Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
Содержание:
- Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС
- Способы бухгалтерского расчёта
- Правильный расчет амортизации автомобиля
- Способы для налогового учета
- Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
- Общие сведения ↑
- Как рассчитывается в бухучете?
- Перечень объектов ОС
- Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации
- Когда необходимо применять понижающий коэффициент?
- Выбираем способ амортизации
Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС
Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.
Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 <3>. Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.
<3> Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.
Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.
Аналогичное мнение о возможности использования Постановления N 1072 для определения СПИ высказано и в Постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 09АП-10737/2011-АК <4>.
<4> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755.
Е.Л.Ермошина
Редактор журнала
«Налог на прибыль:
учет доходов и расходов»
Способы бухгалтерского расчёта
Сначала рассмотрим, как это делают индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые занимаются бизнесом. Для этого необходимо определить начальную стоимость транспортного средства
.
Обычно для этого из покупной стоимости вычитают сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Полученную сумму можно взять за основу при дальнейших расчётах. Законодательство разрешает в некоторых случаях добавить стоимость доставки, взятую также без НДС.
С какого момента начинается такой учёт?
Перед тем как использовать автомобиль, нужно в обязательном порядке осуществить ввод в эксплуатацию. Первый месяц расчёта — это следующий календарный месяц после этой даты. Амортизация считается помесячно.
Существует несколько возможных методов расчёта
Важно отметить, что предприятие должно выбрать один из них и зафиксировать его в документе, который отражает политику учёта на предприятии. Если был выбран способ, то его нельзя поменять произвольно на другой, пока транспортное средство не будет полностью амортизировано
Это произойдёт после окончания срока полезной эксплуатации.
Рассмотрим различные варианты. Первым из них возьмём линейный способ
. Он является наиболее простым, хотя и имеет свои недостатки. При этом он из-за своей простоты и понятности распространён довольно широко. Поясним метод на простом примере.
Предположим, автомобиль куплен за 500000 рублей, срок, в течение которого его будут использовать, составляет 6 лет.
Амортизационная норма = 1 / (Срок эксплуатации) = 1 / 6 = 0,1667
За каждый год указанного срока амортизация будет равна одной и той же величине:
Годовая амортизация = (Стоимость) * (амортизационная норма)
Годовая амортизация = 500000 рублей * 0,1667 = 83350 рублей
Полученная ежегодная величина амортизации будет уплачиваться в течение пяти лет. Но заметим, что выплаты происходят ежемесячно, равными суммами.
(Ежемесячная амортизация) = (Годовая амортизация) / 12 месяцев
(Ежемесячная амортизация) = 83350 рублей / 12 месяцев = 6946 рублей
Но это не единственный возможный способ расчёта
. Рассмотрим способ уменьшаемого остатка
. Расчёт здесь будет почти полностью аналогичным, но есть одно отличие. Годовая амортизация будет рассчитываться не исходя из начальной стоимости, а с использованием остаточной.
При вычислениях за каждый год будет использоваться разница между ценой и рассчитанной на начало года амортизацией. Затем это число будет поровну разделено на 12 месяцев.
Ещё один вариант вычислений происходит с использованием суммы чисел
. В рассматриваемом примере для пятилетнего срока нужно будет рассчитать:
15 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5
За первый год величину линейной амортизации нужно умножить на 5 / 15, на второй год — на 4 / 15 и так далее.
Существует также метод ускоренной амортизации
. Для этого к рассчитанной сумме применяют коэффициент, величина которого не может быть больше трёх. Такой способ используется в тех случаях, когда выгодно, чтобы амортизация была насчитана как можно быстрее, например, для автомобиля, взятого в лизинг.
Правильный расчет амортизации автомобиля
Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.
Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?
- Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
- Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
- В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.
Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.
Как рассчитывается амортизация?
Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.
Откуда берутся эти цифры?
Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.
Можно пойти и другим путем:
- учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
- смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
- производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.
Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.
Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:
- возраст транспортного средства;
- его общий пробег;
- условия, в которых он эксплуатируется;
- производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
- экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
- влажность климата;
- тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.
В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:
- до пяти лет;
- от пяти до семи;
- от семи до десяти лет.
Формула для расчета амортизации транспортных средств
Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:
- показатель износа;
- фактический пробег;
- износ по старости;
- фактический срок эксплуатации;
- коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
- тип региона.
Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.
- автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
- пробег за 2 года составил 40 тысяч;
- эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
- расчетный износ — 18,4%;
- естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
- остаточная стоимость — 326400 рублей;
- рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.
Способы для налогового учета
Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы
НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.
Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?
В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:
- линейный;
- нелинейный.
Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.
Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств. Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу
Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет
Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.
Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).
Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.
В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:
- Линейный;
- Уменьшаемого остатка – ускоренный;
- По сумме чисел лет срока использования;
- Пропорционально объему продукции, услуг, работ.
Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.
Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:
Рекомендуем:
- Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
- Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.
Как рассчитать линейным способом?
Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.
Методика расчета:
Определяется норма амортизации в год или месяц:
Пример
Исходные данные:
Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.
Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.
В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.
Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).
Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.
Расчет:
Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.
Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.
Ускоряющий коэффициент
Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.
Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.
За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.
Методика расчета:
Определяется норма амортизационных отчислений.
В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.
Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.
Пример при лизинге
Исходные данные:
Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.
По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.
Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.
Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.
Начисление начинается с 1 января 2020 года.
Расчет:
Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.
1-й год:
Стоимость ост. = 350 000.
Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.
Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.
2-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.
Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.
Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.
3-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881
Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.
Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.
Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.
Как посчитать по километражу машины?
Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.
В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.
Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.
Методика расчета:
Определяется норма отчислений на 1 километр.
Пример начисления на 1 км пробега авто
Исходные данные:
Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.
Срок полезного использования – 7 лет.
Нормативный пробег = 180 000 километров.
За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.
Расчет:
Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км
А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.
А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.
и т.д.
Проводки
Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.
Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.
Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.
Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.
Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.
Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.
Общие сведения ↑
Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.
Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:
Организация самостоятельно выбирает метод | Его необходимо указать в учетной политике |
Способ, который был выбран | Используется в течение всего периода полезного использования объекта |
Отчисления производятся каждый месяц | В размере 1/12 от общей суммы за год |
Начисление начинать с месяца | Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию |
Если объект полностью самортизирован | Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации) |
Начисление отображается | По кредиту 02 |
Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.
Способов начисления несколько:
- линейный;
- уменьшаемый остаток;
- списание пропорционально объему выполненной работы;
- ускоренный метод.
Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.
500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.
Амортизация вычисляется в таких случаях:
- если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
- при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
- при использовании личного автомобиля на работе;
- во время передачи в лизинг.
Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.
На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.
Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:
- стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
- стоимость замененной жидкости;
- сведения о стоимости масла.
Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.
Что это такое
Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.
Назначение процедуры
Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.
Как рассчитывается в бухучете?
В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.
Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.
Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:
- предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
- документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
- условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.
Перечень объектов ОС
Выдержка из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1:
Вторая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)
Машины и оборудование
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
330.25.73.50 | Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные | — |
330.26.51.66 | Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки | оборудование для контроля технологических процессов |
330.28 | Машины и оборудование, не включенные в другие группировки | оборудование буровое нефтепромысловое и геолого-разведочное |
330.28.13.1 | Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей | насосы артезианские и погружные |
330.28.22.11.190 | Подъемники, не включенные в другие группировки | подъемники мачтовые строительные |
330.28.22.14.125 | Краны грузоподъемные стрелкового типа | — |
330.28.22.18 | Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное прочее | грейферы; приспособления и устройства грузозахватные, оснащение монтажное, приспособления навесные для уплотнения грунтов, используемые при строительстве; конвейеры ленточные передвижные с прорезиненной лентой |
330.28.22.18.180 | Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки | валки опорные |
330.28.22.18.180 | Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки | валки опорные |
330.28.22.18.244 | Погрузчики-измельчители силоса и грубых кормов | машины для заготовки грубых кормов |
330.28.22.18.245 | Стогометатели | — |
330.28.22.18.390 | Оборудование подъемно-транспортное и погрузочно-разгрузочное прочее, не включенное в другие группировки | питатели ленточные стационарные |
330.28.23.23 | Машины офисные прочие | включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей |
330.28.29.12 | Оборудование и установки для фильтрования или очистки жидкостей | гидроциклоны однокорпусные; батареи гидроциклонов |
330.28.29.22.190 | Устройства механические для разбрызгивания, рассеивания или распыления прочие, кроме сельскохозяйственных | питатели (без лабораторных) |
330.28.30.51 | Косилки (включая устройства режущие для установки на тракторе), не включенные в другие группировки | — |
330.28.30.52 | Машины сеноуборочные | плющилки тракторные; волокуши тракторные; грабли конные и тракторные; ворошилки; установки искусственного досушивания сена и машины для заготовки грубых кормов прочие |
330.28.30.53 | Прессы для соломы или сена, включая пресс-подборщики | — |
330.28.30.83 | Оборудование для приготовления кормов для животных | — |
330.28.30.86.110 | Оборудование для сельского хозяйства, не включенное в другие группировки | оборудование специальное технологическое для животноводства и кормопроизводства |
330.28.41.24.190 | Станки для прочих видов обработки металлов резанием | оборудование немеханизированное, ручная аппаратура для кислородной резки металлов и сменные машинные резаки |
330.28.91.11.120 | Ковши для металлургического производства | — |
330.28.92.11 | Подъемники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ | — |
330.28.92.12.190 | Машины проходческие прочие | оборудование для горнодобывающих производств (машины бурильные, пневмоударники, оборудование навесное бурильное; машины и оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин; оборудование горноспасательное; аппаратура шахтной автоматизации, сигнализации и связи и другое оборудование) |
330.28.93.13.149 | Оборудование технологическое прочее для комбикормовой промышленности | бункеры для сухих и влажных кормов |
330.28.93.17.112 | Машины для измельчения и нарезания | — |
330.28.99.39.160 | Оборудование фонтанное и газлифтное | — |
330.30.20.31.120 | Оборудование путевое для контроля и ремонта железнодорожных путей | машины и инструменты для работы с отдельными элементами верхнего строения пути |
330.32.50 | Инструменты и оборудование медицинские | технологическая оснастка для протезной промышленности |
Средства транспортные
310.29.10.59.270 | Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами | подъемники грузопассажирские |
Инвентарь производственный и хозяйственный
220.42.99.12 | Сооружения для занятий спортом и отдыха | — |
Насаждения многолетние
520.00.10.08 | Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки | — |
Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации
На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.
Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:
- в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
- в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.
Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.
Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?
С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.
Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.
Когда необходимо применять понижающий коэффициент?
Законодательно установлена обязанность использования понижающего коэффициента при определении величины износа автотранспорта в случае покупки дорогостоящих объектов. Коэффициент 0,5 применяется по отношению к легковым машинам, первоначальной стоимостью превышающей 600000 рублей и микроавтобусам дороже 800000 рублей. Обязанность использования понижающего коэффициента установлена для налогового учета. Законодательством в области бухучета этой необходимости не установлено.
Периодически предел стоимости имущества, по которому действует понижающий коэффициент, изменяется. У владельцев возникает вопрос, сохраняется ли такое обязательство по отношению к автотранспорту, стоимость которого стала меньше установленных законом значений. Вопрос спорный. С одной стороны, избранный способ начисления износа имущества не должен меняться на протяжении всего периода амортизации. Такой точки зрения придерживается Министерство финансов РФ. С иной стороны наличие либо отсутствие коэффициента не способно изменить метод амортизации. Отсюда следует, что в случае изменения лимита стоимости имущества, юридическое лицо – владелец автотранспорта может прекратить применять понижающий коэффициент. Но такое решение, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Выбираем способ амортизации
Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.
В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):
- линейный;
- нелинейный.
При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).
Как определяется амортизационная группа транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете
Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее