивающей нанесение экструдерным методом, со специальным оборудованием (например, вращающимся перфорированным барабаном). Разметка с профильной поверхностью с помощью термопластиков и холодных пластиков производится разметочной машиной, обеспечивающей нанесение гравитационным методом, со специальным оборудованием (например, кареткой с перемещающейся заслонкой, периодически поднимающейся и опускающейся для изменения толщины горизонтальной дорожной разметки).
Изготовлением техники для нанесения разметки со структурной и профильной поверхностью занимаются все представленные на нашем рынке крупные производители разметочных машин: российские ООО «Спецдортехника» (г. Саратов), «Тау-С» из Смоленска и «Тверская механическая компания», белорусская ООО «Строительная техника и материалы» (СТиМ), датская Borum Industri A/S, американская GRACO, немецкие Hofmann и Winter Markiertechnologie GmbH.
Шумовая разметка со структурной и профильной поверхностью имеет хороший коэффициент сцепления, высокие значения коэффициента световозвращения (особенно если учесть, что современные разметочные машины «умеют» наносить разметку с использованием световозвращающих стеклошариков). Структурная разметка к тому же обеспечивает хороший водоотвод, а также позволяет серьезно экономить на материале. Правда, водителям в дневное время суток структурная разметка при прочих равных условиях может показаться менее яркой по сравнению со сплошной, хотя на скорости шашечки или капли пластика, конечно, сливаются в одну сплошную ленту. Зато ночью и на мокрой дороге структурная разметка выглядит уже ярче сплошной за счет большего рассеивания ее элементов при свете фар. Но главное, такая разметка, так же как и профильная, отлично справляется с вибрационным (шумовым) эффектом, способным разбудить засыпающего водителя.
Шумный вопрос. Жители в суде борются с неправильно установленными дорожными полосами, мешающими им спать.
Хотели как лучше но, получилось… слишком шумно. Петербуржцы все чаще обращаются с жалобами на специальные дорожные полосы, призванные улучшить безопасность, но фактически создающие невыносимые условия для жизни в близлежащих домах. Только в прошлом году подобные препятствия для лихачей-автомобилистов появились на 134 объектах. Некоторые пришлось демонтировать, в том числе, по решению суда.
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв разбирался в нашумевшем вопросе.
Видео в Интернете от жителей Колпина уже давно никого не удивляют. Когда по шумовым полосам рядом с жилым домом проходит большегруз, все здание буквально сотрясается. Его обитатели, которые и сами пользуются пешеходным переходом по соседству, считают, что конструкции для безопасности на качество их жизни повлияли только отрицательно.
Павел Захаров, житель Колпино, ветеран ВОВ: «Даже днем слышите, как громыхает. И это они еще тихо едут. А ночью, когда он во всю прыть несется, это вообще… Скоро дом упадет, наверное».
Впрочем, сторонники шумовых полос находятся тут же. К чему винить полезную конструкцию, когда нужно принципиально решать городские транспортные проблемы, считают они.
Ольга Данилова, жительница Колпино: «Просто полосочки стали крайними. Как стрелочник. Кто виноват? Почему трясет? Полосочка виноваты. Нужно пустить грузовой транспорт в объезд».
Таких адресов в Колпине больше десятка там, где безопасность жителям окрестных домов не дает покоя. Но найти решение быстро не получается, даже когда его поисками занимаются на высоком городском уровне.
Елена Киселёва, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Обращались один раз к вице-губернатору Оганесяну, сейчас я обратилась еще раз. Но исполнительная власть мотивирует это тем, что шумовые полосы выполнены по ГОСТу. Но, наверное, это неэффективный ГОСТ».
ГОСТу или другим нормативам соответствуют далеко не все шумовые полосы. В Петербурге демонтируют десятки таких конструкций. Один из самых симптоматичных примеров переход на набережной Обводного канала.
Шумовые полосы в этом месте демонтировали после жалоб на шум одного из жителей соседнего дома. Любопытно, что после того как работы были произведены, от того же самого человека поступила другая жалоба на то, что теперь ему трудно переходить здесь дорогу.
В райотделе ГИБДД по этому поводу теперь лишь сокрушаются. Было безопасное место, а теперь снова высокая аварийность.
Михаил Куренев, старший госинспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга: «Как только нанесли шумовые полосы, там и скоростной режим снизился, и количество ДТП. Их не стало. В нынешнем году за семь месяцев там уже очаг аварийности. Уже четыре ДТП».
В шумиху вокруг шумовых полос невольно оказались вовлечены сразу несколько ведомств. ГИБДД обращается в Дирекцию по организации дорожного движения, ее специалисты решают нанести полосы по конкретным адресам, а затем Роспотребнадзор предписывает их удалить. При этом окончательное решение зачастую принимает суд.
Денис Глебов, заместитель начальник отдела содержания технических средств организации дорожного движения ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга»: «При поступлении каких-либо предписаний от Роспотребнадзора в судебном порядке решается вопрос их демаркировки или нет».
Суд в подавляющем большинстве случаев встает на сторону Роспотребнадзора, ведь у специалистов службы железные аргументы измерения уровня шума. Таким образом, демонтаж грозит фактически всем шумовым полосам поблизости с жилыми домами.
Николай Боровков, заместитель начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу: «По-хорошему размещать подобные сооружения надо за пределами плотной жилой застройки на достаточном удалении. Поэтому и получается, что сначала дирекция монтирует эти полосы. Но при этом ухудшает условия существования тех людей, которые проживают в непосредственной близости от этих перекрестков».
В качестве альтернативы шумовым полосам перед переходами эксперты почти единодушно называют светофоры. Но согласования по их установке растягиваются на годы. Да и красный свет преграда не физическая, а значит, для российского водителя преодолимая. На переходах, где шумовые полосы нанесены, по статистике, не произошло ни одного наезда на пешехода.
Новости СМИ2
На страже безопасности
В январе 2018 года правительство утвердило стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Она предполагает стремление к нулевой смертности на дорогах к 2030 году, а к 2024 году должен быть достигнут показатель социального риска не более четырех погибших на 100 тыс. населения.
Такие же показатели обозначены в майском указе президента. В нем также есть требование о снижении к 2024 году количества мест концентрации ДТП в два раза по сравнению с 2017-м.
Росавтодор в целях снижения аварийности уже экспериментировал с использованием желтой разметки на разделительных полосах: предполагалось, что она будет видна лучше белой. Минтранс, как писали «Известия», рекомендовал распространить такой цвет разметки в регионах. ГИБДД идею поддержала.
Преимущества шумовой разметки
Популярность таких «шумовок» обусловлена одним важным фактором: это эффективный и недорогой способ снизить количество ДТП, а также отличный метод повысить безопасность на дороге.
Согласно исследованиям специалистов из Америки, где шумовые виброполосы используются уже несколько десятилетий, общее число аварий на дорогах с шумовой разметкой снижается на 35%, как минимум. Свою лепту в повышение эффективности вибрационной разметки вносит множество факторов:
- фрезеровка по современным технологиям,
- качественное асфальтирование,
- грамотный подбор рисунка и расположения разметки в соответствии с типом трассы.
Вот какие цифры приводит ГИБДД Санкт-Петербурга: на 80 из 140 перекрестков города, оснащенных фрезерованной разметкой, количество пострадавших в авариях уменьшилось до нуля.
Если говорить о ленинградской области в целом, на участках дорог с вибрационными полосами в 2013 году зафиксировано 105 аварий. А на этих же участках, но до появления шумовой разметки, статистика насчитывала 700 дорожно-транспортных происшествий.
Требования к шумовым полосам на дорогах
На федеральные автодороги наносится шумовая разметка с применением разных изделий и материалов: высоконаполненных эмалей, красок, термопластиков, полимерных лент, штучных форм. В процессе нанесения дорожной полосы используются современные технологии, в том числе спрей-нанесение термопластичных материалов и безвоздушное экструдерное нанесение краски.
Главные условия — разметка на дороге должна служить длительное время, в любое время суток быть заметной и обеспечивать безопасность дорожного движения
Важно, чтобы полоса имела высокое сцепление с колесом транспорта, и в случае его торможения не было заноса. Особенно это касается владельцев 2-колесного транспорта, которые часто нарушают правила и ездят по разметке
Нанесение шумовой полосы — это недорогой и эффективный способ снижения количества аварий на автомобильных дорогах. Долговечность и показатель аварийности зависят от правильно выбранных материалов. Оптимальный тип шумовой полосы определяется после оценки автодорожной ситуации на определенном отрезке дороги. На срок службы разметки влияют факторы: качество автодорожного покрытия, условия движения на конкретном участке, соблюдение технологии нанесения шумовой полосы и содержание автодорожного покрытия.
Шум или жизнь
Как отмечают сторонники шумовых полос и представители дорожных служб, повышенный уровень вибрации – вполне адекватная “плата” за спасенные в ДТП жизни и безопасность детей, часто перебегающих дорогу в неположенных местах. Польза от применения шумовой разметки несомненна, однако, закрывать глаза на несовершенства новой методики власти Северной столицы не собираются. Учитывая опыт США и европейских стран, “шумовки” вполне пригодны для использования на городских улицах, а в районах с повышенным шумовым фоном могут использоваться специальные накладные шумовые полосы из полимерных материалов, похожие на обычных “лежачих полицейских”. Как отмечают петербургские дорожники, постепенное совершенствование схемы разметки позволит не только обезопасить близлежащие дома, но и повысить эффективность шумовых полос на тех участках, где под колеса машин могут попасть самые частые жертвы ДТП – пожилые люди, школьники и маленькие дети.