Что такое антифриз и зачем он нужен?
Содержание:
- Готовый рабочий раствор или концентрированная жидкость
- Почему нельзя игнорировать обслуживание системы охлаждения
- Для чего нужен антифриз
- Из чего состоит охлаждающая жидкость?
- Как правильно выбрать антифриз
- Что лучше тосол или антифриз
- Какой антифриз выбрать?
- Как часто стоит менять систему охлаждения в автомобиле
- Различия в цвете
- Особенности применения антифризов
- Функции, которые выполняет охлаждающая жидкость
- Полная замена антифриза или доливка
- Какие типы антифриза бывают и история создания
- По применяемому в работе составу антифризы бывают
- Виды антифриза
- Советы и рекомендации
- Технические характеристики антифриза
- Антифриз: выбор по цвету
Готовый рабочий раствор или концентрированная жидкость
По качеству состава и тот и другой вариант одинаковый. Единственная разница в том, что при покупке концентрата вы экономите средства и покупаете при этом бутыль меньшего объёма. Но придя домой и, разведя по инструкции концентрированную жидкость обычной водой, вы получаете тот же самый антифриз. Однако здесь есть свои «минусы» и «плюсы»:
- «Минусом» является лишь то, что приходится дополнительно вникать в разведение и соблюдать пропорции, то есть уделять данному процессу дополнительное время.
- «Плюсом» можно назвать то, что при желании можно сделать жидкость более насыщенной, этот способ отлично сработает при сильных морозах, и раствор выдержит температуру даже – 40 градусов. В летний период, вы сможете наоборот, немного разбавить раствор, сделав его более водянистым.
Почему нельзя игнорировать обслуживание системы охлаждения
Ни что не вечно в нашей жизни. В том числе и антифриз, который со временем может испаряться из системы и может терять со временем свои химические свойства. Естественно, в связи с потерей физических и химических свойств антифриз перестает справляться со своей задачей и двигатель вашей машины перестает охлаждаться, как ему подобает. Это может привести к катастрофическим последствиям в двигателе. Причем многие последствия могут быть необратимыми.
Вот почему так важно не только регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, но и своевременно периодически менять жидкость на новую. Что происходит с антифризом со временем? Как мы уже сказали, с течением времени при эксплуатации машины охлаждающая жидкость начинает терять свои свойства
Например, в антифризе может появиться большее содержание воды, что приведет к излишней влажности в системе охлаждения. К сожалению вода по сравнению с антифризом имеет низшую точку кипения и в итоге антифриз, в котором со временем увеличилось количество воды, может начать закипать раньше положенного времени. В результате этого в системе охлаждения может образовываться пар, который может перегревать металлические компоненты двигателя
Что происходит с антифризом со временем? Как мы уже сказали, с течением времени при эксплуатации машины охлаждающая жидкость начинает терять свои свойства. Например, в антифризе может появиться большее содержание воды, что приведет к излишней влажности в системе охлаждения. К сожалению вода по сравнению с антифризом имеет низшую точку кипения и в итоге антифриз, в котором со временем увеличилось количество воды, может начать закипать раньше положенного времени. В результате этого в системе охлаждения может образовываться пар, который может перегревать металлические компоненты двигателя.
А что, если заливать концентрированную охлаждающую жидкость? В этом случае конечно жидкость прослужит в системе охлаждения дольше, так как в концентрате содержание воды будет минимальным и для того, чтобы антифриз потерял свои свойства понадобится больше времени. Но все-же рано или поздно вам придется заменить и сам концентрат на ту же новую жидкость, чтобы обеспечить своей машине нормальное охлаждение.
В последние годы на рынке и это правда появился новый тип антифризов, которые не содержат воду и имеют большую температуру точки кипения, что позволяет им выдерживать экстремальные морозы. Такие антифризы, как правило, значительно дороже традиционных водных аналогов. Чаще всего подобные охлаждающие жидкости выпускают сами автопроизводители под собственным брендом и не редко используют их в своих технических центрах при плановых ТО.
Например, для сравнения: большинство этиленгликолевых антифризов закипают при температуре 106 градусов по Цельсию. Безводные же, более дорогие антифризы закипают чаще всего при температуре 190 градусов по Цельсию.
Соответственно, при такой высокой температуре точки кипения вероятность того, что жидкость закипит в вашей машине, равна практически нулю.
Но кроме всего этого, при такой точке кипения безводный антифриз фактически сводит на нет вероятность образования пара внутри самой системы охлаждения, что позволяет быть уверенным, даже по прошествию времени двигатель вашей машины не будет испытывать экстремальных температур.
И еще, благодаря отсутствию воды безводные антифризы предотвращают коррозию в системе охлаждения. Ведь именно коррозия является главным виновником повреждения радиатора охлаждения и других металлических деталей в системе охлаждения.
Причем остановить коррозию при использовании водных антифризов практически невозможно, даже если регулярно проводить очистку системы охлаждения. Сами понимаете, где вода — там ржавчина.
Для чего нужен антифриз
Охлаждающая жидкость необходима для автомобиля всегда. Она выводит лишнее тепло из работающего двигателя и не замерзает при сильных морозах, не давая, таким образом, разорваться стенкам мотора.
Благодаря специальному насосу, который иногда называют помпой, антифриз (куда заливать его, вы узнаете чуть позже) циркулирует по названной системе автомобиля. Если машину необходимо нагреть, жидкость пройдет так называемый малый круг — не задевая радиатор и помогая равномерно распределяться теплу.
В случае, когда двигатель нагревается до определенной температуры, включается система «большого круга», и задействованным для циркулирования антифриза оказывается радиатор охлаждения. Движение антифриза осуществляется внутри блока цилиндров. Стенки его представляют собой целую систему. Благодаря быстрому нагреву жидкости, цилиндры быстро передают тепло помпе, которая и выводит антифриз к радиатору. Охлажденная жидкость попадает в специальные бачки, откуда вновь возвращается к блоку цилиндров двигателя. Таким образом, на вопрос, зачем же все-таки необходим антифриз, можно ответить так: для оптимального функционирования автомобиля.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первые ДВС охлаждали с помощью воздуха. Но чем мощнее и сложнее становились моторы, тем тяжелее было организовать необходимый теплоотвод, используя воздушную систему охлаждения. Выход был найден — для охлаждения моторов стали использовать жидкость.
Первой охлаждающей жидкостью (ОЖ) стала вода. За долгие годы использования выявились ее основные недостатки:
- необходимость слива из неработающего двигателя при отрицательных температурах;
- способствование возникновению коррозии.
В двадцатых годах прошлого столетия на помощь конструкторам двигателей пришла химия. В роли ОЖ стали использовать смесь этиленгликоля и воды. Чистый этиленгликоль — двухатомный спирт — замерзает при температуре 13 градусов ниже нуля, но в смеси с водой (65% к 35%) не замерзает до тех пор, пока температура не опустится до отметки минус 65 градусов по шкале Цельсия. При этом антифриз не превращается в лед, а остается вязкой массой, которая не разрушает детали двигателя.
Из чего состоит охлаждающая жидкость?
На ранних этапах развития двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости для авто применялась обычная вода, которая нагревалась до температуры кипения и за счет этого поддерживала температурный режим. В процессе эксплуатации постоянно приходилось добавлять воду. Позднее стали использовать замкнутые системы с радиаторами и лить дистиллированную воду, которая образует меньшее количество соляных отложений на стенках механизма. Из-за высокой температуры замерзания воды появились охлаждающие жидкости, созданные на основе различных веществ.
В качестве охлаждающих жидкостей применялись смеси, получаемые на основе воды с добавлением:
- глицерина;
- метилового или этилового спирта;
- этиленгликоля.
В настоящее время используются жидкости, состоящие из компонентов:
- дистиллированная или деионизированная вода;
- этиленгликоль (реже используется более дорогостоящий пропиленгликоль);
- комплекс антикоррозионных присадок.
Процентный состав антифриза
Как правильно выбрать антифриз
Выше уже было обозначено, что ориентироваться на фактор цвета антифриза бессмысленно
Но важно принимать в расчет свой автомобиль и климатические условия его эксплуатации. В большинстве случаев производители машин прописывают в документах подходящие жидкости, и вы можете следовать их советам
Учитывайте также следующие особенности:
- Антифриз должен идеально отводить тепло и поглощать его. Посмотрите на соотношение воды и активных компонентов в составе, чтобы понять, когда жидкость закипает, а когда замерзает.
- Дополнительные присадки в продукте помогут защитить автомобильную конструкцию от коррозийных процессов и продлят срок эксплуатации машины.
- Состав антифриза ни в коем случае не должен вступать в химическую реакцию с материалами авто, будь то резина или пластик. Вы можете выбирать карбоксилатные, гибридные или традиционные антифризы.
- Выбирайте смеси с минимумом фосфатов, аминов и нитратов, ведь они провоцируют развитие накипи. Наиболее опасны в плане выпадения осадков жидкости с кремниевыми силикатами.
- В зависимости от удобства и наличия свободного времени можно приобрести концентрат или готовую жидкость.
Что лучше тосол или антифриз
Даже зная основные свойства охлаждающих жидкостей, не всегда просто понять, что лучше заливать: тосол или антифриз?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, эксперты советуют ознакомиться с требованиями к расходным материалам, которые предъявляет производитель конкретного автомобиля.
Нередко компания, выпустившая транспортное средство, самостоятельно указывает марки ОЖ, которые можно использовать для замены антифриза.
Однако чаще в инструкции по эксплуатации авто содержится только описание свойств, которыми должна обладать подходящая охлаждающая жидкость. Выбор разновидности расходного материала в данной ситуации ложится на плечи владельца авто.
Зарубежный антифриз и отечественный тосол изготавливаются по одной и той же технологии. Однако эксперты утверждают, что первая охлаждающая жидкость превосходит по качеству вторую.
При этом необходимо учитывать, что в учет принимались только качественные хладагенты. Если охлаждающая жидкость не соответствует нормам, она может нанести вред автомобилю, вне зависимости от того, тосол это или антифриз. Преимущества качественного антифриза перед тосолом представлены в таблице ниже.
Преимущество |
Пояснение |
Антифриз лучше охлаждает двигатель авто, чем тосол |
В состав любого тосола входят вещества, которые способствуют защите деталей от коррозии и преждевременного разрушения. Попадая в систему охлаждения автомобиля, ОЖ данного типа создает на металлических элементах слой, толщина которого может доходить до 0,5 мм. Защищая компоненты системы от коррозии, тосол существенно снижает коэффициент теплоотдачи. Это приводит к тому, что двигатель автомобиля вынужден функционировать в условиях повышенной температуры. Мотор начинает быстрее изнашиваться. Кроме того, происходит снижение мощности двигателя, а расход топлива повышается. Антифриз функционирует по другим принципам. Он создает защитный слой только в том месте, где наблюдается воздействие коррозии. Эта особенность позволяет сохранить теплоотдачу на положенном уровне. |
Антифриз можно менять значительно реже, чем тосол |
В отличие от тосола, антифриз обладает повышенной стабильностью. Расход присадок, входящих в состав ОЖ, осуществляется значительно медленнее. Антифриз может сохранять свои свойства до 100 000-250 000 км пробега. Если автовладелец использует расходный материал для обеспечения функционирования системы охлаждения легкового автомобиля, он может не менять ОЖ до 5 лет, а если хозяином грузового – то до 7 лет. Самый мощный тосол приходит в негодность уже после 40 000 км пробега. Менять охлаждающую жидкость данного типа необходимо не реже, чем 1 раз в 2 года. |
Антифриз позволяет обеспечить лучший уровень защиты алюминия |
Подобный факт особенно важен для владельца автомобиля, в котором установлен радиатор из алюминия. В традиционных отечественных тосолах отсутствуют присадки, защищающие разновидность металла и предотвращающие его разрушение. Применение ОЖ данного типа приведет к преждевременному выходу системы охлаждения из строя. В отличие от тосолов, карбоксилатный антифриз отлично защищает алюминиевые детали от разрушения. |
Антифриз способствует увеличению периода функционирования водяного насоса |
Водяные насосы быстро ломаются. Под действием протекающих физических процессов, в них начинают образовываться полости, которые приводят к быстрому разрушению детали. Использование антифриза может повысить период работы водяного фильтра на 40-50%. Классические тосолы подобным свойством не обладают. |
Антифризу присуща стабильность свойств |
Если автомобилист использует стандартный тосол, в системе охлаждения автомобиля могут образоваться гели. Они оказывают негативное влияние на охлаждение двигателя. Так, гели могут засорить радиатор и даже блокировать работу термостата. Воздействие гелей приводит к тому, что система охлаждения начинает работать хуже. Карбоксилатный антифриз стабильнее тосола. Он не превращается в гель в процессе использования и не приводит к возникновению негативных последствий, к которым могут привести изменение свойств веществ. |
Карбоксилаты обладают хорошей совместимостью |
Карбоксилаты отлично совмещаются с пластмассовыми и резиновыми элементами, которые входят в состав системы охлаждения автомобиля. |
Антифризы обладают стабильностью при высоких температурах |
Охлаждающие жидкости данного типа не меняют свойств и позволяют обеспечить нормальное функционирование двигателя. |
Какой антифриз выбрать?
Лучший антифриз – рекомендованный заводом изготовителем вашего автомобиля
Даже присадки антифриза того же типа, но другого производителя, могут негативно отразиться на деталях охлаждающей системы.
При выборе фирм стоит остановить внимание на известных продуктах высокого качества.
Обратить внимание на внешний вид: осадок не допустим, коробка и этикетка должны быть качественными, флакон с одноразовой пробкой или мембраной под ней. Антифриз не имеет запах – запах бензина или топлива не допустим
При встряхивании пена должна осесть за 3-5 секунд. Минимальное значение pH — в пределах 7,4-7,5, чем выше, тем лучше (до pH 7,8-8). Нормальная плотность 1,065—1,085 г/куб см.
Во время использования антифриза не допускается изменение цвета, только незначительное потемнение. Допускается добавлять в систему охлаждения дистиллированную воду или антифриз того же производителя.
При возможности проверить соответствие одному из стандартов (указано на упаковке) – не является основным, но гарантирует качественный и количественный состав присадок в антифризе.
Как часто стоит менять систему охлаждения в автомобиле
Во-первых, начнем с того, что практически любой современный антифриз стоит заменять в автомобиле в среднем через 70 тысяч километров пройденного пути. Также учитывайте, что если вы не в состоянии проехать такое расстояние на своем автомобиле, в таком случае стоит провести всю замену охлажд. смеси спустя каждые пару тройку лет.
Есть множество критериев, которые благоприятствуют ранней замене охлаждающей смеси. Работа антифризов может зависеть от времени эксплуатации и тех. состояния автомобилей.
- Внеплановая замена системы охлаждения в автомобиле может проводиться в том случае, если: — охлаждающая смесь потеряла свои физическое свойства (это может выражаться в ее помутнении либо в потемнении со временем);
- также это актуально, если двигатель вашего авто проходил определенный ремонт, перед которым обычно проводится замена и слив охлаждающей смеси в системе охлаждения;
- элементы охлажд. системы были повреждены из-за утечки системы охлаждения в автомобиле. Перед тем как вы приступите к замене охлажд. смеси, определитесь с ее типом. Я посоветовал бы вам делать все в точности согласно моей инструкции.
Как это стоит делать? В начале вам нужно пристроить свой авто на горизонтальной поверхности. Далее вам стоит вылить старую охлажд. смесь их системы, при этом старайтесь руководствоваться определённым алгоритмом.
Заранее подготовьте и установите ёмкость под точки слива охлажд. смеси в автомобиле;
Далее вам стоит выкрутить краны слива на системе охлаждения. Открывать краны стоит как можно более аккуратно, при этом делать это стоит по ходу заливания антифриза в машину
Сам слив важно выполнить как можно более медленно. В конце концов после того как вы слили основную часть охлажд
смеси, выкрутите крышку расширительного бака.
Вам стоит обратить внимание на то, что системы трубок и кран для залива могут стоять в разных точках, поскольку тут многое зависит от конструктивных решений вашего авто.
Различия в цвете
Антифризы могут отличаться между собой по оттенку, однако сам цвет не обусловлен входящими в состав компонентами либо качеством полученной смеси. Определенный оттенок скорее закреплен за каждый производителем.
Какими основными соображениями важно руководствоваться при создании смесей между двумя и более антифризами? В этом месте можно написать, минимум, несколько простых рекомендаций:
- Без опасений вы можете смешивать между собой различные антифризы, которые имеют общую базу и компоненты, соответствующие установленным нормам качества. Однако, характеристики такой жидкости очень часто не пишутся компанией, и поэтому покупателю стоит лишь следовать инструкциям, установленным на упаковке.
- Различные виды смесей (с искусственными и натуральными добавками) можно перемешивать лишь при указании производителя.
Учитывайте, что несовместимость охлаждающих смесей заключается в вероятности появления реакции между входящими в состав добавками. Это может негативно повлиять на работу мотора.
Особенности применения антифризов
Прежде всего, в ходе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с охлаждающим раствором в качестве антифриза стоит помнить, что каждый вид охлаждающей жидкости имеет срок своей службы и нужно не забывать менять это вещество по истечению срока эксплуатации.
Другой важный момент, о котором мало кто знает, касается подержанных автомобилей. В ходе их покупки по внешнему виду охлаждающего раствора можно легко определить состояние двигателя и то, как за ним ухаживал предыдущий хозяин.
Если это вещество, мутное, грязное, со следами ржавчины и осадка, то можно сделать вывод что автомобиль эксплуатировался не надлежащим образом и имеет достаточно большой пробег.
Собственно, это всё что можно сказать об антифризе и нюансов его использования.
Функции, которые выполняет охлаждающая жидкость
Многие знают, что антифриз играет важную роль для работы двигателя, что нужно проверять его уровень и при необходимости доливать его в расширительный бачок. Но не все могут сразу ответить, какие функции выполняет эта жидкость. Остановимся сначала на этом вопросе. Термин «антифриз» подразумевает под собой сразу несколько видов жидкости. Все они нужны для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Без него произойдет перегрев, который грозит серьезными последствиями, в том числе капитальным ремонтом.
Кроме того, антифриз защищает не только от перегрева, но и от замерзания. В отличие от воды он очень устойчив к низким температурам. Также охлаждающая жидкость характеризуется минимальным коэффициентом расширения. Так, в процессе замерзания вода может увеличивать объем до 9 %, а антифриз – всего до 1,5 %.
Благодаря входящим в состав присадкам обеспечивается защита не только от перегрева, замерзания, повреждения деталей, но и от коррозионных процессов. Наличие присадок в жидкости проверить довольно легко. Достаточно понаблюдать за антифризом. Он постоянно циркулирует в системе и постепенно теряет свои эксплуатационные свойства. Из него испаряется вода. Сама жидкость приобретает темный оттенок.
Полная замена антифриза или доливка
Антифриз имеет свойство испаряться или вытекать, то есть исчезать в неведомом направлении. Некоторым водителям жалко избавляться от старой жидкости, поэтому они доливают к старому антифризу, свежую жидкость. Надо сказать, что это довольно распространённая практика среди автомобилистов и пугаться не стоит.
Да, мы экономим, да мы считаем, что и без того, вкладываем в свой автомобиль ежемесячно большую сумму денег. Проблема не в этом, а в том, что доливать необходимо только родной антифриз, тот самый, которым уже была заправлена машина. Производители допускают доливание, только в том случае, если ОЖ совместимы по составу и другим показателям.
Словом, не нужно проводить экспериментов над собственным авто, при правильной и бесперебойной эксплуатации которого, вы будете испытывать лишь удовольствие от вождения.
Какие типы антифриза бывают и история создания
Антифриз – это скорее общее обозначение для большей части охлаждающих смесей в автомобиле, которых существует большое количество на рынке. Однако для охлаждения мотора ранее применялась обычная вода. Далее воду заменили на раствор соли и собственно воды.
Первичный прототип антифриза для системы охлаждения автомобиля был получен в 1930 году. После этого основную охлаждающую роль стал выполнять стандартный этиленгликоль. Потом к этиленгликолю было решено добавлять различные присадки и со временем уже был получен новый антифриз.
В настоящий момент на рынке авто товаров можно увидеть большое количество антифризов. Все они различаются между собой по составу используемой смеси, а также могут отличаться цветом и временем гарантийной работы.
По применяемому в работе составу антифризы бывают
- карбоксилатными;
- силикатными;
- гибридными.
Все вышеназванные типы антифризов имеют определенные особенности для использования и отличаются друг от друга по многим свойствам. Например, силикатные виды антифризов для мотора имеют в себе много неорганической кислоты. Такой тип антифриза является наиболее популярным в использовании и имеет множество добавок.
- Отрицательной компонентой этого типа смеси для охлаждения является — склонность к появлению налета. Далее по ходу использования такого антифриза, соли в его составе создают собой аккуратную пленочку налета, которая может оседать и не позволяет мотору стабильно работать. Это провоцирует чрезмерное нагревание двигателя автомобиля, а также приводит к еще более значительному потреблению мотором смазки и бензина.
- Карбоксилатные типы антифризов имеют отличные антикоррозионные, а также антикавитационные характеристики.
- Гибридные виды антифризов имеют в себе как различные органические, так и всевозможные неорганические виды кислот. Данный вид антифриза имеет обозначение – G11. Этот вид антифриза сочетает в себе как отрицательные, так и положительные характеристики двух описанных ранее типов антифризов.
- Новым в списке среди всех охлаждающих антифризов можно назвать лобрид антифриз — G12 плюс и последний антифриз G13. Он имеет в своем составе естественную природную основу и многочисленные присадки. Благодаря своему продуманному составу данная смесь может служить до 100 тысяч километров пробега.
- Самой известной и в то же время доступной по стоимости, но все же не особо качественной является классическая охлаждающая смесь. Время ее службы не больше двух лет. Этот вид охлаждающей смеси не способен выдерживать максимальную температуру в работе и переходит в фазу кипения при 105 градусах.
Виды антифриза
В самом начале автомобилестроения в качестве антифриза использовали обыкновенную воду. Она плохо отводила тепло, из-за чего быстро закипала. Впоследствии стали добавлять соль. Прародителем современных охлаждающих жидкостей стал тосол, который впервые был упомянут в 1930 году.
Только в это время ОЖ стали делать из этиленгликоля, потом стали добавлять определенные присадки. Сегодня на рынке представлено большое количество антифризов, которые отличаются по цвету, сроку эксплуатации и другим параметрам. Сегодня охлаждающие жидкости делятся на следующие типы:
- Силикатные. В их составе присутствуют соли неорганических кислот. Они выполняют функцию различных присадок. Недостаток силикатных охлаждающих жидкостей заключается в том, что они оставляют на стенках охлаждающей системы тонкую пленку. В будущем это приводит к недостаточному охлаждению мотора. Также это повышает расход масла и топлива.
- Карбоксилатные – состоят из органических кислот, за счет чего предотвращают появление накипи или каких-либо отложений. Это наиболее популярные типы охлаждающей жидкости, которые предназначены для замены один раз в 5 лет.
- Гибридные. Охлаждающие жидкости, которые выпускаются под маркировкой G11.
- Лобриды – смесь из силикатов и карбоксилатов. Это современные охлаждающие жидкости, которые подходят для определенных автомобилей.
- Традиционные. Такие охлаждающие жидкости применяются для устаревших автомобилей. Они закипают при температуре в 100 градусов, предназначены для замены 1 раз в 2 года.
Последней разработкой инженеров стал антифриз G13. Он появился на рынке в 2008 году. Жидкость сделана из органических и минеральных добавок, которые поддерживают нормальную работу силового агрегата.
В чем разница между антифризом G11 и G12?
G11- антифриз, который создан на неорганической основе. Дополнительно в него добавляют антикоррозийные ингибиторы, которые формируют защитную пленку на внутренней поверхности двигателя. Такие ОЖ предназначены для замены один раз в 2-3 года. Антифриз этого класса имеет зеленый цвет, требует обязательной сертификации.
Антифриз G12 – охлаждающая жидкость красного цвета. Она более современная, способна по-другому защищать двигатель автомобиля от износа. Предназначен для более новых автомобилей, в охлаждающей системе которых нет деталей из латуни и меди. Это значит, что в ОЖ добавляют другие антикоррозийные присадки.
Антифриз – это важный продукт в системе любого автомобиля. К его выбору каждый автомобилист должен относиться максимально ответственно. Старайтесь приобретать ОЖ исключительно в проверенных местах, чтобы не нарваться на подделку. Только в таком случае вы не столкнетесь ни с какими проблемами из-за неправильной жидкости в системе охлаждения.
Советы и рекомендации
В процессе эксплуатации уровень антифриза в расширительном бачке понижается даже тогда, когда система герметична. Дело в том, что имеет место испарение воды. В бачок нужно доливать дистиллированную воду (в крайнем случае, обычную и хорошо прокипяченную не мене 30-40 минут).
Если же произошла утечка антифриза, тогда компенсировать потери одной водой уже нельзя. Другими словами, нужно доливать охлаждающую жидкость, причем учитывая то, что многие ОЖ между собой не смешиваются.
Оптимально для долива иметь в запасе концентрат и дистиллированную воду, смешивая жидкости в указанной производителем пропорции. Что касается уже готовых антифризов, старайтесь избегать приобретения подобных составов на авторынках или у частных лиц, которые реализуют подобную продукцию вдоль трасс.
Отмечены частые случаи, когда вместо ОЖ продавалась подкрашенная проточная вода, антифриз-отработка и т.п. По этой причине правильным решением будет покупка охлаждающей жидкости в специализированных автомагазинах.
Еще отметим, что чистый неразбавленный водой концентрат использовать в системе охлаждения двигателя запрещено. Как уже говорилось, этиленгликоль с пакетом присадок замерзает при отрицательных температурах около -12 градусов.
Получается, концентрат попросту замерзнет в системе, так как без разбавления водой его нельзя считать готовым к использованию продуктом. Что касается пропорций, необходимо изучать этикетку на упаковке с концентратом. Обычно производители сами отдельно указывают, что лить в радиатор или бачок на разных авто, сколько концентрата и воды нужно, а также как их смешивать для того, чтобы получить желаемую температуру замерзания охлаждающей жидкости.
Параллельно отметим, что на территории СНГ участились случаи подделки антифризов известных брендов. По этой причине внимательно осматривайте канистру. Тара должна быть качественно изготовлена, все наклейки и этикетки должны иметь четкий шрифт и располагаться на канистре ровно.
На канистре должен быть указан номер партии, производитель, а также рекомендации о том, как правильно разбавлять антифриз (в случае с концентратом) или использовать уже готовый продукт. Также указывается температура кипения, температура замерзания, дата изготовления, срок годности и другая важная информация.
Отдельного внимания заслуживает и пробка. Обычно изготовители используют крышки с одноразовой пломбой. Дополнительно для лучшей защиты от фальсификата может присутствовать наклейка-голограмма и т.п.
Необходимо удостовериться в целостности пломбы, зубчатое кольцо должно плотно прилегать к горловине, не прокручиваться. Сама крышка не должна быть приклеена к горловине. Также канистра должна быть герметичной, не допускается наличие утечек жидкости или выхода воздуха из-под крышки при переворачивании или нажатии.
Напоследок отметим, что многие производители используют тару из прозрачного или полупрозрачного пластика, позволяя оценить цвет и состояние жидкости в канистре. При встряхивании канистры с ОЖ должна образоваться пена, которая оседает через пару секунд в канистре с готовой к применению жидкостью, а также через 4-5 сек. в случае с неразбавленным концентратом.
Если при осмотре замечено, что жидкость помутнела, пенообразование высокое, просматривается осадок на дне или общий цвет антифриза вызывает подозрения, тогда от такой покупки лучше воздержаться.
Технические характеристики антифриза
Характеристики готовых антифризов зависят от концентрации активного вещества (этиленгликоля или пропиленгликоля) в воде, а также свойствами присадок.
Температурные показатели
Этиленгликоль в чистом виде замерзает всего лишь при -13 градусах. Однако при смешивании с водой в пропорции 60:40 дает раствор, замерзающий аж при -49 градусах. Это свойство делает его пригодным к применению в суровых зимних условиях.
Температура кипения этиленгликоля составляет 197 градусов и при разбавлении водой снижается. Готовый антифриз закипает при 120 градусах, и этого вполне достаточно даже для мощного двигателя.
Пропиленгликоль в растворах ведет себя совершенно по-другому: чистое вещество замерзает при -60, а раствор с водой в пропорции 60:40 замерзает при -54 градусах. Температура кипения снижается так же плавно, и со 187 градусов для чистого пропиленгликоля падает до 135, что немного выше, чем у этиленгликолевых составов.
А вот Тосол закипает уже при 105-110 градусах, зато выдерживает мороз до -65.
Плотность
Плотность антифриза интересует в основном специалистов, которые обслуживают технику. Как правило, владельцам легковых автомобилей советуют следить за уровнем жидкости в системе охлаждения, доливать антифриз по мере надобности и менять его по графику.
Однако плотность напрямую связана с такой важной характеристикой как «число Прандтля». Это показатель того, насколько быстро жидкость способна отводить тепло
Чем выше плотность – тем выше число Прандтля, именно поэтому ее тоже иногда приходится измерять. Кроме того, от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. То есть иногда нелишним будет знать, годится ли жидкость, которая залита в систему охлаждения, для зимнего периода. И что там вообще «нашаманили» сервисмены…
Плотность любой жидкости определяется в граммах на кубический сантиметр или килограммах на кубометр (г/см3 или кг/м3). Плотность воды 1 г/см3 (или 1000 кг/м3). У чистого этиленгликоля этот показатель составляет 1,113 г/см3 (1113 кг/м3). Смесь этих двух жидкостей в пропорции 50:50 имеет плотность 1,071 г/м3, то есть не вычисляется как среднее арифметическое. Такой антифриз имеет температуру кристаллизации -40 градусов, то есть это стандартный зимний вариант.
Измерение плотности в домашних условиях делается с помощью ареометра для электролита и охлаждающей жидкости. Для этого нужно набрать в колбу достаточное количество охлаждающей жидкости (не горячей, лучше всего использовать остывшую) и посмотреть, на какой отметке остановится шкала. Если плотность составляет 1,071 г/м3 и больше, всё нормально. Если нет, то нужно либо заменить антифриз, либо долить немного концентрата.
Вспениваемость
Этот показатель измеряют при производстве антифриза. В первую очередь, пена вредит системе охлаждения, вызывая так называемую кавитационную коррозию. Кавитация – это образующиеся и лопающиеся пузырьки воздуха, каждый из которых действует как микровзрыв. Когда такой пузырек один это не страшно, но при постоянном пенообразовании на поверхности металлических деталей появляется коррозия в виде маленьких ямок. От нее страдает, например, водяная помпа, причем кавитация может буквально разъесть лопасти и вызвать серьезную поломку.
Антипенные присадки, которые добавляются в охлаждающую жидкость, со временем теряют свои свойства. Это еще одна причина вовремя менять антифриз, пока он не наделал беды.
Срок эксплуатации
Срок службы антифриза зависит от состава и качества присадок. Именно они решают, сохранит ли жидкость свои свойства: антикоррозийные, антипенные, температурные. Поэтому по мере эволюции антифризов срок их эксплуатации постепенно повышался.
Например, традиционный тосол рекомендуют менять каждые 2 года. Причина в том, что минеральные присадки образуют твердый осадок, который может повредить систему охлаждения.
Органические антифризы могут служить уже 5-7 лет. В течение этого времени присадки защищают металл, а сама жидкость не теряет свои свойства.
Ну а пропиленгликолевые охлаждающие жидкости не зря называют «вечными». Если такая жидкость залита на сборочном конвейере автозавода, она проработает 10 лет. Покупной антифриз имеет немного меньший срок эксплуатации, около 8 лет, что тоже весьма неплохо.
Антифриз: выбор по цвету
Водители часто при выборе антифриза ориентируются на его цвет. Так, например, красный цвет обычно имеет жидкость, пришедшая с завода – производителя. Встречается фиолетовый оттенок (Ford super PLUS Premium). Можно встретить оранжевый оттенок, а также розовый.
Но цвет является лишь негласной маркировкой охлаждёнки, потому что определённых стандартов в этом смысле не существует. Чаще всего мы видим на полках магазинов красные оттенки жидкости, в составе которых присутствует этиленгликоль. В фиолетовой карбоксилатной жидкости имеется такой элемент как пропиленгликоль. Кстати, последний состав является экологически чистым, имеет более высокий класс классификации и может эксплуатироваться до 10 лет.
Производители могут придать жидкости любой окрас, от оттенка не зависит качество ОЖ, даже самый низкосортный состав может выглядеть красивым оранжевым или красным. Не стоит ориентироваться на красоту оттенка, это одна из основных ошибок при выборе жидкости.