Система охлаждения ваз 2108 / ваз 2109 / ваз 21099

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Замена антифриза на ВАЗ 2107

Замена антифриза, в отечественных автомобилях ВАЗ 2107, производится со стандартной периодичностью — раз в 2 года или через 60 000 км. Здесь все зависит от того, какое из условий будет выполнено раньше. Кроме того, жидкость необходимо заменить, если она изменила цвет, к примеру, приобрела рыжеватый оттенок.

Какой антифриз лучше, и сколько его заливать?

Перед тем как слить антифриз, вы должны определиться с маркой новой охлаждающей жидкости и приобрести ее, в необходимом объеме. Машинам ВАЗ 2107 требуется 9,85 литра, для полной заправки охлаждающей системы. Это значит, что одной 10-литровой емкости антифриза будет достаточно

При покупке ОЖ, обратите внимание, что некоторые антифризы продаются в виде концентратов и требуют разбавления с дистиллятом, в пропорции 1 к 1

Для замены антифриза, можно использовать следующие типы:

  • Для «семерок» с 1998 по 2002 года выпуска, оптимальный вариант ОЖ G12 красного цвета. Сюда стоит отнести MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, Castrol SF и прочие.
  • В ВАЗ 2107, изготовленный в период с 2003 года по 2012 года и далее, рекомендуется к применению антифриз G12+ или G12++ следующих марок — MOTUL Ultra, Castrol Radicool Si, Zerex G.

Процесс замены

Перед тем, как слить антифриз, запаситесь необходимым инструментом. Вам потребуется минимальный набор, в который входит ключ на «тринадцать», группа отверток, тара (именно в нее будет сливаться старая ОЖ), а также 10 л нового состава в канистре.

Замена антифриза начинается со слива старой рабочей жидкости. Для начала, найдите ровную поверхность, для выполнения всех манипуляций. Лучше работать на эстакаде или яме, в гараже. Если ровно поставить машину не удается, допускается подъем передней части немного выше, чем задней (обратная ситуация исключена).

Далее действуйте так:

  1. Демонтируйте, если имеется, защиту двигателя. Для этого, достаточно выкрутить двенадцать крепящих болтов. Также помните о наличии четырех пластмассовых креплений.
  2. Перейдите в салон и переместите в правую сторону рычаг, который отвечает за выход теплого воздуха, из системы обогрева в салоне машине. Как правило, он находится сверху.
  3. Откройте расширительный бачок. Оцените состояние его пробки и, при наличии дефектов, произведите замену.
  4. Откройте заливную горловину, вверху радиатора автомобиля.
  5. Выкрутите пробку, которая закрывает выход ОЖ из блока цилиндров двигателя. Перед тем, как слить антифриз, подставьте пустую тару (ведро или бутылку) для удаления старой ОЖ.
  6. Перенесите емкость или подставьте новую тару под радиатор, после чего откройте его слив. Дождитесь, пока старая ОЖ полностью выйдет из системы.
  7. Отбросьте ремень, который удерживает расширительный бачок. Теперь поднимите бачок вверх, для слива антифриза из подключенной трубки. Остатки ОЖ, в этом случае, выходят через слив в радиаторе.
  8. Оставьте машину на какое-то время, чтобы убедиться в полном выходе охлаждающей жидкости.

Заливка нового антифриза

Теперь перейдите к замене антифриза. Для этого действуйте так:

  • Верните бачок охлаждающей системы на прежнее место и вкрутите пробку на отверстие для слива, блока цилиндров ВАЗ 2107. Сделайте то же самое действие со сливной пробкой на радиаторе — закрутите ее на место.
  • Залейте новый антифриз в радиатор, после чего сделайте эту же работу применительно к расширительному бачку. Следите за положением ОЖ в системе, по контрольным отметкам. Прекратите лить антифриз в случае, когда его линия выше на 3-4 см черточки MIN.

Удаление воздуха из системы

Теперь уберите воздушные пробки из системы. Для этого найдите отводящую, перепускную и подводящую трубки радиатора, после чего, нажмите на них несколько раз, руками.

Можно сделать иначе. Поставьте машину так, чтобы передок был выше, заведите мотор и дайте ему поработать 5-6 минут на ХХ. Теперь верните пробки радиатора и бачка на исходные места. После первого пуска двигателя, еще раз проверьте уровень ОЖ в бачке. Если его мало — выполните доливку.

В завершение, учтите следующие моменты:

  • Замена антифриза должна производиться исключительно на холодном моторе.
  • Помните о токсичности ОЖ, поэтому работу стоит производить только на улице. Допускается выполнение всех манипуляций в помещении, но при наличии хорошей вентиляции.
  • Через трое суток, с момента замены, снова проконтролируйте уровень антифриза. Если требуется, доведите его до нормы.

Что выбрать?

Сегодня при замене ОЖ на автомобилях отечественного производства чаще всего говорят про тосол. Но помимо тосола активно применяется антифриз для более современных машин.

Для системы охлаждения ВАЗ 2109 вполне можно использовать антифриз, а не тосол.

Тип ОЖ Особенности
Тосол
  • Все жидкости охлаждения являются антифризами, а тосол — это его разновидность, разработанная еще во времена СССР как альтернатива зарубежному антифризу;
  • Тосол — просто название типа антифриза, более адаптированного под особенности эксплуатации авто в условиях нашей страны (тогда еще СССР);
  • Цена более доступная, если сравнивать с другими ОЖ;
  • Более широко используется среди владельцев отечественных авто
Антифриз
  • Разновидностей антифриза в мире огромное количество;
  • Отличие между ними заключается в основе, цвете, составе и прочих параметрах;
  • Антифризы используют в своем составе специальные присадки, которые обеспечивают эффективную работу системы охлаждения и продлевают срок службы самой ОЖ;
  • Антифриз стоит дороже, что является наиболее частой причиной выбора в пользу тосола

Разнообразие ассортимента

Учитывая особенности каждого из представленных типов ОЖ, можно сделать определенные выводы:

Если брать во внимание качественные характеристики, антифриз существенно превосходит тосол.
Тосол практичнее, если учитывать его адаптированность к нашим автомобиля. Его состав разработан с прицелом на местный климат, качество машин и дорожные условия.
Тосол можно попросить у любого встречного водителя, проезжающего мимо при поломке вашего ВАЗ 2109.
Характеристик тосола вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальную функциональность СО.. Практика показывает, что переплачивать за антифриз для заливки ОЖ в систему охлаждения ВАЗ 2109 не имеет смысла

Практика показывает, что переплачивать за антифриз для заливки ОЖ в систему охлаждения ВАЗ 2109 не имеет смысла.

Устройство

Промывка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Время от времени двигатель восьмерки и девятки требует промывки системы охлаждения. Это связано в основном с применением некачественных ОЖ типа того самого тосола, который способствует образованию налета и отложений на стенках водяной рубашки. Еще убийственнее такие жидкости действуют на радиатор печки и на основной радиатор системы охлаждения. Если радиатор плотно забивается продуктами разложения охлаждающей жидкости, он просто не в состоянии выполнять свою функцию и двигатель моментально перегревается даже в холода. А это ничем хорошим не светит. Именно поэтому следует проводить промывку систему охлаждения.

Как заменить охлаждающую жидкость на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1) Начнём с того что сложного в этом нет ничего главное как всегда при ремонте знать кой какие нюансы, для начала вам нужно будет загнать свой автомобиль на смотровую яму и при этом машина должна стоять ровно, в крайнему случае допускается чтобы передняя часть у автомобиля была немного выше задней но не на оборот, кроме этого когда машина заедет на яму и двигатель вы заглушите, обязательно дайте ему полностью остыть, а иначе вы охлаждающей жидкостью обожжётесь когда её сливать будете, вить при рабочей температуре двигателя, температура жидкости достигает порядка 85-90 градусов.

2) После подготовки автомобиля открывайте капот у него, как только откроете найдите крышку которая закрывает расширительный бачок (Указана стрелкой) и отверните её, в зависимости от года выпуска автомобиля данный бачок может выглядеть по различному, но присутствует всегда в одном и том же месте, которое показано на фото чуть ниже:

замена тосола ваз

2108,2109 ,21099 и т.д.

Замена охлаждающей жидкости: тосола или антифриза на ВАЗ 2110, 2114, 2115 инжектор

Процедура замены охлаждающей жидкости

на всех инжекторных 8-клапанных ВАЗах: 2108,2109 , 2110, 2111, 2112, 2113, …

3) Теперь сядьте в салон автомобиля и там до упора вправо ручку отопления переведите (Ручки к сожалению на фото ниже не видно, но место в которое вам её нужно будет перевести указано стрелкой), как только переведёте, выходите из машины и залезьте под её днище, находясь там снимите защиту картера чтобы она не мешала сливаю жидкости с радиатора, или же если у вас вместо защита установлен стандартный брызговик двигателя который ставился с завода на все автомобили семейства Самара, тогда прочтите подробную статью по его снятию, называется она: «Замена брызговика двигателя на ВАЗ».

4) После того как вы снимите всю защиту мешающую, переходите к сливанию охлаждающей жидкости, для этого выверните полностью две пробки но предварительно перед выворачиванием поставьте под них пустую ёмкость на 10 литров, то есть сперва начните к примеру с пробки радиатора, она выполнена в виде некоего вентиля который нужно отворачивать не ключом а просто руками (Указана эта пробка белой стрелкой на маленьком фото, она к сожалению плохо видна), как только отвернёте эту пробку из отверстия которое она закрывала сразу же польётся жидкость (Поэтому заранее ёмкость подставляйте), дождитесь того пока эта жидкость полностью сольётся, как только слилась переходите к отворачиванию пробки рубашки охлаждения (Указана красной стрелкой, как видите данная пробка совсем небольшая), но чтобы отвернуть её нужно получить доступ к ней а он закрыт модулем зажигания, поэтому вам этот модуль придётся снять вместе с кронштейном, более подробно о том как снять модуль читайте в статье: «Замена модуля зажигания на автомобиле», после снятия модуля, выверните полностью пробку рубашки охлаждения и дождитесь того пока из отверстия полностью выльется вся жидкость, после сливания жидкости вытрете тряпкой все места на которые попала жидкость и двигатель включая при этом.

Особенности и неисправности системы охлаждения ВАЗ-2109

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).

Он открывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора. Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора.

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Что выбрать?

Сегодня при замене ОЖ на автомобилях отечественного производства чаще всего говорят про тосол. Но помимо тосола активно применяется антифриз для более современных машин.

Для системы охлаждения ВАЗ 2109 вполне можно использовать антифриз, а не тосол.

Тип ОЖ

Особенности


Разнообразие ассортимента

Учитывая особенности каждого из представленных типов ОЖ, можно сделать определенные выводы:

Если брать во внимание качественные характеристики, антифриз существенно превосходит тосол.
Тосол практичнее, если учитывать его адаптированность к нашим автомобиля. Его состав разработан с прицелом на местный климат, качество машин и дорожные условия.
Тосол можно попросить у любого встречного водителя, проезжающего мимо при поломке вашего ВАЗ 2109.
Характеристик тосола вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальную функциональность СО.

3 Способы устранения пробки

Столкнувшись с первыми признаками завоздушивания, нужно начать разбираться, как убрать воздушную пробку из системы. Чем оперативнее будут приняты нужные меры, тем быстрее двигатель вернется к прежнему режиму работы. Что касается способов удаления пробки воздуха из охладительной системы, то их существует три. На примере отечественных автомобилей ВАЗ можно рассматривать такой алгоритм действий:

  1. 1. С двигателя нужно снять все защитные элементы, которые закрывают доступ к расширительному баку с антифризом.
  2. 2. Один из патрубков, отвечающих за нагрев дроссельного узла, нужно отсоединить.
  3. 3. После этого следует снять крышку расширительного бака и поместить на горловину неплотную ткань.
  4. 4. Затем необходимо подуть внутрь емкости, чтобы создать избыточное давление. В большинстве случаев его вполне хватает для того, чтобы остатки воздуха вышли наружу.
  5. 5. Если из патрубочного отверстия пойдет охлаждающая жидкость, нужно закрыть патрубок и дополнительно обвязать его хомутом. Если этого не сделать, в нем опять окажется воздушная пробка.
  6. 6. В завершение остается закрыть крышку бака и собрать всю конструкцию обратно, убедившись, что все защитные элементы не потерялись.

Существует еще один действенный метод очистки охладительной системы. Он состоит из следующих этапов:

  1. 1. Для начала нужно запустить двигатель и подождать, пока он поработает на холостому ходу минут 10—15. Затем его нужно выключить.
  2. 2. После снятия необходимых крепежных элементов на расширительном баке необходимо отсоединить один патрубок. При наличии воздушной пробки после таких действий из системы начнет выходить воздух.
  3. 3. Дождавшись, когда из расширительного бака потечет охлаждающая жидкость, нужно установить патрубок на место и надежно зафиксировать его.

Третий метод, позволяющий убрать воздух из системы охлаждения, немного сложнее предыдущих. Для выполнения задачи необходимо соблюдать такую последовательность действий:

1. В первую очередь следует расположить автомобиль на возвышенности, чтобы передняя его часть находилась чуть выше задней

При этом важно убедиться, что крышка радиатора выше других узлов системы охлаждения. Перед этим машину нужно поставить на ручник, а еще лучше зафиксировать колеса упорами.

2

Как и в предыдущем способе, двигатель нужно запустить на 10—15 минут, а затем отключить.

3. Дальше нужно добраться до расширительного бака, сняв с него крышки и крепежные элементы.

4. На следующем этапе необходимо периодически нажимать на педаль акселератора, доливая в радиатор антифриз. Из системы должен выйти лишний воздух, что будет сопровождаться выделением пузырьков. Процедуру нужно продолжать до тех пор, пока воздушная пробка окончательно не выйдет. При выполнении таких действий печку можно включить на максимальный режим. Если термостат откроет задвижку, а в салоне окажется горячий воздух, значит, пробка из системы полностью вышла. Параллельно с этим следует проверить наличие пузырей, появляющихся в антифризе.

Если машина оснащена автоматизированным вентилятором, который включается автоматически, можно не перегазовывать, а вместо этого дождаться нагревания двигателя. После запуска этого устройства циркуляция антифриза заметно усилится, а под воздействием силы движения воздушная пробка окажется снаружи

Добавляя в систему новую порцию охлаждающей жидкости, важно соблюдать осторожность и избегать очередного завоздушивания

Методов борьбы с воздушными пробками в охладительной системе автомобиля достаточно. Их выполнение не требует больших усилий, поскольку весь принцип заключается в создании условий, которые естественным путем вытолкнут пробку наружу. Но еще лучше соблюдать рекомендации экспертов и не допускать подобных последствий, вовремя принимая нужные меры.

Радиатор печки ваз 2109

С наступлением холодов, практически все обладатели ВАЗ 2109 сталкиваются с проблемой не эффективной работы печки. Причин для этого может быть множество, но как одна из основных – выход из строя радиатора печки. Тогда, даже при нормальной температуре охлаждающей жидкости в 90 градусов, в салон будет поступать еле теплый воздух, которого не хватить даже на прямой обогрев лобового и боковых стекол, не говоря уже о создании комфортного микроклимата в салоне автомобиля. Устройство обогрева печки ваз 2109 может выйти из строя или работать с малой производительностью в том случае, если есть воздушные пробки. Судить о наличие такой проблемы можно по холодному воздуху, поступающему из дефлекторов системы охлаждения при полностью открытом кране. Решить эту проблему можно достаточно простым способом: установить передние колеса автомобиля на возвышенность, открыть краник печки до упора и погазовать.

Обнаружение в салоне охлаждающей жидкости может говорить только ободном, радиатор отопителя потерял свою герметичность и требуется его замена. Замену можно произвести самостоятельно, своими руками, не прибегая в очередной раз к помощи специалиста, достаточно хорошо изучить предоставленные фото и следовать рекомендациям:

  • необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения автомобиля, при этом краник на отопителе салона должен быть полностью открытым;
  • снимаем панель приборов;
  • с правой стороны печки находится винт, с помощью которого производится крепление хомута тяги, регулирующей заслонку обогрева лобового стекла – его необходимо отвернуть;
  • отворачиваем три винта, с помощью которых производиться крепление радиатора печки;
  • вынимаем радиатор из корпуса отопителя;
  • ослабляем хомуты крепления шлангов и снимаем их с патрубков радиатора отопителя;
  • при необходимости, производим очистку устройства от пыли, грязи, постороннего мусора.

Установку производим в обратной последовательности.

Очень часто, чтобы уменьшить шум работы вентилятора печки, производя тюнинг автомобиля, его меняют на более совершенную модель

Посмотрев предоставленное видео, можно более подробно понять весь процесс работы.

ЗАМЕНА РАДИАТОРА ВАЗ 2108, 2109, 21099

Замену радиатора стоит производить при потере его герметичности, т.к. запайка не всегда является эффективной. Замену радиатора стоит начинать со слива охлаждающей жидкости. Лучше это делать на остывшем двигателе. Всю жидкость сливать нет необходимости, сливаем непосредственно из радиатора. Сам радиатор удобнее снять вместе с электровентилятором, а потом разъединить.

Начинаем с того, что ключом «на 8» откручиваем защиту двигателя, если она имеется, со стороны сливной пробки радиатора.

Если нет сливного крана, а стоит вентиль, то для того, что бы слить охлаждающую жидкость без потерь, проливаний и т.п., необходимо выкручивать его при закрытой крышке расширительного бачка. Сначала необходимо выровнять давление в системе охлаждения до атмосферного путем открытия крышки бачка.

Подставляем под место слива посуду, куда будет сливаться охлаждающая жидкость. При закрытой крышке …

откручиваем вентиль …

Слегка открывая и закрывая крышку расширительного бачка, регулируем эти самым напор. Далее откручиваем винты крепления корпуса воздушного фильтра:

и хомута воздушного шланга:

Вынимаем разъем датчика массового расхода воздуха и снимаем корпус воздушного фильтра,

открывая при этом доступ к той части радиатора, где находятся патрубки и пароотводящий шланг:

Начинаем снятие радиатора. Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления прижимной пластины…

… и снимаем ее.

Отклонив радиатор к двигателю ослабляем хомуты на радиаторе подводящего патрубка и пароотводящего шланга.

Обозначения на рисунке следующие: 1. Паровой шланг 2. Подводящий патрубок 3. Хомут подводящего патрубка 4. Хомут пароотводящего шланга

Также ослабляем хомут отводящего патрубка, находящегося внизу радиатора:

Отсоединяем шланги и разъем вентилятора. Вынимаем радиатор вместе с вентилятором и снимаем вентилятор. Для этого ключом «на 8»

откручиваем две гайки и два болта крепления радиатора.

Переставляем вентилятор на новый радиатор:

Собираем всё в обратном порядке. Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки,

которые при сборке должны войти в отверстия поперечины. Надеваем патрубки на штуцеры радиатора и затягиваем хомуты. Прикручиваем радиатор и воздушный фильтр. Заливаем охлаждающую жидкость до максимума. При заливке, для уменьшения образования паровых пробок внутри системы охлаждения, необходимо снять шланг со штуцера дроссельного узла:

Пути решения проблемы воздушной пробки

Таких путей существует множество, но собственноручно реализовать можно две стратегии

Обе они реализуются на смотровой яме и со всеми необходимыми мерами предосторожности. Прежде всего, потребуются защитные перчатки, иначе не миновать ожогов охлаждающей жидкостью

Двигатель должен быть предварительно прогрет, чтобы охлаждающая жидкость начала циркулировать по системе.

Стратегия первая. Выдавливаем воздушную пробку

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его как минимум ручным тормозом и нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Двигатель в начале работ выключен.

Домкрат поможет приподнять автомобиль на 25-35 см

После этого со всеми предосторожностями открываем расширительный бачок, и только после этого заводим двигатель

Включаем обогрев на максимальный уровень, и увеличиваем обороты минимум до трёх тысяч.

При этом доливаем охлаждающую жидкость, аналогичную циркулирующей в системе, в расширительный бачок. Возможно, делать это придётся в несколько этапов, чтобы заполнить ёмкость до максимальной отметки.

Теперь внимательно следим за термостатом: как только он откроется, следует со всеми мерами предосторожности несколько раз сдавить патрубок, ведущий снизу к радиатору. С помощью такой нехитрой процедуры воздушная пробка попросту «выдавливается»

Проверить эффективность выполняемых действий можно, контролируя происходящее в расширительном бачке. Так, если причина действительно в воздушной пробке, из жидкости, заполняющей бачок, при каждом нажатии будут появляться воздушные пузырьки. Когда пробка будет устранена, пузырьки исчезнут.

Дополнительные способы проверить, действительно ли воздушная пробка устранена:

  • воздуховоды автомобильного отопителя исторгают горячий воздух;
  • все патрубки системы охлаждения горячие.

Завершающий этап – снимаем автомобиль с домкрата, доливаем охлаждающую жидкость.

Стратегия вторая. Выпускаем пробку через патрубок дроссельного узла

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его ручным тормозом, нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Как и в первом случае, запускаем двигатель и прогреваем его до открытия термостата (обычно это соответствует температуре около 90 градусов). После чего двигатель глушим.

Теперь необходимо, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не обжечься, снять патрубок дроссельного узла, ослабив предварительно хомут. Из патрубка выйдет охлаждающая жидкость вместе с воздушной пробкой

В этой стратегии главное – как можно скорее вернуть патрубок на место и затянуть хомут, чтобы предотвратить повторное завоздушивание.

Минусом этой стратегии является необходимость реагировать на происходящее очень быстро – как только охлаждающая жидкость потечёт свободно, без пузырьков, патрубок нужно аккуратно и очень быстро подключить обратно к системе. В этот момент неопытные автомобилисты допускают немало ошибок и проблема может с первого раза не устраниться. К тому же такая стратегия работы приводит к значительному расходу охлаждающей жидкости, чего нет в первом варианте.

Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109

  • У ВАЗ 2109 СО жидкостная, с общим объёмом 7.8 л, если считать вместе с печкой. Тип системы – закрытый, она герметична. Рабочее давление в охладительной системе удерживается около одной атмосферы. Благодаря повышенному давлению, жидкость в ней закипает при более высокой температуре, чем при нормальном давлении. Это существенно повышает ресурс самой СО, а также двигателя.

  • Циркуляция жидкости осуществляется принудительно, то есть, с помощью насоса или помпы. Комплектуется СО «девятки» центробежной помпой. Корпус у неё из алюминия. Помповый механизм работает от ременного привода ГРМ. Вращение вала помпы производится на двухрядных шарикоподшипниках скольжения. Причём, роль обоймы для подшипника выполняет валик помпы, собственной у него нет.
  • Механизм заливается соответствующей смазкой (Литол) ещё при изготовлении. Пока функционирует – не обслуживается, такая возможность конструкцией не предусмотрена. Если ломается, ремонту не подлежит, поэтому, заменять насос при поломке рекомендовано полностью. В подобных системах, для большей надёжности, насос стараются заменить и при смене зубчатого ремня ГРМ.
  • Поскольку СО «девятки» – жидкостная, эта жидкость время от времени, нуждается в замене. Система охлаждения ВАЗ 2109 нетребовательна к качеству антифриза. Однако, тот Тосол А 40, который выпускался для таких СО в прошлом веке, сейчас не производят. То, что выпускается под данной маркой, увы, не соответствует ГОСТам, по которым эта охладительная жидкость производилась.
  • Многие автомеханики не рекомендуют её применение, из того, что рекомендовано АвтоВАЗ, вполне можно выбрать замену. В крайнем случае, приобрести импортный антифриз с соответствующим требованиям составом. А вот воду совсем нельзя использовать в качестве антифриза, она оставит слой накипи на стенках всех трубопроводов системы, алюминиевые детали подвергнутся активной коррозии.
  • Для охлаждающей жидкости рабочая tO – +85O – +95OС. Дополнительно, при температуре порядка +99ОС, замкнутся контакты в реле вентилятора. Электровентилятор двигателя прекращает работу при размыкании контактов датчиков реле, это +93ОC. Значит, ориентируясь только на факт включения-выключения вентилятора, можно сделать верный вывод о температуре в системе. Даже при отказавшем (или отсутствующем) термометре на щитке.
  • Термодатчик реле установлен в головке цилиндрового блока. На приборном щитке размещён термометр, показывающий эту температуру, сигнализируя о возможном перегреве. Во время работы двигателя, от рубашки охлаждения цилиндровой головки и блока, жидкость течёт к радиатору, где забирает тепло или в термостат.
  • Система охлаждения ВАЗ 2109 имеет малый и большой круг обращения, разделение происходит на термостате. Что удобно, особенно, когда нужно быстро прогреть мотор при низкой температуре воздуха. Клапан закрывается, жидкость течёт только по малому контуру. При повышении температуры, клапан термостата пропускает охладитель в трубопроводы большого круга.
  • В процессе работы двигателя, при сгорании топливной смеси, температуры достигают 2 000ОС и происходит это скачкообразно. Плохая работа системы охлаждения приводит не только к преждевременному разрушению цилиндропоршневой группы из-за тепловых перегрузок. Смазка пересыхает и прогорает, растут затраты топлива при падающем КПД.
  • Переохлаждение приводит к скоплению конденсата, который смывает смазку (бензин хороший растворитель), попадает в картер, смешиваясь с маслом, разжижает его. Это ещё одна причина держать СО в порядке, иначе не избежать дорогостоящего ремонта двигателя.
  • Кроме охлаждения двигателя, СО нагревает воздух в радиаторе отопления и охлаждает турбину (при наличии турбонаддува), охлаждает также масло и рабочую жидкость в АКПП.
  • Для большего комфорта при вождении, следует ещё провести небольшой тюнинг системы. Повысить эффективность и надёжность работы можно, поставив насос, имеющий крыльчатку, у которой много лопастей. Вентилятор тоже желателен помощнее, шестилопастной.
  • Хорошо, если будет установлена система запуска/выключения вентилятора вручную, в дополнение к реле, датчик которого может выйти из строя. Дополнительное реле включения/выключения вентилятора тоже не будет лишним, в условиях городских пробок это прибавит спокойствия водителю и надёжности системе.

Заключение

Вот и все, на ВАЗ 2109 система охлаждения рассмотрена, все мелочи описаны. Теперь вы знаете назначение каждого узла. Но нужно сделать некоторые выводы. Во-первых, необходимо проводить модернизацию для спокойной езды по пробкам в городе. Для этого нужно использовать помпу с крыльчаткой, у которой большее число лопастей. Во-вторых, провести установку электрического вентилятора с шестью лопастями. В-третьих, провести изменение схемы включения вентилятора, установив дополнительное электромагнитное реле. В-четвертых, параллельно датчику подключить кнопку, которую необходимо установить в салоне. С ее помощью вы сможете включить электровентилятор, если выйдет из строя датчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector