Ограничения по зрению для получения водительского удостоверения в 2020 году
Содержание:
- Как проверяют зрение у водителей
- Особенности вождения автомобиля с одним глазом
- Повязка на глаз, темные очки или протез?
- С КАКИМ ЗРЕНИЕМ НЕ БЕРУТ В АРМИЮ В 2020 ГОДУ?
- Уровень остроты
- Водительские права и плохое зрение
- Как успешно пройти проверку?
- Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
- Какое зрение требуется водителю
- Проверка на дальтонизм
Как проверяют зрение у водителей
Перед тем, как начать проверку, врач проводит обязательную беседу, чтобы получить исчерпывающие сведения о состоянии вашего зрения и здоровья в целом. Необходимо рассказать об общих заболеваниях, перенесенных ранее, наследственных офтольмалогических проблемах, факторах риска в связи с профессиональной деятельностью, аллергии (если имеется) и принимаемых медицинских препаратах.
Следует учитывать, что в числе побочных эффектов лекарств может быть и воздействие на состояние глаз. Обследование зрения осуществляется комплексно
Именно поэтому важно, где вы будете его проводить – уровень квалификации врача и качество аппаратуры имеют решающее значение для получения достоверного результата
Итак, для получения полной картины состояния глазного аппарата, проверяется:
- Острота зрения, от которой в первую очередь зависит скорость реакции водителя.
- Уровень цветоощущения, чтобы исключить дальтонизм.
- Ширина кругозора – состояние бокового зрения имеет решающее значение для контроля ситуации на дороге.
Рассмотрим, как проходит процедура обследования для каждого критерия.
Острота зрения для получения прав
Диагностика зрения на остроту для получения ВП проводится с помощью специальной таблицы Сивцева либо Головина. На ней расположены буквы разного размера – чем ниже строчка, тем меньше буква.
Обследуемый садится перед таблицей на расстоянии 5 м и называет буквы, на которые указывает врач. Каждый глаз проверяется отдельно.
Осмотр считается пройденным, если вы смогли прочитать десятую строчку, на которой находятся самые мелкие цифры. Но даже если вы смогли разглядеть только 9-ю или 8-ю строчку, это также не является отрицательным результатом.
Если вам вдруг захочется обмануть врача, и вы выучите всю таблицу перед визитом к нему, учитывайте, что помимо букв, на таблице есть и различные не смыкающиеся в разных направлениях круги. От вас могут потребовать также указать, какая сторона фигуры полуоткрыта, а эту часть таблицы выучить уже достаточно сложно.
Уровень цветоощущения
Думаю, не стоит лишний раз писать, насколько важен этот показатель. Ведь если вы не различаете цвета светофора, очевидно, что это создаст аварийную ситуацию.
Данное направление проверки проводится с помощью таблицы Рабкина. Она состоит из листов, на которых изображены различные элементы (цифры или геометрические фигуры).
При отсутствии отклонений, обследуемый может различить изображенные фигуры. А человеку, страдающему нарушением цветоощущения, кажется, что вся картина одного цвета. Чем меньше элементов распознано, тем сильнее уровень аномалии и ниже шанс получения прав.
Кстати, с 2012 года, ахроматопсия (самая тяжелая форма дальтонизма) стала основанием для отказа в выдаче прав любой категории. А профессиональные водители перестали получать разрешение на управление ТС при наличии серьезных признаков нарушения цветоощущения.
Ширина кругозора
Показатель по данному критерию должен быть не меньше 20 градусов. Боковое зрение проверяется специальным оборудованием – результат ниже установленной цифры является основанием для отказа в выдаче прав.
Данное нарушение не корректируется очками или линзами, а также не поддается лечению. Но оно встречается достаточно редко и свидетельствует о наличии других серьезных заболеваний, которые сами по себе стали бы основанием для отказа в выдаче справки.
Особенности вождения автомобиля с одним глазом
Выбирайте свой автомобиль осторожно
Большинство людей считают, что небольшие автомобили легче в управлении и парковке. Люди с монокулярным зрением часто выбирают именно такие, не учитывая некоторые нюансы, которые выявляются только в процессе эксплуатации. Возможно, кому-то поможет наша статья сделать выбор перед покупкой. Проблема в том, что некоторые маленькие автомобили имеют очень маленькие задние окна так, что задний обзор будет для вас недостаточен и вы не сможете увидеть многого.
Это может затруднить вашу маневренность при смене полосы движения, параллельную парковку и создать опасные моменты для других водителей в связи с недостаточным контролем заднего вида.
Во время тест-драйва обязательно проверьте насколько вам удобно парковаться и передвигаться задним ходом. Существует большая разница между тем, как разные модели и марки автомобиля выступают в этих обстоятельствах.
Найдите время на подбор автомобиля, который сможет решить задачи легко и безопасно. В достаточной мере исследуйте его в различных ситуациях, чтобы в последствии вы, с ограниченным зрением, смогли им управлять уверенно.
Начало движения
Если вы лишились глаза будучи уже водителем со стажем, тогда изучите закон в разделе, который указывает кому разрешено управлять транспортными средствами и на каких условиях. Уточните сколько по времени должно пройти после операции на глазу. Об этом можете спросить своего врача.
Чтобы привыкнуть к новому видению дороги, начните движение по тихим улицам, которые вам знакомы. Со временем добавляя более сложные пути.
Некоторые люди с монокулярным зрением вносят дополнительные изменения в свой автомобиль для облегчения задачи. Они добавляют:
- Большие боковые зеркала с обеих сторон.
- Выпуклые линзы боковых зеркал.
- Реверсивные датчики.
- Лучшие стеклоочистители.
- Большое зеркало заднего обзора.
- Галогенные фары
Пребывание на многополосной дороге по-началу может оказаться затруднительным.
- Здесь могут вам помочь звуковые удары при наезде на полосу разделения (если на дороге именно такие полосы, что в нашей стране большая редкость).
- Изменение полосы будет легче со вспомогательными средствами на вашем автомобиле.
- Вам нужно будет всегда помнить, что теперь ваше суждение расстояния изменилось.
- Держите дистанцию с передним автомобилем насколько возможно большим.
- Вождение в пределах ограничения скорости является более важным, чем когда-либо.
Парковка
Парковка задом даже для многих водителей с полным видением бывает затруднительной. А для водителя с монокулярным зрением тем более требует особого внимания и концентрации.
Будьте терпеливы с самим собой и не торопитесь. Используйте все вспомогательные средства, что есть на автомобиле для этой цели и при необходимости просите других, чтобы помогли вам. Сохраняйте чувство юмора!
Вождение в ночное время
Многие люди с монокулярным видением не любят ездить в ночное время из-за повышенной чувствительности к сильному свету встречных транспортных средств. Окулист может нанести на ваши очки покрытие, которое уменьшает количество света, блики и делает ночное вождение проще.
Галогенные фары вашего собственного транспортного средства дадут вам максимум света и видимость.
Если устал
Для любого здорового человека вождение автомобиля в состоянии усталости — плохая идея. Человек с ограниченным видением в такой ситуации подвержен особому риску, ведь он не сможет потереть уставший глаз, так как будет ехать вслепую даже в течении пары секунд. Не будем расшифровывать как это опасно…
Повязка на глаз, темные очки или протез?
Повязка на глаз привлекает излишнее внимание окружающих, заставляя человека стесняться. Справедливо будет заметить, что пугающие повязки хорошо смотрятся на пиратах из исторических фильмов, но отнюдь не на людях в повседневной жизни
Что касается затемненных очков – они не всегда уместны и в зимнее время вызывают недоумение прохожих. Да и в помещении они смотрятся довольно странно. Следовательно, оба эти метода подходят далеко не всем и не всегда.
Благодаря развитию науки и современных технологий сегодня существует отличный способ скрыть отсутствие глаза. Сделать это можно и помощью протеза, который внешне практически не отличается от глазного яблока. Имплант помещается в специально сформированную полость и находится там определенное время. Разные виды протезов подлежат плановой замене раз в несколько лет.
Виды глазных протезов:
- Стеклянные. Довольно легкие, имеют гладкую поверхность и хорошо смачиваются слезной жидкостью. Требуют бережного отношения и аккуратного использования. Менять такие протезы необходимо раз в год.
- Пластиковые. Намного прочнее и безопасней в использовании, чем стеклянные. Они устойчивы к воздействиям внешней среды, благодаря чему пациенты с одним глазом могут носить их гораздо дольше. Срок эксплуатации таких протезов – два года.
- Стандартные. Изготавливаются в массовом порядке. Имеют разную форму, размер, цвет и т. д. Отметим, что для правого и левого глаза существуют разные виды протезов. Каждому человеку стараются подобрать наиболее подходящий имплант.
- Индивидуальные. Делаются на заказ, с учетом всех индивидуальных характеристик и желаний человека. Имплантация такого протеза позволяет добиться наиболее качественного косметического эффекта.
Если на водительском удостоверении есть отметка о том, что он должен обязательно водить автомобиль с очками/линзами, но он ездит без них, то рискует понести за это наказание.
Предлагаем ознакомиться Стафилома склеры — все о зрении
Интересный факт: в законодательстве РФ нет статьи, в которой шла бы речь о езде без очков. Поэтому за такое нарушение водители приравниваются к ответственности, как езда без прав. Поэтому и такие большие суммы за езду без очков.
В дальнейшем ему придется заплатить деньги за эвакуацию транспортного средства и его хранение до устранения нарушения.
В некоторых случаях штрафа можно избежать, если водитель докажет инспектору, что не успел надеть очки, но они лежат у него рядом.
Неидеальное зрение не всегда является камнем преткновения для водителей, желающих получить права. На вопрос многих форумчан: «Какую строчку нужно видеть для беспрепятственного получения допуска на права?» ответ однозначен: «Самую нижнюю».
Помните: что езда без корректирующих средств повышает опасность на дороге. Поэтому думайте о других людях, обязательно надевайте очки/линзы, чтобы не только избежать штрафа, но и дорожно-транспортных происшествий.
С КАКИМ ЗРЕНИЕМ НЕ БЕРУТ В АРМИЮ В 2020 ГОДУ?
Пригодными к службе в армии с категорией годности Б-3 признаются юноши с незначительными анатомическими особенностями век и конъюнктивы, дальнозоркостью 6-8 диоптрий, близорукостью 3-6 дптр, астигматизмом 2-4 дптр.
Призывники с категорией Б имеют хронические заболевания роговицы, радужки, хрусталика, сетчатки и зрительного нерва в статическом развитии, глаукому на начальной стадии, болезни мышц глаза и другие патологии. Лица с такими заболеваниями будут служить в определенных родах войск, где предусмотрены специальные условия прохождения службы.
Отсрочку от армии по глазам получают при наличии заболеваний в острых стадиях, послеоперационных состояниях, при которых офтальмолог признает призывника временно негодным.
Уровень остроты
Показатель остроты зрения является одним из основоположных при прохождении медицинской комиссии для получения прав вождения автотранспортного средства. Данный тест проводится с использованием специально разработанной офтальмологической таблицы Сивцева, которая состоит из 12 строк. Каждый уровень таблицы состоит из букв различного размера, которые уменьшаются по направлению сверху вниз.
Расстояние кандидата от таблицы при проведении теста должно быть равно 5 м. Для каждого глаза тестирование проводится по отдельности. Положительное заключение дается в том случае, если обследуемый может прочесть таблицу до 10 строки включительно.
Если ранее врач рекомендовал использовать коррекционные приспособления или прописывал их для постоянного ношения, то медосмотр без очков не проводится, ведь именно они гарантируют вам допустимое зрение.
К обучению в автошколе допускаются кандидаты, результаты тестирования которых не ниже следующих показателей:
- Для получения прав, соответствующих категории В на личном автомобиле, зрение должно иметь показатели остроты не менее 0,6 единиц для лучшего глаза, и 0,2 единицы — на худшем органе зрения.
- Для водителей пассажирского автотранспортного средства и спецтранспорта минимальный показатель составляет 0,4 единицы.
- Чтобы получить право вождения категории С, показатели остроты зрения будущего водителя должны быть не менее 0,7 единиц для каждого из глаз.
- Для водителей спецтехники и пассажирского транспорта действуют отдельные требования, малейшее отклонение от которых является недопустимым.
- При постоянном использовании очков или контактных линз, их оптическая мощность не должна быть выше 8 диоптрий, при этом максимально допустимая разница между коррекционными приспособлениями составляет 3 диоптрии.
При отсутствии одного из органов зрения или его слепоте получить права можно, если острота зрения видящего глаза составляет более 0,8 единиц без использования коррекционных приспособлений и нарушения кругозора.
Перед прохождением медицинского обследования стоит знать, что острота зрения человека может изменяться в течение суток, ведь этот показатель находится в прямой зависимости от состояния здоровья.
Неуместным является и употребление алкогольных напитков накануне или непосредственно в день медицинского обследования, ведь острота зрения может снижаться при угнетенном состоянии организма.
Старайтесь перед посещением офтальмолога избавиться от волнений, ведь напряженное психологическое состояние может негативно сказаться на заключении врача. Если же вам не удалось пройти профосмотр с первого раза, то не стоит отчаиваться, ведь каждый кандидат в водители имеет право обжаловать заключение медицинской комиссии.
Водительские права и плохое зрение
Некоторые автолюбители иногда делятся с окружающими своими секретами получения водительского документа и успешным прохождением медицинской комиссии. Это касается тех случаев, когда люди с очень плохим зрением по стечению обстоятельств проходят врача-офтальмолога.
Здесь сразу же необходимо сказать о том, что если один глаз совершенно не видит, а на втором — зрение не ниже 0,8 ед., то у гражданина есть шанс получить водительский документ.
Срок действия вашего водительского удостоверения подходит к концу, и вы с ужасом понимаете, что вам придется снова проходить медкомиссию, чтобы заменить права?
Но за несколько лет у вас снизилась острота зрения и вы переживаете, что, возможно, по этой причине вам не дадут удостоверение?
0:37, 19 сентября 2016 9 0 18736
На что обращают внимание при обследовании зрения, и в каком случае могут запретить управлять транспортным средством?
Обследование у офтальмолога
При прохождении медкомиссии на получение водительского удостоверения обязательный пункт в медицинской справке – заключение офтальмолога.
В первую очередь, от состояния зрения водителя транспортного средства зависит безопасность на дороге, поэтому зрению врачи уделяют особое внимание при осмотре будущих кандидатов на вождение
Острота зрения
Обследование глаз начинают с показателя – остроты зрения: определяется возможностью глаз воспринимать раздельно две точки, которые находятся на определённом расстоянии друг от друга. Кандидату на вождение врач предлагает посмотреть специальное табло с буквенными строками различных размеров на расстоянии пяти метров. Анализ зрения проводят на обоих глазах по очереди.
Зрение считается идеальным, если без проблем удалось прочитать десятую по счету нижнюю строчку. В случае неудачи предлагается прочитать другие строчки, написанные более крупным шрифтом (девятая, восьмая и т.д.).
Обучение на водительские права допускается, если показатели зрения соответствуют следующим нормам:
- Категория «В»: в случае, если один глаз видит хуже другого, острота зрения должна быть не ниже 0,6 единиц для одного и 0,2 единицы для другого.
- Категория «С»: в случае, если один глаз видит хуже другого, острота зрения не менее 0,8 единиц для одного глаза и 0,4 единицы для другого. Также, допускается, когда оба глаза обладают остротой зрения 0,7 единиц.
- С использованием коррекционных устройств: оптическая сила не должна превышать плюс-минус восемь диоптрий, а разница между стеклами и линзами на обоих глазах три диоптрия.
- При наличии полной слепоты на один глаз или отсутствии одного из органов зрения, во втором острота должна превышать 0,8 единиц.
Цветоощущение
Обязательным показателем при проверке зрения является цветоощущение: восприятие излучение света. Во время медкомиссии на получение водительских прав определяют способность водителя различать цвета светофора. Для обследования на цветоощущение используется таблица Рабкина.
Офтальмологи определяют три типа людей по степени цветовосприятия:
- Трихроманты (норма).
- Протоанопы (нарушение цветовосприятия в красном спектре).
- Дейтеранопы (нарушение цветовосприятия в зеленом спектре).
Кругозор
Одним из препятствий при офтальмологическом осмотре, с которым встречаются кандидаты на получение водительских прав, является узкий кругозор. Кругозор определяется при исследовании предельного сужения зрения, которое не должно быть больше двадцати градусов.
Узкий кругозор также невозможно исправить с помощью корректирующих устройств, и в данной ситуации человек не должен быть допущен до обучения на вождение.
Заболевания глаз
Существуют другие виды заболеваний глаз, которые могут послужить препятствием для получения прав на вождение, в зависимости от степени их тяжести: отслойка сетчатки, глаукома, катаракта. Окончательное заключение о состоянии здоровья глаз может дать только врач, проведя необходимое обследование.
Как успешно пройти проверку?
Конечно, каждый человек, заходящий в кабинет врача при прохождении шофёрской комиссии, надеется выйти оттуда с допуском. Однако не все уверены в том, что у них получится это сделать.
Существуют способы увеличения своих шансов прохождения офтальмолога. Среди них есть как законные, так и незаконные варианты.
Если вы собираетесь пройти комиссию законным путём, перед посещением офтальмолога дайте своим глазам отдых. Выспитесь, не сидите долго у компьютера или телевизора. В очереди в кабинет не смотрите на источники света и дайте органам зрения отдохнуть от бесконечного созерцания экрана телефона.
Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.
Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.
Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного
лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также
упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома
В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.
• Онлайн расшифровка заключения офтальмолога
• Глазные заболевания и служба в армии
• Инвалидность по зрению: группы и критерии
• Близорукость: симптомы, причины, диагностика, современные методы лечения
• Астигматизм: Виды, симптомы, лечение
Какое зрение требуется водителю
Зрение автолюбителя и профессионального водителя должно соответствовать предписанной норме. Автомобилисту нужно хорошо различать цвета, четко видеть окружающие предметы. От этого зависит его реакция на события, происходящие во время движения на дороге.
Безответственно по отношению к себе и окружающим садиться за руль с нарушениями зрения, при которых водитель:
- совсем не различает фигуры и очертания предметов в сумерках;
- видит расплывчато днем;
- имеет ограниченный угол зрения.
Получение разрешения окулиста на права в категории A, B, C, D
Разрешение офтальмолога на вождение различными видами транспортных средств, получат граждане, не имеющие патологий зрения, значительно снижающих качество жизни. Категория определяется согласно норме:
Категория |
Ведущий глаз |
2 глаз |
А, B |
До 0, 6 |
До 0, 2 |
С, D |
До 0, 8 |
До 0, 4 |
Водить собственное авто можно с одним зрячим глазом. Оставшийся здоровый зрительный орган должен при осмотре у врача получить оценку не ниже 0,8 единиц.
Предписания построены с учетом наличия у большинства людей ведущего глаза. Есть люди, у которых оба зрительных органа видят одинаково. Для них получение прав, возможно, при показателе 0,7 единиц.
Нельзя однозначно сказать, как хорошо человек должен видеть, чтобы получить права. Граждане получают допуск офтальмолога без проблем, если они видят все строки проверочной таблицы.
В остальных ситуациях специалист учитывает категорию, на которую претендует водитель. Вождение пассажирских автобусов, троллейбусов с плохим зрением не допустимо.
Проверка на дальтонизм
Отклонения цветоощущения являются врожденным заболеванием. Человек, имеющий подобные отклонения может не подозревать об их наличии. Обычно дальтоники не различает зеленые, красные цвета.
Опасность заболевания в том, что водитель не понимает, какой сигнал светофора горит, может начать движение на красный свет, воспринимая его в зеленом спектре.
Для определения цветовосприимчивости офтальмологи используют таблицу Рабкина. Все люди делятся на три типа п о способности воспринимать цвета и оттенки:
- Трихроманты — большая группа, включающая людей, не имеющих патологии. Количество воспринимаемых оттенков лиц с нормальным цветоощущением различается от врожденных способностей. Художественно одаренные люди видят в несколько десятков раз больше различных градаций тональностей, чем обычные.
- Протанопы — пациенты, не ощущающие цвета и тона красного спектра.
- Дейтеранопы — не распознают зеленый цвет.